Сегодня на нашей книжной полке несколько изданий, которые помогут ответить на внутренние вопросы. Эти книги объединяет мысль о том, что мы всегда можем выбирать убеждения, поведение и линию жизни. И пусть каждый сделанный выбор и каждый новый шаг приближают нас ко Христу.
Откликнуться и идти
«Благословенный труд. Карьера, успешность и вера» (протоиерей Андрей Лоргус, протоиерей Максим Первозванский, Владимир Лучанинов)
Работа, заработок, карьера, призвание — едва ли кому-нибудь эти темы могут показаться незначимыми и оторванными от жизни, причем не только будничной, но и духовной. Однако оказалось, что есть не так уж много книг, где был бы выражен христианский взгляд на эту важнейшую область нашего существования.
Большинство из нас проводит на работе огромную часть своей жизни, а у кого-то зарабатывание денег и вовсе отнимает возможность посвящать время близким. Людей, терпящих неудовлетворенность от своего труда, куда больше, чем тех, кто испытывает удовлетворение и радость на рабочем месте. Но разве может быть счастливым человек, если он работает только для обеспечения материальных потребностей собственной жизни и своей семьи? И только ли в ощущениях дело?
За ответами на множество подобных вопросов можно обратиться к книге «Благословенный труд. Карьера, успешность и вера» издательства «Никея». Церковь в лицах авторов этого издания — протоиерея Андрея Лоргуса, протоиерея Максима Первозванского и Владимира Лучанинова — слышит современного человека и открыто обсуждает его потребности и проблемы.
Это увлекательная книга, которая вдохновляет на поиски своего призвания, правильную постановку целей и труд. А ведь по мнению святых отцов, трудолюбие — это базовая, опорная добродетель, которая позволяет человеку жить честно и смотреть открыто на окружающий мир. «Не раз замечено, что люди, наиболее имеющие свободного времени, наименее употребляют его с пользой. Сто лет праздности не стоят одного часа, хорошо употребленного. Кто в праздности живет, тот непрестанно грешит», — пишет святитель Тихон Задонский.
Авторам удалось заставить читателя задуматься о необходимости соотнесения нашей жизни с верой. О необходимости оценивать все жизненные обстоятельства с позиции Евангелия. Разделяя мирскую жизнь и церковную, мы начинаем раздваиваться сами. Мнения авторов не претендуют на истину в последней инстанции, а наоборот, подталкивают к дискуссии. Этому способствует и структура книги. Она ведет читателя путем сомнений, новых начинаний, преодоления и приближения к цели. Как пишет один из читателей, эта книга — размышление о жизни человека-потребителя с сохранившейся совестью.
Как отмечают авторы, очень важное условие пути — готовность при необходимости изменить вектор движения на совершенно противоположный, ведь подлинный человеческий путь в поисках смысла бывает очень извилистым, прямыми бывают только пути «картиночные». Замечательно сказал один пожилой психолог: «Не знаю, кем я буду, когда вырасту…». И в этой прекрасной шутке было больше правды, чем самой шутки, — готовность даже в семьдесят лет поменять направление на противоположное говорит о свободе человеческого духа, о свободе творческой энергии, о свободе его призвания.
«Ведь служение — это, прежде всего, динамика, — отмечает отец Андрей Лоргус. — И когда юноша начинает свой путь, у него есть цель, он уверен, что знает, что ему нужно, но чем ближе к цели, тем меньше уверенности, потому что человек в действительности стремится только к одному — быть богом по благодати, быть творцом. Личности важен не столько внешний результат, сколько само движение. И движет карьерой, с одной стороны, ощущение того, что у тебя есть внутренний призыв или внутренний зов, и, с другой стороны, — готовность откликнуться и идти».
Менять себя, не изменяя себе
«Выбор. О свободе и внутренней силе человека» (Эдит Ева Эгер)
«Свобода начинается, когда мы учимся принимать случившееся. Свобода означает, что мы набираемся смелости и разбираем свою тюрьму по кирпичику», — пишет Эдит Ева Эгер. В юном возрасте она была отправлена вместе со своей семьей в Аушвиц. Там ее родители погибли в газовой камере, а Эдит и ее сестра испытали на себе все ужасы лагерей смерти. Через 35 лет после окончания войны, став известным психологом, Эдит вернулась в Аушвиц, чтобы избавиться от воспоминаний о прошлом и вины выжившего.
