Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Вопрос Архиерею. Новые ответы
Просмотров: 3874     Комментариев: 0

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. 

Епископ Саратовский и Вольский ЛонгинУважаемый Владыка! Я работаю журналистом. Мой редактор тоже православная христианка, мы работаем в светской газете. Как я должна поступать, если по поручению редактора хочу взять интервью у священника или просто узнать его мнение по какому-то вопросу? Однажды я присутствовала на молебне в хосписе и должна была на следующий день сдавать написанную статью. Мы предполагали задать несколько вопросов священнику, который там был, но он ответил, что без благословения благочинного разговаривать не будет. Искать благочинного не было времени. Давать или не давать интервью — дело личное, но, как Вы думаете, правомерен ли отказ священника именно по этой причине? Елена

Уважаемая Елена! Я не знаю, на территории какой епархии Вы проживаете. В нашей, Саратовской, епархии, все священники имеют благословение давать интервью, если журналисты хотят задать им свои вопросы, без каких-то дополнительных специальных разрешений. В других епархиях происходит так, как устанавливает Правящий Архиерей. Возможно, там, где произошел случай, который Вы описываете, священнику действительно необходимо было испросить благословения.

Здесь можно посоветовать только одно: со священником, как и с любым другим человеком, об интервью стоит договориться заблаговременно. Иногда человеку в силу каких-то его личностных особенностей трудно ответить на вопросы с ходу, без подготовки. Иногда требуется заранее уточнить какие-то данные. Поэтому, думаю, что предварительная договоренность в любом случае — наилучший выход, проявление взаимного уважения.

У меня дома много икон: если я еду в паломническую поездку, то обязательно куплю икону того святого, у которого я была. Ну, как не купить икону Серафима Саровского, Александра Свирского? Когда я смотрю на них потом, то вспоминаю свою поездку. Вопрос заключается в том, что хорошо ли иметь так много икон, не коллекционирование ли это?

Конечно же, надо знать меру и, может быть, не пытаться собрать все возможные иконы. Дело в том, что у современного человека гораздо больше возможностей совершать паломничества, чем раньше. Например, в XIX в. человек пешком отправлялся на богомолье в Киев, Троице-Сергиеву Лавру, в другие обители — это было огромным событием в его жизни, и очень редким. Сегодня при желании и наличии средств можно объездить весь мир, и привезти с собой столько икон, святынь, прочих освященных предметов — поясков, водички, земельки, маслица,— что просто квартиры не хватит для всего этого. Поэтому, я думаю, что не стоит этого делать. А если уж есть такое желание, если из каждой поездки Вы что-то привозите, то раздавайте святыни своим близким, родным, соседям — как благословение, как возможность для них приобщиться к тому паломничеству, в котором Вы побывали.

У меня очень много хороших знакомых, которые являются прихожанами разных протестанских церквей. Многие из них стараются при каждой встрече показать мне силу своей церкви и каким-то образом «открыть мне глаза» на «истину» того, что там говорят. Я же с самого детства хожу в церковь православную, но уже был случай, когда Господь показал мне, что я сомневаюсь в своей вере…

Сейчас меня очень беспокоит то, что эти разговоры об истине с людьми иного вероисповедания происходят со мной очень часто, и я не имею слов, чтобы доказать им свое мнение. Или этого вообще не нужно делать? Может, это делается для того, чтобы показать мне, насколько я еще мало знаю о своей вере?

В Первом послании апостола Петра есть такие слова: будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15).

Но, к сожалению, мы ленивы и не любим учиться. Наши верующие православные люди очень часто не знают основ своей веры, не могут их точно сформулировать, ответить на вопросы, которые задают им инославные. Внешне протестанты и представители разных сект выглядят людьми, гораздо лучше знающими Священное Писание, больше знающими о Боге, хотя по большому счету это не так. Метод обучения сектантов религиозным истинам больше всего напоминает тот, который употреблялся в свое время в Китае, когда людей заставляли заучивать наизусть отдельные цитаты из так называемого «Цитатника» — книжки с нарезанными изречениями Мао Цзэдуна и других «основателей» китайского коммунизма. Поэтому в большинстве случаев сектанты знают практически наизусть лишь те места из Священного Писания, которые, как им кажется, подкрепляют те или иные положения их учения. Как правило, это места, которые на самом деле ничего не доказывают, поскольку вырваны из контекста. Но при том значительная часть наших прихожан знает Священное Писание еще хуже, почему и получается, что очень часто в споре они проигрывают.

