Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Вопрос Архиерею. Новые ответы
Просмотров: 3177     Комментариев: 0

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

Мой муж крещеный, но невоцерковленный человек. У него в знакомых есть иеговисты. И вот совсем недавно он начал мне говорить вещи, на которые я не могу ответить сама, не знаю какими словами говорить, чтобы сказать правильно и чтобы он понял… Например: 1) Почему Патриарх освящает армию, вооружение? Получается, что сам Патриарх благословляет людей на убийство! Бог же не создавал оружие! 2) Почему в церквях продаются иконы, кресты — это же должно даваться человеку задаром. Почему крещение или отпевание имеет цену, это же должны делать бескорыстно… 3) Почему в Библии Бог говорит, что вы мне не построите дом, где Я буду жить, а сами называете храм — домом Божиим…
Ваше Преосвященство, подскажите, пожалуйста, как мне ответить на эти вопросы. Светлана.

Уважаемая Светлана! Постараюсь ответить на Ваши вопросы по порядку.

1) Дело в том, что понятие «война» — совсем не равнозначно понятию «убийство». Война — это такое событие, на которое человек отправляется не убивать, а умирать сам. Поэтому, с одной стороны, Церковь молится о воинах, благословляет их, освящает их оружие, потому что для нас война — это защита своего Отечества, мирного населения, это исполнение заповеди Божией о том, что Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13).

С другой стороны, если человек, даже совершая доброе дело, защищая других, при этом кого-то убивает — конечно же, он совершает грех; убийство остается убийством. В древности воинов, о которых молилась Церковь, которых Церковь напутствовала, посылая на сражение, все-таки отлучали от Причастия на определенный срок. Потому что даже враги, которые пришли на нашу землю завоевывать, убивать, грабить — это люди, в них тоже заключен образ Божий.

Здесь не противоречие — здесь антиномия, которыми полна наша жизнь, что является одним из последствий того состояния грехопадения, в котором все мы находимся.

2) Я не совсем понимаю, почему иконы и кресты «должны даваться даром». Дело в том, что кто-то же эти кресты и иконы делал. Мастера, которые их изготавливают, тоже должны на что-то жить. Если они пойдут в магазин, никто не даст им даром хлеба, молока; их не освободят от обязанности платить за квартиру, газ, электричество и т.д. Деньги — это эквивалент определенных отношений в обществе, в котором все мы живем. Трудящийся достоин пропитания (Мф. 10, 10) — так говорится и в Священном Писании.

Дело просто в том, что у иеговистов, как и у других сектантов, экономическая основа их существования выстроена по другому принципу. Каждый член этой организации обязан отчислять на ее нужды строго определенное количество своих доходов («десятину»). И если иеговисты раздают даром журнал «Сторожевая Башня», это не значит, что он взялся из воздуха: что не затрачено никаких средств на его печатание, бумагу, типографскую краску, доставку. Нет, просто, отдав десятину, рядовые члены секты оплатили его издание, и теперь его можно раздавать бесплатно для привлечения новых людей.

В православном храме нет никаких «обязательных платежей», здесь есть только добровольные пожертвования. Что касается совершения таинств, исполнения треб — да, это должны делать бескорыстно. Если человек имеет возможность и желание сделать при этом пожертвование на храм, он его делает. Если такой возможности нет, крещение, отпевание будут совершены бесплатно. Если в нашей епархии в каком-то храме это нарушается, пожалуйста, сообщайте мне, я буду принимать меры. С другой стороны, для верующего человека нет никакой проблемы в том, чтобы сделать пожертвование на храм, он понимает, что это необходимо. Ведь храмы, опять же, существуют не в безвоздушном пространстве: их нужно содержать, ремонтировать, платить зарплату тем, кто там работает.

3) В Библии действительно многократно говорится о вездеприсутствии Божием, о том, что Бог не ограничен рамками какого-то пространства: Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня (Пс. 138, 7-10).

Поэтому в буквальном смысле слова дом как некое замкнутое пространство действительно не может вместить в себя Бога. Но мы говорим, что храм — дом Божий, в другом смысле: в храме совершаются таинства, в которых благодать Божия непосредственно воздействует на человека.

