На портале «Азбука.ру» в разделе «Литургия оглашенных» объясняется, что каждение по церковному уставу производится после чтения Апостола. Однако в храмах Саратова диакон совершает каждение во время чтения. Почему такое несовпадение между практикой и теорией, если учесть, что звон бубенчиков заглушает священные слова посланий? Георгий
Отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
Уважаемый Георгий! Да, каждение по церковному уставу производится после чтения Апостола, во время пения так называемого аллилуария. Все мы знаем это из курса литургики. Но на практике практически во всех Православных Церквах сегодня каждение совершается во время чтения Апостола. Дело в том, что богослужение претерпело со временем значительные изменения. И если раньше аллилуарий был одной из самых протяженных частей богослужения (по времени он длился не меньше, чем сегодня Херувимская песнь), то сейчас аллилуйя пропевается достаточно быстро, коротко. За это время каждение совершить невозможно, поэтому оно происходит на Апостоле.
Я согласен, что в небольших храмах каждение мешает воспринимать текст Писания, особенно если у кадила есть бубенцы. Это действительно не очень хорошо. Поэтому, когда я служу в небольших храмах, прошу не использовать большие кадила с бубенцами, чтобы не мешать чтению.