Эта книга не просто мемуары пережившего холокост человека, это незабываемые хроники героизма и стойкости, милосердия и исцеления. Она показывает, что мы всегда можем выбирать, чему нас учит жизнь и как относиться к происходящему.
«Когда мы не позволяем себе оплакивать свои потери, душевные раны и обманутые надежды, то обречены переживать их вновь и вновь», — считает автор биографического романа и ученица Виктора Франкла — австрийского психиатра, психолога, философа и невролога, также бывшего узника нацистского концентрационного лагеря. Франкл является одним из ведущих представителей гуманистического направления в психологии. Направления, ставшего отправной точкой для развития психологии современной — духовно ориентированной, — поставляющей Бога в центр и основу жизни человека. И весьма христианские, евангельские мысли и смыслы звучат в книге его ученицы.
«Мы можем выбирать, чему нас учит ужас. Стать озлобленными от горя и страха. Враждебными. Оцепеневшими. Или держаться за что-то детское в нас, живое и пытливое, за ту нашу часть, которая невинна».
«Мы не в состоянии заказать себе жизнь, в которой не было бы места ни горю, ни боли. Но мы можем решить стать свободными, спастись от прошлого и, невзирая на то, что выпало на нашу долю, объять все возможное. И я приглашаю вас сделать выбор в пользу свободы».
«Убеждение определяет наши чувства (грусть, гнев, беспокойство и т. д.), а наши чувства определяют наше поведение (закрытость, злоупотребление алкоголем или сильнодействующими препаратами с целью избавиться от нагрузки). Мы можем изменить свое поведение, лишь изменив свои чувства, а чтобы изменить чувства, следует изменить мысли».
В каждом — Божественная энергия
«Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя» (избранные поучения старца Фаддея Витовницкого)
Автор — известный духовник, один из самых почитаемых старцев Сербской Православной Церкви XX века архимандрит Фаддей (Штрбулович), стяжавший дары непрестанной молитвы, смирения, любви, прозорливости и духовного рассуждения. Сборник его наставлений — настоящая опора для людей, стремящихся вести духовную жизнь. Его поучения кратки и ясны, но в то же время глубоки.
«Многие здесь, на земном шаре, считают себя неверующими, но если мы лучше подумаем о нас самих, то увидим, что не существует ни одного разумного существа на земном шаре, которое не стремится в своем сердце к жизни и к абсолютной любви. Абсолютная любовь не меняется и продолжается вечно. Мы всем сердцем стремимся к абсолютному добру, к абсолютному миру, по существу, мы всем сердцем стремимся к Богу. Бог — это жизнь, Бог — это любовь, Бог — это мир, Бог — это радость. Мы сердцем стремимся к Богу, а мыслями противимся Богу. Сатана верует и трепещет, но все равно противится. Точно так же безбожник не есть безбожник, но противник. Итак, мы сердцем тоскуем о Боге, но противимся Ему. Наше противление не может навредить Богу, ибо Он Всемогущий, но навредит нам самим.
Мысли, настроение, желания управляют нашей жизнью. Какие мысли нас занимают — такова и жизнь наша. Если наши мысли мирные, тихие, полные любви, доброты, благородства, чистоты — тогда и в нас мир, так как все мирные мысли дают внутренний мир, который лучится из нас, ибо наши мысли мирны, тихи, полны любви и доброты. Если в себе носим негативные, адские мысли, тогда и наш внутренний мир разорен», — так пишет подвижник веры.
Святой неоднократно подчеркивает, что Господь нам все даровал, и от нас зависит, чтобы мы были добрыми. Если мы обращаем внимание на негативные черты отдельных людей, которые к нам обращаются, мы не можем иметь мира и покаяния.
Подвижник советует любить малые дела и стремиться к тому, что скромно и просто: «А когда душа созреет, Бог тогда даст ей внутренний мир. Господь сейчас на вас только смотрит, и Ему дорого, что вы стремитесь к Его миру. Пока душа не созреет для Господа, Он только иногда будет давать ей видеть, что Он всюду присутствует, все наполняет, весь мир, всю тварь. Тогда душа так радостна. Тогда она все имеет. Но после Господь опять скрывается от нас, чтобы мы тосковали о Нем и искали Его всем сердцем».
Газета «Церковная жизнь» (Покровская епархия), № 10 (295), сентябрь 2024 г.