Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Ученик многих подвижников
Просмотров: 779     Комментариев: 0

Одной из первых в списке рекомендованных на Великий пост книг часто называется «Луг духовный» блаженного Иоанна Мосха: «Это сборник, рассказывающий о подвигах святых отцов, о жизни подвижников. Читая собранные здесь увлекательные истории, проникаешься духом этих великих людей». Имя автора можно прочесть на обложке книги, но не все знают, что собирал он эти поучительные истории вместе с духовным сыном и собратом – святым Софронием, будущим Патриархом Иерусалимским.

Великое духовное путешествие

Будущий святитель Софроний родился в Дамаске, с юных лет отличался благочестием и любовью к наукам. Особенно юноша преуспел в философии, за что его стали называть премудрым. Но будущий святитель искал высшей мудрости, для чего часто посещал монастыри и беседовал с пустынножителями.

Однажды паломником он прибыл в Иерусалим, посетил обитель Феодосия Великого и там стал духовным сыном блаженного Иоанна Мосха. Изучив предания о подвижниках своей обители, друзья отправились в великое путешествие по обителям Палестины, Сирии, Египта. Во время пребывания в Александрии Софроний получил чудесное исцеление глаз и принял иночество.

Синай, Кипр, Самос, Константинополь, Рим – на это путешествие ушли десятки лет трудничества. Ревностных путников ничто не страшило и не останавливало: ни топкие болота, ни бурное озеро Мареотис, ни дикие звери, хищники, множество крокодилов. Ведь их ожидала встреча с удивительными подвижниками, сама жизнь которых стала уроком.

Любимая книга многих христиан

«Радуйся, Фиваида избранная! Радуйся, страно, гражданы воспитавшая Царства Небеснаго!» – поем мы в храме накануне Великого поста. Вот эти граждане вечности и стали героями «Луга духовного». Подвиг святых, описанный в книге, – это не просто сумма хороших поступков и правильных слов. Это полное перерождение ветхого – греховного – человека в нового – «по образу Создавшего» – при содействии благодати Божией.

«Возлюбленный, – пишет святителю Софронию Иоанн Мосх, – что может быть приятнее зрелища, которое представляет собою весенний луг, испещренный разнообразными цветами?.. Вот с таким же удовольствием прими и настоящий труд, благодатное и верное чадо Софроний! Ты найдешь в нем добродетели святых мужей, просиявших в наше время... Срывая из цветов неувядающего луга наиболее прекрасные, я сплел для тебя венок и подношу его тебе, вернейшее чадо, а чрез тебя и всем. По этой-то причине и этот труд я назвал Лугом: каждый может найти в нем духовное наслаждение, благоухание и пользу».

Уже VII Вселенский Собор (787 год) подчеркнул догматическую важность этой книги: во время деяний Собора читали 45-ю и 180-ю главы «Луга духовного» – о почитании образа Пресвятой Богородицы. Книга принадлежит к числу известнейших и самых распространенных на Руси святоотеческих творений. Наши православные предки с усердием распространяли его, любили читать, запоминали сказанное в нем, охотно передавали друг другу и старались воплотить в своей жизни наставления отцов.

Песнотворческое наследие святителя

В 634 году за мудрость и строгое благочестие святой Софроний был избран в Патриархи Иерусалимские. Любимым его занятием было составление поучений и песней духовных, а также житий святых. К примеру, он описал жизнь преподобной Марии Египетской.

До нас дошли также сочинения Патриарха Софрония по догматике, «Объяснение на Литургию», около 950 тропарей, стихиры от Пасхи до Вознесения. Будучи иеромонахом, святой Софроний пересмотрел и исправил «Устав» монастыря преподобного Саввы Освященного.

«Трипеснцы» святителя на Святую Четыредесятницу входят и в состав современной Триоди, мы слышим их в храме в дни Великого поста. Творчество Патриарха Софрония открывает оригинальный этап в палестинской гимнографии VII–IX веков. Произведения, созданные в это время, определили общий характер и целостный состав будущего сборника Постной Триоди и стали одной из основных ее частей.

В конце жизни святитель Софроний со своей паствой пережил двухлетнюю осаду Иерусалима мусульманами. Изнуренные голодом христиане согласились открыть городские ворота с условием, что противник пощадит святыни. Однако это условие не было выполнено, и святой Патриарх Софроний умер в глубокой скорби об осквернении христианских святынь.

*  *  *

«Наша душа неоцененна! Она для того создана так прекрасной, для того искуплена так дорого, для того осыпана Божиими милостями так богато, чтобы, по кратком времени упражнения и испытания на земле, наследовала вечное Царство Божие… Теперь рассудите, какое внимание, какую заботливость употребляют, чтобы сохранить наследника какого-либо земного престола! Все готовы жертвовать жизнью для его сохранения, если он как-нибудь подвергается опасности, и для утверждения за ним права на земное царство, если оно у него оспаривается. Менее ли нам должно употреблять внимания и заботливости, чтобы спасти свою душу, назначенную к наследию Царства вечного?»

Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский

«Православное Заволжье»