В конце марта Священный Синод основал на Саратовской земле новую Балаковскую епархию, назначив ее епископом игумена Варфоломея (Денисова). Детство будущего владыки прошло рядом с Троице-Сергиевой лаврой, что и определило его жизненный путь: учеба в Московской духовной семинарии, затем в академии, защита кандидатской диссертации и направление в Саратовскую духовную семинарию, в которой владыка преподает уже 20 лет. Сейчас владыка знакомится с духовенством вверенной ему епархии, прихожанами, намерен побывать в каждом отдаленном селе, но для этого, по его словам, понадобится, наверное, не меньше года. Мы решили поближе познакомить читателей газеты с новым епископом и попросили его ответить на наши вопросы.
«Вне Церкви жить не смогу»
– Владыка, судя по тому, что мы узнали о Вас, Вы рано определились со своей целью и с юности поступательно к ней двигались. Кто, кроме родителей, оказал влияние на Ваше духовное развитие?
– С самого раннего детства у меня уже был духовный наставник, тогда еще игумен, потом архимандрит Илия (Рейзмир). Он окормлял всю нашу семью, и каждое воскресенье я с родителями был у него на исповеди.
Позднее я познакомился со старейшим насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, известным на всю страну старцем архимандритом Наумом (Байбородиным), который повлиял на мое мировоззрение, мой выбор. Число его духовных чад, рассеянных по всей стране, по монастырям и среди мирян, не поддается исчислению. И мне посчастливилось быть среди них. Отец Наум был настоящим подвижником, у батюшки был особый дар обращать к вере даже далеких от Церкви людей. Но и остальные братья были открыты для общения, к каждому можно было подойти, поговорить, посоветоваться.
– Неужели мальчишкой Вы видели себя только в Церкви? Не хотелось, к примеру, стать рабочим человеком?
– Дед у меня был хорошим плотником, когда он приезжал к нам, я был у него первым помощником. Помогая родственникам в строительстве дома, научился рубить срубы, освоил кирпичную кладку и сварочные работы. Для меня и сейчас лучший отдых – сменить академическую аудиторию на столярную мастерскую, поработать дома со строительным инструментом.
– Монашеский постриг Вы приняли относительно поздно, уже закончив учебу в Московской духовной академии. Какой Вы представляли свою монашескую жизнь? Может быть, думали о монастырских стенах?
– Образ монашеский жизни, действительно, был мне хорошо знаком, привычен с ранних лет и очень привлекал. После школы я сразу поступил в семинарию и здесь окончательно понял, что вне Церкви жить не смогу. В процессе обучения желание выбрать монашеский путь окончательно утвердилось. В планах было окончить обучение и уйти в один из близлежащих к родительскому дому монастырей. Именно по совету духовника и своих близких друзей я принял решение полностью завершить обучение на очном отделении и лишь после этого поступать в монастырь. Из двух вариантов – монастырское монашество и академическое монашество – я выбрал первое, поскольку считал и до сих пор считаю, что монастырская жизнь – наиболее оптимальный вариант для монашеского пути.
Но человек предполагает, а Господь располагает – я был направлен священноначалием в Саратовскую православную духовную семинарию на преподавательскую работу на двухлетний срок. Имея твердое намерение принять постриг в монастыре, я решил дождаться окончания этого периода. Но в конце моей командировки в Саратовскую семинарию я понял, что преподавательских кадров не хватает, и я буду здесь очень полезным.
Владыка Лонгин предложил мне остаться. Я обратился за советом к своему духовнику, который сказал: «Ты ищешь то, что нужно тебе, а архиерей ищет того, что полезно Церкви». После этих слов я без колебания решил продолжить свое служение в Саратовской семинарии и принял монашеский постриг, выбрав путь академического монашества.
«Совместное Причастие – это очень важно»
– По-человечески было, наверное, жаль расставаться с юношеской мечтой?
– Знаете, Господь посылает иногда людей, которым достаточно сказать несколько слов, и все встает на свои места. На тот момент слова отца Наума были для меня именно такими.
– Сегодня жизнь сделала новый виток в Вашей биографии, очень значительный виток. Вы стали во главе епархии, это совсем иные заботы. Вам приходится теперь решать множество самых разных проблем, общаться с разными людьми. Как в таких условиях хватает сил и времени на внутреннюю, духовную жизнь?
– Нагрузки не стало больше, она стала другой. Наша система образования очень изменчива, череда постоянных реформ ставит новые и новые задачи, которые требуют напряжения и профессионализма. Все эти годы я занимался подготовкой будущих пастырей, поверьте, это тяжелый труд, но приносящий большую пользу. После назначения на Балаковскую кафедру я по-прежнему заведую церковно-практической кафедрой, остаюсь на должности доцента кафедры богословия. Вот и сейчас после нашей беседы поеду в семинарию, где меня ждет преподавательская работа – буду составлять рабочую программу для магистратуры.
