Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Вопрос Архиерею. Новые ответы
Просмотров: 4263     Комментариев: 0

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

Епископ Саратовский и Вольский ЛонгинКак Православие смотрит на то, что тело Ленина до сих пор находится в мавзолее? Тем самым нас призывают воздавать ему поклонение. Я воспринимаю мумию Ленина как кощунственный антипод мощам православных святых. Поднимается ли этот вопрос в кругах священноначалия? Уверен, что если бы Церковь публично выразила свое мнение, то очень быстро в храмах были бы собраны миллионы необходимых подписей для того, чтобы переломить возможное политическое сопротивление.

Православная Церковь с самого начала говорила о том, что тело Ленина в мавзолее — это пародия на мощи святых, лже-мощи. В целом культ Ленина создавался искусственно, в противовес Церкви, которая в то время была приговорена к уничтожению. Поэтому я не совсем согласен с тем, что решением вопроса о дальнейшем нахождении тела в мавзолее должна заниматься Церковь — это дело государства. Уверен, что большая часть населения нашей страны против того, чтобы эта мумия находилась в самом сердце нашей страны — на Красной площади. И этот вопрос поднимался неоднократно. Ситуация не меняется по одной причине: в нашей стране есть немалое количество людей, прежде всего, пожилых, для которых эта мумия — «святыня». Мы понимаем, насколько они заблуждаются, но мы не имеем права призывать к духовному насилию над ними. Если же государство со временем примет решение о закрытии мавзолея и захоронении тела Ленина, это можно будет только приветствовать.

В какой форме мы должны каяться в грехе цареубийства? Должен это быть акт всенародный или лично каждого человека? Почему не благословляется ехать в село Тайнинское? Как относиться к заявлению профессора Осипова А. И. о том, что не надо крестить детей? Как же тогда приучать их к христианской жизни, где главное — исповедь и причастие? Ждать до их сознательного возраста — это по-протестантски.

Каяться в грехе цареубийства должны были бы только те люди, кто совершил его. А мысль о том, что каяться в этом грехе должен весь народ, да причем систематически, чуть ли не раз в месяц, — мысль совершенно еретическая и никакого отношения к Православию не имеющая. К сожалению, бывает так, что люди из одной крайности бросаются в другую. После того, как царская семья была причислена к лику святых, появились отдельные группы людей, которые начали изобретать собственные толкования происшедшего, в частности, производя страстотерпца императора Николая в «чин соискупителя русского народа», и так далее. В отношении подобных идей появилось даже верное определение — ересь царебожничества. К сожалению, последователи этой ереси, которые раньше собирались в селе Тайнинское, достаточно активны. О том, что «чин всенародного покаяния в грехе цареубийства» недопустим, в годы своего служения неоднократно говорил Патриарх Алексий, ныне покойный, и другие представители церковного священноначалия. Поэтому могу только повторить — на этот чин, где бы он не проводился, ездить не благословляется.

С мнением профессора А.И. Осипова я не согласен, но думаю, что причина его слов такова. Алексей Ильич выступает против сложившейся (действительно никуда не годной) практики, когда крестить детей приносят люди не только не воцерковленные, но зачастую неверующие, порой даже бравирующие своим неверием. Они требуют от священника покрестить ребенка, «потому что такая традиция» или «на всякий случай». Но это неправильно, и в таких случаях действительно крестить детей нельзя, потому что Церковь установила возможность крещения детей по вере их родителей и восприемников. У нас же часто и родители детей неверующие, и крестные никакого участия в их духовном воспитании не принимают, а значит, никто не будет приучать их к церковной жизни. Я думаю, что именно это имел в виду профессор Осипов.

Примерно в 20 лет я воцерковилась, церковная жизнь стала для меня смыслом жизни. Я даже мечтала стать монахиней, и всегда молилась, чтобы моя жизнь устроилась по воле Божией. Год назад (в 26 лет) я вышла замуж (мой муж очень верующий человек), и я постепенно перестала ходить в церковь. Мой муж просит, чтобы я исповедалась и причастилась, но я чувствую свое равнодушие. Не понимаю, что со мной происходит? Анна

Уважаемая Анна! Вполне возможно, что, если Вы мечтали стать монахиней, но вышли замуж, Вы изменили своей мечте, своему желанию, может быть, даже не вполне осознанному. А когда человек «изменяет» самому себе, бывает так — что-то в нем ломается. Возможно, по этой причине у Вас возникло равнодушие к церковной жизни. Если Вы осознаете свою неправоту, послушайтесь мужа, ведь Вам по-настоящему повезло в том, что он верующий, церковный человек. И если Вы не отступите от Церкви, то, думаю, Ваша семейная жизнь будет вполне счастливой и доброй.

У меня серьезная проблема в семье. Старший брат (35 лет) давно сбился с пути, принимает наркотики. Маме достается давно: мат, обвинения, угрозы Я пыталась с ним говорить (он хотя бы меня выслушивает). Я не хочу так его бросать, хочу помочь. Но если он не будет принимать помощь, что делать? Наталия

Наталия, не переставайте молиться о Вашем брате. Молитесь сами, подавайте записки в храме, говорите с ним, когда он Вас слушает. Молитва будет главной помощью, даже в том случае, если он откажется принимать какую-то другую. Человек создан свободным и для того, чтобы он спасся из самой тяжелой ситуации, нужно, прежде всего, его собственное желание. Бог может все, кроме одного — спасти человека без желания самого человека. Тем более, не можем этого сделать мы, если не достучимся до его сердца. В любом случае, сердечная молитва остается самым действенным способом помощи нашим близким.