Поэтому для того, чтобы уметь ответить протестантам, нужно только одно — познавать свою веру: читать книги, очень внимательно изучать Священное Писание и святых отцов. Не просто прочитать один раз Евангелие, а читать его постоянно, ежедневно. И, читая, обращаться к святоотеческим толкованиям: тем разъяснениям, которые Церковью признавались аутентичными на протяжении всей ее истории. И тогда никакие вопросы, даже самые каверзные, не смогут поколебать Вашей веры.

Сейчас при многих храмах создаются воскресные школы для взрослых и детей, молодежные общества, миссионерские центры, где можно изучить Священное Писание и основы православной веры. Постарайтесь найти такой коллектив, обрести единомышленников. Это Вам очень поможет.

Моего мужа угостили пирогами, в одном из которых был огарок от церковной свечи. Вскоре муж погиб в автокатастрофе. Связывать ли это с колдовскими силами и как вести себя после этого?..

Странно, что «огарок от церковной свечи» мог оказаться в пироге. Но всякое бывает в жизни и, я думаю, что ни с какими колдовскими силами связывать происшедшее не нужно. Если Вы начнете во всех событиях, случающихся с Вами и с Вашими близкими, искать приметы колдовства, то Ваша жизнь превратится в ад только от этих поисков. Как вести себя после этого? Постараться узнать основы православной веры и молиться о Вашем покойном муже.

Мне доставляют мучение нечистые, богохульные помыслы, особенно на богослужении. Мне страшно и стыдно! Что делать? На исповеди я в них каюсь, но помыслы появляются снова!

Дело человека — отвергать нечистые помыслы, не принимать их; если они навязчивы, каяться на исповеди и не вспоминать о них, когда они проходят.

В «Древнем патерике» есть такая история. К старцу пришел ученик и сказал: «Отче, я все время падаю в мыслях». Тот говорит: «Борись с ними». Он приходит опять и говорит: «Отче, я все время подвергаюсь нашествию помыслов. Что мне с ними делать?». Старец отвечает: «Пойди на дорогу, распростри полы своей одежды, и поймай ветер». — «Отче, а как это можно сделать? Это невозможно» —«Вот так же невозможно и запретить помыслам приходить к тебе. Их дело — приходить, а наше дело — отвергать и не поступать так, как они нам внушают».

Приходить в отчаяние ни в коем случае не нужно, а надо каяться, молиться и просить у Бога помощи. И четко проводить разделение: эти помыслы — не мое, это то, что вселяет в меня враг. Это надо просто всегда держать в своем сознании.

Я живу в Челябинске, мне 42 года. Мне бы очень хотелось иметь возможность общаться с духовником. Читала, что главное — систематически исповедоваться. Но на исповеди ведь невозможно обсудить все наболевшие вопросы. Как найти духовника? Ирина

Уважаемая Ирина, все-таки духовник (мы много раз писали об этом) — это священник, у которого Вы постоянно исповедуетесь. Думаю, что в Челябинске много храмов и много священников. Молитесь Богу, чтобы Он даровал Вам духовника, но в первую очередь сами ходите в храм, прибегайте к Таинствам, исповедуясь тем священникам, которые в этот день принимают исповедь. Только так со временем Вы сможете найти духовника: увидев у священника отклик на Ваши слова, почувствовав, что он не формально отвечает на ваши вопросы.

Действительно, сейчас, когда духовенства не хватает, у священников не всегда получается подолгу разговаривать с исповедующимися. Поэтому просто продумайте и запишите те вопросы, которые Вы хотите задать духовнику.

Несколько месяцев мучаюсь мыслями о возможности для человека продать душу (случайно прочитала какую-то средневековую легенду). Мысли об этом приходят все время, звучат в ушах. Мне кажется, я даже в уме произнесла обещание это сделать. Что делать, чтобы не погибнуть?

То, о чем Вы говорите,— конечно же, это искушение. Такие помыслы надо отвергать и ни в коем случае не принимать, не следовать им. А если получилось то, о чем Вы говорите, просто скажите: «Отрекаюсь от тебя, сатана», — и на ближайшей исповеди принесите покаяние.

Всегда читал вечернее правило по молитвослову по порядку. А вчера на православном канале "Союз" услышал чтение молитвы "Достойно есть…" в самом конце вечерних молитв. Как правильно читать: переносить эту молитву, или как написано в молитвослове?

Вполне можно и так, и так. Предполагается, что завершающая часть вечернего правила (та, что в молитвослове идет после «Достойно есть…») читается непосредственно перед сном, а основное правило можно прочитать раньше и еще какое-то время заниматься своими делами. Читайте «Молитвы на сон грядущий», когда Вам удобно, и если прочитываете их все сразу, можно перенести «Достойно есть…» в конец правила.