Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Вопрос Архиерею. Новые ответы
Просмотров: 3364     Комментариев: 0

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. 

Я верю в Бога, не сомневаюсь в Его существовании, силе и могуществе. Не могу только полюбить Его. Читал, что любить Бога НАДО за то, что он создал такой прекрасный мир, поставил человека хозяином мира, заботится о нас, прощает наши грехи. Но ведь это благодарность, а не любовь. Если человек любит, он не требует ничего взамен — ни благодати, ни прекрасного мира с цветами, птицами и морями. Как мне полюбить Бога? Вадим

Заповедь о любви, данная нам Богом — самая важная и самая трудная (см.: Мф. 22, 37-40). К сожалению, даже люди, которые читают Евангелие, стараются строить свою жизнь в Церкви, часто тратят свое время на поиски и выполнение всевозможных правил: что делать вот в этом случае, каким образом поступать в таком-то… Сердце человека естественным образом склоняется к Ветхому Завету, когда религиозность заключалась в исполнении определенных предписаний. Причем, оказывается, чем их больше, чем они сложнее,— тем легче человеку, потому что исполнять их гораздо проще, чем научиться любить.

А ведь Господь сказал о том, что любовь — главное свойство христианина, которое отличает его от всех окружающих: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Любовь — и к Богу, и к людям — действительно, очень трудно дается человеку, особенно современному.

Думаю, для того, чтобы полюбить Бога, нужно все-таки взрастить в себе чувство благодарности — за то, что я живу на свете, за все, что Господь посылает мне в этой жизни. Благодарность — естественное чувство человека, который принял на себя труд осмыслить свое бытие. Еще очень важно вот что: любовь зарождается в сердце того, кто навыкает жертвовать чем-то ради других людей. Сегодня люди в основной своей массе, наоборот, все время ждут чего-то от других людей, от мира, от Бога, обижаются, живут с ощущением того, что им «недодали» того, что им причитается по праву. В таком сердце любовь может возникнуть только чудом, но, скорее всего, не привьется к нему. А вот если человек живет с ощущением (очень правильным), что сам он должен всем, обязан проявлять ко всем любовь, заботу, внимание, благодарность — вот тогда в таком сердце возникает любовь.

Еще нужно понимать, что любовь не является предварительным условием веры. Любовь — это итог, это венец жизни христианина. К ней нужно стремиться, нужно воспитать ее в себе, за нее нужно повоевать.

Я являюсь студентом одной из Академий Русской Православной Церкви и последнее время несколько раз бывал в Саратовской области, где в левобережье у меня проживают родственники. Столкнулся с ситуацией, приводящей меня в некоторое недоумение: вопреки многократным призывам Святейшего Патриарха о необходимости проведения катехизации и религиозного образования в храмах, в Покровске проводится практически крещение приходящих взрослых людей без подготовки к этому Святому Таинству, даже тех, кто открыто не желает обучаться и даже слушать священника, пытающегося провести предварительную духовную беседу с ними. Будучи наслышан и о Ваших многократных воззваниях к епархиальному духовенству о необходимости обучать приходящих в храм, хочу спросить Ваше Преосвященство: возможно ли исправление данной ситуации? Алексей.

Да, действительно, о необходимости разъяснения основ веры, смысла Таинства Крещения желающим креститься постоянно напоминал духовенству и Святейший Патриарх Алексий II, ныне покойный; и сегодня Святейший Патриарх Кирилл призывает совершать крещение взрослых людей только после оглашения или катехизации. Думаю, что каждый архиерей в своей деятельности неоднократно обращался к духовенству с такими призывами. В частности, и я говорю об этом на каждом епархиальном собрании, в индивидуальных беседах с духовенством, с настоятелями храмов. Однако, к сожалению, добиться большого прогресса пока не удается, и не только в Саратовской епархии, хотя определенные результаты есть. Становится все больше храмов — и нашей епархии, и во всей России — где священнослужители обязательно стараются познакомить человека с основами христианской веры прежде, чем его крестить. Но действительно бывает и так, что люди категорически отказываются перед Крещением побеседовать со священником или изобретают какие-то отговорки для того, чтобы не следовать его советам.

Не секрет, что современный человек ко всему относится потребительски. У людей, пока еще невоцерковленных, подобное потребительское отношение распространяется и на Церковь. Очень многие приходят в Церковь как в «духовный супермаркет», чтобы получить там, как они это понимают, некую услугу. И когда, как им кажется, священник начинает «предъявлять к ним какие-то требования», они возмущаются и стараются всеми возможными путями эти требования обойти.

Можно было бы, Вы скажете, просто отказать этим людям и закрыть перед ними двери Церкви. Но здесь есть две проблемы. Кто знает, как подействует на человека этот отказ: не будет ли он воспринят как оскорбление (а чаще всего именно так и бывает), и, может быть, потом человек никогда уже не переступит порог храма? И второе: если люди поставили перед собой такую задачу — креститься, даже не вполне осознавая, зачем, они просто будут искать такого священника, который выполнит их требование, но неизвестно при этом, кого они найдут: бывали случаи, что на дому «совершали таинства» священнослужители, запрещенные в служении; бывает, что за священнослужителей выдают себя и откровенные мошенники. Поэтому, когда батюшки в храмах все-таки совершают крещение тех, кто не хочет их слушать, они идут на это, как бы выбирая «меньшее зло».