Мне 32 года, я преподаватель в школе. В меня влюбился мальчик из 9 класса. И самое ужасное, что он мне тоже очень нравится. Он говорит, что ему просто хочется общения со мной. Я боюсь такого общения. Как исправить эту ситуацию? Мария

Уважаемая Мария, нужно сделать все для того, чтобы это общение прекратилось, вплоть до того, что уйти из этой школы. Для мальчика, скорее всего, это просто юношеская влюбленность, которая вскоре пройдет, но если это зайдет дальше, результат будет очень печальным и для вас, и для него.

Что-то непонятное творится с моим братом. Он заговаривается, очень боится заходить в церковь, говорит, что видит всякую нечисть. Врачи поставили диагноз — шизофрения. Как нам помочь ему? Раньше мамина сестра постоянно приносила какую-то воду и говорила, что она заговоренная от болезней, брат ее пил. Может, она навела порчу?

Если Вашему брату поставлен диагноз «шизофрения», то, скорее всего, его видения — следствие болезни, и было бы правильным, прежде всего, исполнять все рекомендации врачей. Следует бороться с болезнью, а не с диагнозом. К сожалению, часто бывает так, что люди, у которых диагностирована психическая болезнь, и их близкие начинают бороться именно с диагнозом: они пытаются доказать всем — самим себе, больному, окружающим,— что человек на самом деле здоров, что у него «порча» или другие «временные сложности». Этим можно только усугубить болезнь. Психические заболевания возникают по самым разным причинам. Поэтому, прежде всего, чтобы помочь брату, исполняйте рекомендации специалистов: чем лечиться, как понять больного человека и общаться с ним.

А что касается «заговоренной от болезней» воды — то, к сожалению, проблема не в том, что кто-то мог с ее помощью «навести порчу», а в том, что в принципе нельзя обращаться к разного рода колдунам, экстрасенсам, гадалкам и прочим. Церковь все время говорит об этом, но люди не хотят слушать — они почему-то доверяют «бабкам» больше, чем врачам и духовенству. Опыт любого священника показывает: после обращения к «целителям» человеку становится еще хуже.

Попробуйте научиться относиться к болезни брата по-христиански: как к испытанию, которое попущено человеку Богом по Его милости — возможно, для того, чтобы и он, и Вы обратились к Богу, приложили усилия, чтобы узнать свою веру, начали жизнь в Церкви, прибегая к Таинствам исповеди и Причастия.

Уважаемый Владыка, одном из ваших ответов прозвучала мысль, что для рукоположения во священники есть канонические препятствия, связанные с прошлой жизнью человека. Каноны составлялись многие сотни лет тому назад. Реально ли сегодня найти человека, который бы идеально подходил под все каноны тысячелетней давности? И как быть в ситуации, когда один архиерей берет на себя ответственность и рукополагает человека, у которого были препятствия, а потом другой архиерей, питающий неприязнь к предыдущему, начинает «тыкать» священника, что его, дескать, вообще нельзя было допускать до службы? А человек служил не за страх, не ради прибытка, а за совесть. Сергей

Уважаемый Сергей! Если Вы читали мои ответы, то, наверное, обратили внимание, что мое отношение к данной проблеме во многом созвучно Вашему. Действительно, часто бывает, что архиерей, исходя из реальной ситуации, берет на себя ответственность и рукополагает человека, который имеет канонические препятствия. При этом он принимает во внимание, насколько эти препятствия серьезны. Но, с другой стороны, каноны Церкви — это правила, которые установлены не случайно и не ограничены во времени. Когда они нарушаются, это всегда имеет какие-то последствия для человека. И, может быть, тот случай, который Вы описываете, является одним из таких последствий. Хотя я с трудом представляю себе ситуацию, когда архиерей незаслуженно придирается к священнику за его прошлые ошибки, если он сейчас ведет жизнь безукоризненную и безупречно совершает свое служение.

Моя мама заболела, перед госпитализацией в среду причастилась. В воскресенье она смогла пойти на службу, надеясь причаститься вновь перед операцией. Но батюшка, исповедовавший ее, категорически запретил ей, сказав, что так часто причащаться нельзя. Конечно, ослушаться она не могла, но очень расстроилась и проплакала всю службу, ведь она очень уповала на Божию помощь накануне такого важного дня. Мы обе понимаем, что Причастие — это великое Таинство и относиться к нему беспечно нельзя, но ведь это совсем другая история. Прошу Вас, разъясните, как часто может человек подходить к Причастию?

В ситуации тяжелой болезни человек может причащаться так часто, как позволяет ему состояние его здоровья. Хотя все-таки от ежедневного причащения я бы посоветовал воздержаться.

В моей семье два месяца назад случилось большое несчастье. У нас повесился сын. Когда я обратилась к священнику в нашей церкви, мне сказали, что за него молиться можно только дома, так как он отрекся от Бога. Но я точно знаю, что он от Бога не отрекался, он верил в Бога (правда, Библию он не читал), а то, что он совершил, он сделал по незнанию и от слабости характера. Где можно отмолить сына, кроме дома? Когда за него можно молиться в церкви?

Я очень сочувствую Вашему горю, это огромная трагедия, но, к сожалению, священник, даже если он нетактично выразился, по сути прав. Человек, который совершает самоубийство, тем самым бросает вызов Богу, ведь он по собственной воле отказывается от самого главного дара, который подает Господь человеку, — от своей жизни, притом не только от земной, временной, но и от жизни вечной. По этой причине самоубийц не отпевают, за них нельзя молиться в Церкви, подавая за них записки об упокоении.

Однако в Вашей личной домашней молитве Вы можете молиться за Вашего сына. Лучше читать молитву о некрещеных, умерших без покаяния и самоубийцах преподобного Льва Оптинского, она есть во многих молитвословах. Можно подавать за Вашего сына милостыню, в память о нем помогая тем, кто нуждается.

Загрузка...