Осенью во время недельного самостоятельного пребывания в Оптиной пустыни батюшка на исповеди благословил Причастие один раз и далее только после церковного венчания, несмотря на наличие зарегистрированного государством брака в органах ЗАГС. Как правильно понять: этот запрет распространяется на эту обитель или запрещено даже в своем храме по месту жительства в г. Саратове? Рекомендуется ли Русской Православной Церковью венчание пожилым супругам? Насколько это считается грехом? Георгий
Отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
Уважаемый Георгий! Этот батюшка неправ. К сожалению, некоторые монастырские духовники слишком смело выходят за пределы своей компетенции.
В Русской Православной Церкви есть целый ряд соборно принятых документов, в которых говорится, что Церковь признает брак, зарегистрированный государством.
Очень подробно это разъясняется в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (глава 10 «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности»).
Вот что говорится об этой же проблеме в документе «Об участии верных в Евхаристии», принятом на Архиерейском совещании в 2015 году: «Как отмечено в ″Основах социальной концепции Русской Православной Церкви″ (Х. 2) и в определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года, Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера церковной икономии, опирающаяся на слова святого апостола Павла (1 Кор. 7, 14) и правило 72 Трулльского Собора, имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко Причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак... Однако долг пастырей — напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии».
То есть супруги невенчанные, но находящиеся в законном браке, могут участвовать в таинстве Причащения. Однако если они оба являются верующими православными людьми, Церковь считает своим долгом напоминать им о необходимости совершения Венчания — таинства, которым благословляется и освящается брак. Многие пожилые супруги пришли в храм уже в зрелом возрасте, поэтому они не были венчаны раньше. Но сегодня, если Вы с супругой ходите в храм, ничто не препятствует Вам приступить к этому таинству.
Бывает, что в семье один из супругов по какой-то причине не считает для себя нужным венчаться (допустим, он недостаточно воцерковлен, или не верит в Бога, или исповедует другую религию (хотя Церковь не рекомендует своим чадам такие браки). Но и в этом случае верующий супруг или супруга не лишаются участия в церковных таинствах. Эта позиция основана на апостольских словах:«Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 14)».