Я женат официально, но мы с женой не венчаны. Сам я не так давно начал воцерковляться, а жена в направлении Церкви не движется. Недавно мой духовник сказал мне, что нам надо венчаться. Что наш брак является блудным сожительством, и если мы не обвенчаемся, то к Причастию меня не допускают. Я прочел немало литературы, и везде говорится, что Церковь признает нецерковный брак и не считает его блудным сожительством. Я спросил другого священника, тот также сказал, что это блуд, и посоветовал только молиться за жену. Я молюсь. Посоветуйте, как мне быть? Грех брать на душу не хочу, ослушавшись духовника. Или это все-таки не будет грехом, если я буду продолжать интимные отношения с женой до венчания? Кого слушаться: своего духовника или Священный Синод, который в документе от декабря 1998 года указал, что такой брак не грех?

Слушаться нужно Священного Синода. Вот строки из документа, которым Церковь руководствуется в отношении современных проблем — «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что "некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в "невенчанном" браке, отождествляя таковой брак с блудом". В принятом Синодом определении указано: "Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку"» (гражданском, в данном случае — зарегистрированном по гражданскому законодательству).

Синод в данном случае основывается на словах апостола Павла: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим <…> Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? (1 Кор. 7, 12-14, 16)

Духовники, которые Вам говорят противоположное, могут быть людьми благочестивыми, но, к сожалению, несколько некомпетентными. Поэтому живите в браке с Вашей супругой, но постарайтесь стать по-настоящему церковным человеком: ходите в храм, исповедуйтесь, причащайтесь, соблюдайте посты, живите по заповедям. Будем надеяться, что по Вашим молитвам за Вашу супругу она тоже придет к выводу о необходимости венчаться, причем осознанно, с пониманием того, что такое благословение Церкви на совместную жизнь и какие обязательства оно накладывает на человека. Бог да благословит Вашу семейную жизнь.

Подскажите, пожалуйста, как быть… Священник благословил одному мужчине открыть свой бизнес, а меня порекомендовал в компаньоны. На этой фирме я должна быть директором (он — генеральным) со всеми ответственными обязанностями (печать, подпись). В ведении отчетности и бухгалтерии он такой же «чайник» как и я, а грамотного и опытного бухгалтера он не хочет брать. Бизнес торговый! Но больше всего меня смущает то, что он советуется с маркетологом. Она провела инструктаж, «обучающий» по методике американизма типа «амвей», «гербалайф»… Мне это все напоминает какую-то секту, в которой все должны добывать клиентов, держать его «всеми руками и зубами», создавать друг для друга конкуренцию и в итоге друг друга ненавидеть. «Генеральный» очень раздражается, когда я задаю вопрос «зачем нужен маркетолог?». Ведь для фирмы главное грамотный и опытный бухгалтер, стартовый капитал и желание его приумножать. Я в недоумении и смущении. Куда я влезла? А с другой стороны — батюшка благословил… Неспокойна моя душа.

Думаю, что, благословив Вас, батюшка просто пожелал Вам помощи в добром деле. Никакого другого (связывающего Вас в дальнейших поступках или даже какого-то магического) значения благословению придавать не стоит. Кроме того, батюшка вполне может ошибаться в каких-то обычных житейских делах. И если Вы видите такие смущающие Вас и явно далекие не только от Православия, но и от здравого смысла вещи, надо уходить из этого бизнеса.

Прочитала в одном из Ваших ответов следующее: «Иисусову молитву без благословения читать нехорошо, как вообще опасно пытаться проводить углубленную духовную жизнь без духовного руководства. При чтении Иисусовой молитвы необходимы советы духовника…» Я недавно начала ходить в церковь (мне 26 лет). По натуре я очень стеснительный человек, даже не могу набраться смелости прийти в церковь спросить, где найти духовника, на исповедь я тоже не могу пойти, не хватает смелости. Стараюсь просто не грешить, но не хватает обьективности в решении многих вопросов и опыта, чтобы решить, как поступать.

Если Вы недавно начали ходить в церковь, пока не стоит искать углубленной духовной жизни и чтения Иисусовой молитвы. Надо просто постараться войти в церковную жизнь: регулярно ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Постарайтесь сопоставить вашу жизнь — и прошлую, и сегодняшнюю — с евангельскими заповедями, найдите в себе то, что необходимо исправлять. Если Вы всерьез начнете вглядываться в себя, у Вас будет такое поле для приложения своих сил, что и без углубленного прохождения Иисусовой молитвы Вам будет, чем заняться. И Господь, видя Ваше старание, управит Ваш путь, пошлет духовника, который будет Вам полезен. О том, почему необходима исповедь, как найти духовника, мы писали неоднократно. Поэтому все же постарайтесь начать полноценную церковную жизнь, и все Ваши вопросы с Божией помощью решатся.