Что касается духовной жизни, я пока не встречал ни одного человека, которому бы удалось идеально сочетать внутреннюю, духовную жизнь и служение Церкви на административной должности. Формальные требования монашеской жизни – пост, молитва, послушание – по возможности, конечно, стараешься выполнять. Но если что-то не успеваешь, монашеское правило и монашеская жизнь восполняются твоим служением. Если ты добросовестно, со смирением трудишься на благо Церкви, это как раз и есть одна из сторон духовной жизни. Можно получить пользу от выполнения молитвенного правила, и не меньшую – от беседы с человеком, который нуждается в твоем слове.
– В одном из интервью первоочередной задачей Вы назвали знакомство с приходами и духовенством Балаковской епархии. Времени прошло не много, что удалось сделать?
– Это слишком короткий срок для содержательного знакомства с людьми. Поездки должны быть не только ради простого общения, а ради совершения Божественной литургии, совместного Причастия, это очень важно. Побывал в Пугачеве, Марксе, поселке Горном, дальше планирую поездку в Ивантеевку, Духовницкое, Перелюб.
Люблю поездки в сельские храмы, там особенно нужна поддержка архиерея, чтобы люди не чувствовали себя забытыми.
– Многие священнослужители Балаковской епархии Вам, наверное, хорошо известны, они выпускники Саратовской семинарии. В чем Вы видите главные проблемы церковного образования, воспитания пастырей?
– Убежден, что семинаристам сегодня не хватает практико-ориентированного образования. Программа обучения слишком перегружена теоретическим материалом, а нужна практика, и не только богослужебная. Молодой батюшка начинает служить на приходе, теоретически он готов к службе, а коснись конкретного дела, не знает, как поступить. Священнику на приходе приходится решать и юридические, и социальные вопросы, заниматься стройкой и т.д. Часто молодой пастырь не умеет общаться с людьми, а люди приходят разные и с самыми разными проблемами.
«Задача епископа – хранение веры»
– Мы живем в очень сложное время, сейчас важно привлечь людей, особенно молодых, в лоно Церкви. Если это не удастся, то красивые храмы с позолоченными куполами будут стоять пустыми. Есть такая проблема?
– Да, к сожалению, это наша действительность. Когда началось массовое строительство храмов, это было похоже на утоление голода. Слишком долго мы оставались без храмов, слишком долго их не давали восстанавливать. Хорошо, что сейчас ведется такое активное храмостроительство. Но, поверьте, намного труднее создать приход, общину, чем возвести стены.
Возродить духовную жизнь там, где ее, возможно, никогда не было, – задача очень сложная. Важно не только наполнить храм людьми, а сделать их настоящими христианами – только тогда мы можем говорить о выполнении священником своей миссии. Да, чаще всего люди приходят к вере, когда потерпели в жизни какое-то «крушение», обожглись, разочаровались в своих идеалах. Задача общины, замечу: не только священника, – согреть теплом и направить ко Христу.
– Побывав на приходах, какие-то направления в работе Вы для себя уже наметили?
– Нужно более глубоко заниматься просвещением прихожан, катехизацией. Человек должен осознанно молиться, понимать, что происходит в храме. Например, люди слышат на каждой службе «Миром Господу помолимся» и понимают так: помолимся все вместе. На самом деле эти слова означают призыв обращаться к Богу в мирном расположении духа, примиренном со всеми родными и близкими. А это совершенно другое понимание молитвы, которое требует определенного труда, являющегося залогом плодотворной молитвы.
Самая важная сторона епископского служения – это хранение веры, правильной веры и точное истолкование слов Священного Писания. Именно последнее отражается в словах Божественной литургии – «право правящий слово Твоея истины». Если мы достигнем правильного, осмысленного понимания христианского вероучения, то тогда и изменится наша жизнь. Я читал о проведении в Покровской епархии нужных и важных пастырских семинаров, полагаю, что они обязательно должны быть в каждой епархии.
– Недавно Покровская епархия отметила 10-летний юбилей. Множество людей, пастырей на протяжении десятилетия трудились, созидая церковную жизнь епархии. Скажите, Владыка, как дальше будет строиться общение Балаковской епархии с Покровской? Ведь нас многое объединяет.
– Сейчас мы находимся в процессе небольшой турбулентности – изменились границы епархии, разделяются функции епархиальных служб. Это продлится недолго. Главное – мы сохраняем наши христианские отношения и понимаем, что все мы Христовы и Он – Глава Церкви. Я был поставлен не на «целину», духовенство под руководством владыки Пахомия и его помощников сделало очень много. Я очень благодарен владыке за его советы и рекомендации в организации новой епархии. Уверен, что мы и дальше будем тесно общаться, вместе продолжать проекты, начатые Покровской епархией.