Ваше письмо, уважаемый Алексей, я передал благочинному Покровского округа для того, чтобы он принял меры и постарался исключить подобные случаи.

Одна из Божиих заповедей гласит: «не сотвори себе кумира». Наблюдая за истерией, возникшей после внезапной смерти одного из таких кумиров — Майкла Джексона, я хотела бы задать давно интересующий меня вопрос. Талант, которым без сомнения обладают люди, достигшие такой популярности, в том числе и наши соотечественники — это Божий дар? Но тогда почему в большинстве случаев их жизнь и смерть трагичны? То есть получается, что за все надо платить? Или это все-таки не Божий дар? Ирина

Уважаемая Ирина, вспомните евангельскую притчу о талантах (см.: Мф. 25, 14-29). Талант — это действительно дар Божий, но человек может использовать его, приумножая, а может закопать в землю. Майкл Джексон, безусловно, был талантливым человеком. Но современный шоу-бизнес не приводит людей к Богу, а, наоборот, от Бога удаляет, и жизнь тех, кто подобной деятельностью занимается, строится далеко не на евангельских принципах. А раз так, то, действительно, можно сказать, что приходится расплачиваться — но не за обладание талантом, а за отказ от Богом данных законов, по которым должен жить человек, за сознательное их нарушение. Отсюда все трагедии, которые происходят в жизни многих известных (и неизвестных) людей.

Не является ли проявлением гордыни стремление к признанию, к успеху (в профессии, в бизнесе)?

Стремление к успеху в профессии и в бизнесе само по себе не является проявлением гордыни. Для верующего человека нормально и правильно прилагать все усилия для того, чтобы достойно делать свое дело, добиваться в нем результатов. Однако стремление к преуспеянию в мирских делах не должно разрушать человека — а такое происходит, если это преуспеяние становится главной целью жизни человека, все себе подчиняет, когда человек, как говорится, не разбирает средств для достижения своей цели, а, достигнув чего-то, закосневает в гордыне и самомнении. Предельно ясно об отношении к земным вещам сказано Спасителем в Евангелии: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Так что старайтесь жить христианской жизнью, участвовать в таинствах Церкви и свои внутренние желания и поступки соизмерять с Евангелием.

Как нужно относиться к торговой сфере деятельности с ее понятиями: наценка, доход?.. Как православному христианину выжить в этой сфере?

Надо просто постараться делать все честно. Заниматься торговлей можно, ничего заведомо греховного и преступного в ней нет, если человек сознательно не будет воровать, обманывать, обвешивать и так далее. Торговля всегда присутствовала в человеческом обществе. Каждый человек, который продает товар, не произведенный им самим, вкладывает в это определенные средства: скажем, на транспортировку, содержание магазина, оплату труда тех, кто в нем работает. Поэтому наценку, если она справедливая, можно также считать оплатой труда людей, занятых в сфере торговли.

У меня жена православная и всего боится: скорлупу от пасхальных яиц выкинуть нельзя, воду крещенскую пятилетней давности вылить нельзя, даже картинки с репродукцией икон или святых из журналов выкинуть или сжечь — упаси Боже! А как их утилизировать? Сергей

Уважаемый Сергей! Стремление верующего человека сохранять благоговение ко всему, что связано с Церковью, вполне понятно, однако сохранять скорлупу яиц или старые картинки из журналов, действительно, вовсе не обязательно. Вещи устаревшие, поврежденные можно сжечь и пепел выбросить в непопираемое место или закопать, святую воду — вылить в цветы, посадки.

В 2000 году я была на скаутском слете под Марксом. Там на берегу Волги нас крестил какой-то местный священник. На тот момент мне было 17 лет, я не была воцерковлена, потом стала приходить к вере, читать много книг. Сейчас меня мучают сомнения: было ли мое крещение православным, ведь сейчас много разных сект?

Если Вы не можете связаться с организаторами или участниками того слета, которые подтвердили бы, что Таинство совершил православный священник, думаю, Вам следует прийти в храм и сказать священнику о том, что Вы сомневаетесь, были ли крещены. Обычно в таких случаях в храме совершается крещение по правилам с формулировкой: «Крещается, аще не крещен…»

Я работаю преподавателем информатики и заочно учусь на психолога. Настоятель храма благословил меня вести воскресную школу для взрослых. На занятиях иногда возникают вопросы, которые имеют выход в область межличностных отношений. Разбирая их, использую знания по психологии, иногда превращаю занятия в консультации психолога, но стараюсь давать ответы со ссылкой на святых отцов. Не повредит ли эта «увлеченность» преподавателя делу? Ольга

Уважаемая Ольга, мне трудно ответить на Ваш вопрос, не зная вас и ситуации в полной мере. Думаю, что знания по психологии, дополненые святоотеческими примерами, повредить не могут. Наверное, было бы правильным обсудить это со священником, поручившим Вам вести занятия.