В субботу во время Причастия батюшка громко сказал, что не надо целовать чашу. А все целуют. Как правильно?

Может быть, Вы не так расслышали, не так поняли, но если священник действительно сказал так, то он неправ. После Причастия причастник целует край Чаши, обычно нижний, символизирующий собой прободенное ребро Христово.

Здравствуйте, Владыка! Мне 22 года. Родители и родственники мои не верующие, в селе, в котором я живу, более 70 лет нет храма. Был крещён «на всякий случай» в 13 лет, но горечь страстей попробовал ещё раньше: водка, сигареты, наркотики, блуд… Господь начал стучать в дверь моего сердца и я с радостью его впустил, но дом моей души оказался в таком плачевном состоянии, столько грязи и нечистоты было в нем… Много я думал, как отблагодарить Господа, много думал о священстве, которое так необходимо в нашем Ивантеевском районе (одного батюшки мало), но видно нет на то воли Божией. Если канонами мне запрещено быть священником, благословите, Владыка, хотя бы вести миссионерскую деятельность. Георгий.

Георгий, мне сложно заочно ответить на Ваш вопрос, просто потому что такие вещи лучше обсуждать при личном общении. Но то, о чем Вы пишете, действительно предполагает по каноническим правилам невозможность для вас быть священником. Что касается миссионерской деятельности, это очень высокое и очень общее наименование. Постарайтесь для начала помогать своему священнику, активно и добросовестно. Я думаю, что при нашей нехватке священнослужителей (Вы совершенно правильно отметили, что на весь Ивантеевский район пока всего лишь один батюшка) такая помощь будет воспринята с благодарностью.

В 2006 году я была в командировке в одном из районных центров Саратовской области, жила в гостиничном доме при городской администрации. Так случилось, что ко мне подселили (было несколько комнат) священнослужителей. Имен не называю. Был пост. Они пили вино, потом начали смеяться над людьми. Моя работа связана с проверками, так они мне все время намекали на то, что я взяточница, как и все проверяющие органы. После такого «общения» я долго не ходила в церковь. Общаться с ее служителями не могу, мне кажется, что они все над нами, прихожанами, смеются, как те смеялись. Живу так уже три года, и сделать с собой ничего не могу. Как быть? Светлана.

Уважаемая Светлана! Если все происходило так, как Вы описываете, я очень сожалею, это действительно очень плохо. К сожалению, и в Церкви попадаются люди не самого лучшего воспитания. Это большая проблема для всех нас. Мы все усилия прилагаем, чтобы таких людей в Церкви было меньше, чем в миру. И я был бы благодарен, если бы Вы все же сообщили мне имена этих священников. Но я думаю, что недостатки священнослужителей ни в коем случае не должны влиять на отношение человека к Богу, к Церкви как к Телу Христову. Наверное, плохие люди есть абсолютно везде. Я не сомневаюсь, что Вы честный человек, но все-таки в проверяющих органах наверняка есть сотрудники, которые, к сожалению, не настолько честны, как Вы. Точно так же есть не самые хорошие врачи, педагоги, милиционеры. Однако мы не можем совсем забрать детей из школы из-за того, что есть плохие учителя, не перестаем ходить в больницу или пить лекарства из-за того, что есть плохие врачи… Мы вправе искать для себя хороших специалистов, но не вправе заявлять, что их нет.

Церковь — это неотъемлемая часть жизни верующего человека. Только в Церкви мы можем участвовать в Таинствах, вступать в теснейшее общение с Богом. Благодать Божия действует в Таинствах Церкви независимо от личных достоинств и недостатков священника. Поэтому прочитайте Евангелие и обязательно ходите в храм, помня, что в церковь мы приходим не к священнику, а к Самому Христу.

Собираюсь усыновить ребенка, уже собрала почти все документы, но смущает то, что я не замужем и ребенок будет воспитываться в неполной семье. Пожалуйста, подскажите, как мне быть. Любовь.

Уважаемая Любовь! Если Вы готовы, усыновив ребенка, всю жизнь нести этот крест, то пожалуйста, Вы можете исполнить это намерение. Единственное, что — нужно очень ясно представлять себе ту ответственность, которую Вы на себя берете. Я не могу ответить подробнее, не зная Вас лично и обстоятельств Вашей жизни. Нужно подумать и о том, что Вам может встретиться человек, с которым Вы захотите создать семью — не получится ли, что приемный ребенок окажется для кого-то препятствием? Таких ситуаций может быть очень много, и трудно их все предусмотреть.

Поэтому нужно очень хорошо подумать прежде, чем принять решение об усыновлении. Будет ли этот ребенок главным смыслом Вашей жизни? Только исходя из этого можно строить дальнейшие планы.

Я из Нижегородской области, с девяти лет начал ходить в алтарь. Все священники наши помешались на деньгах! Неужели это не должно наказываться?

Думаю, что это не так. Есть огромное количество нормальных, добрых, хороших священников, которые сами отдадут нуждающимся последнюю копейку. И я лично знаю таких, и люди знают таких священников.

А что касается того, что недостойные явления в церковной жизни должны изживаться, а виновники — наказываться, для этого существует власть архиерея. Сообщите конкретные факты архиерею той епархии, на территории которой Вы находитесь.

Мы собирались ехать в паломническую поездку, сдали деньги батюшке, который в нашей епархии этим занимается, но поездка не состоялась. Когда мы пришли забирать деньги, батюшка придумывал кучу всяких отговорок. Только благодаря настойчивости моей мамы он отдал нам эти деньги, причем сразу, как только она сказала, что пойдет к Владыке. Недавно в храме я разговаривала с женщиной, и, как оказалось, она тоже хотела ехать и деньги ей не вернули. Кто-то отдавал последнее… Прокомментируйте, пожалуйста. Ксения, Херсон. 

Уважаемая Ксения, комментировать тут нечего. Это плохо, то, что произошло. Увы, батюшки бывают разные, и не очень честные тоже, к сожалению. Я могу только Вам посочувствовать и сказать, что Ваша мама поступила правильно. В Церкви существует архиерей, епископ, с греческого языка это слово переводится как «надзиратель». Вот он и должен в прямом смысле этого слова надзирать за тем, как священники исполняют свои обязанности, за их нравственностью, поведением, за их отношением к Богу, Церкви и людям. Поэтому ваша мама поступила совершенно верно, и я советую всем, кто попал в столь неприятную ситуацию, если виноват в ней священник, обратиться к архиерею той епархии, на территории которой Вы проживаете.

Сейчас в нете появилась информация о квантовом переходе, который якобы должен произойти, при котором должно погибнуть 70-80 процентов населения Земли, остальные будут людьми шестой расы. Книги про это есть и в книжных магазинах. Якобы Сам Создатель диктует эти откровения через академика Маслова, он пророк. Библия же устарела. Маслов и агни-йога – это будущее. 

Я пока только на пути к Христу. И признаюсь Вам, что я испугалась. Я знаю, что в Библии никакого перехода нет. Знаю, что агни-йога считается сектой. Но как-то неспокойно. Буду Вам очень признательна, если Вы мне что-нибудь посоветуете. Спасибо, Ольга.

Уважаемая Ольга! Сегодня, к сожалению, присутствует в Интернете и издается огромное количество псевдонаучной и антинаучной фантастики, огромное количество духовно нездоровых людей имеет возможность распространять свои «новые религиозные учения». Будьте осторожны: не будьте такой доверчивой и не слушайте всякие глупости. Если вы находитесь на пути ко Христу, постарайтесь почаще читать Евангелие, бывать в храме. Вы почувствуете, насколько разительно тот мир, который приходит в наше сердце, когда мы с Богом, отличается от чувств страха, растерянности, беспокойства, которые возникают при чтении тех «откровений», о которых Вы пишете.

Очень бы хотелось съездить на недельку в какой-нибудь тихий, уединенный монастырь, помолиться, потрудиться во славу Божию. Подскажите пожалуйста, какие есть монастыри, нуждающиеся в трудовых руках, в нашей епархии или в соседних. И еще: у меня тяжелое хроническое заболевание — диабет. Но физическую работу выполнять могу. Возьмут ли меня трудником, или в монастыре нужны практически здоровые люди? Александр.

Уважаемый Александр, пожалуйста, если у Вас есть такая возможность, если Ваше заболевание позволяет вам трудиться, нет каких-то противопоказаний — съездите, поживите, поработайте в монастыре. Можно в Нижне-Воскресенский мужской монастырь в Криволучье, можно помочь в женском Свято-Сергиевском монастыре в Алексеевке Базарно-Карабулакского района (их адреса и телефоны есть на сайте в разделе «Епархия»). Пожалуйста, Бог благословит, а степень нагрузки сами сообразовывайте со своим заболеванием.