К 260-летию со времени освящения
Среди архитектурных памятников старины, сохранившихся в г. Саратове, особенное внимание привлекает к себе Троицкий кафедральный собор, уже 260 лет величаво красующийся на высоком правом берегу Волги, недалеко от пароходной пристани.
Собор построен в московско-нарышкинском стиле. Освящение его относится к 1695 году, как об этом свидетельствует грамота митрополита Астраханского и Терского Савватия. Чрезвычайно прочный фундамент собора из каменного бута лежит на дубовых сваях, забитых в канавы для предохранения от подпочвенной воды.
По внешнему виду Троицкий собор напоминает двухэтажный корабль, окрашенный в красноватый цвет. Стены его подпирают 18 массивных контрфорсов, на которых зиждется галерея длиною в 38 сажен, окаймляющая храм верхнего этажа. Остеклена галерея затейливыми кружевами квадратных и полусферических стекол. Железная кровля всего соборного здания венчается луковичной главою с железным шестиконечным крестом. Поперечины креста живописно окаймляют металлические репьи, наподобие бус.
Каменная башнеобразная колокольня собора состоит из восьмигранной башни и шатра с усеченною вершиною, которую венчает шестиконечный железный крест с бусообразными железными репьями.
Троицкий собор имеет три паперти со входными дверями с западной стороны. Средняя большая паперть служит входом в нижнюю церковь, а две боковых — с лестницами — ведут через остекленную галерею в верхний храм.
Внутренний вид нижнего и верхнего храмов собора по архитектурной планировке однообразен. В обоих храмах по четыре отделения: алтарь и три трапезных: подкупольная, старинная и вновь пристроенная.
В 1949 году Святейший Патриарх Алексий, приехав в Саратов, посетил Троицкий собор. Обратив внимание на ветхость потолков в трапезных собора, он вменил в обязанность настоятелю, протоиерею И. Цветкову, немедленно произвести необходимый ремонт.
Эти обязанности протоиерей И. Цветков выполнил. В 1950 году под его руководством в верхней соборной церкви был установлен новый пятиярусный иконостас, изготовленный по специальным эскизам. В иконостасном каркасе всего 40 икон, написанных в стиле XVII века известным художником-палешанином П. Л. Париловым. Эта иконопись в целом представляет все домостроительство Божие о спасении человеческого рода.
В первом ярусе иконостаса расположены местные иконы, во втором ярусе — двунадесятые праздники, в третьем ярусе — «Деисус» и в пятом ярусе — святые пророки. В центре пятого яруса — Вознесение Господне, а по бокам — царь-пророк Давид и пророк Даниил. Распятие с предстоящими Богоматерью и апостолом и евангелистом Иоанном Богословом венчает иконостас.
Горнее место алтаря великолепно украшено большим киотом. Под куполом киота изображен сидящий на престоле Господь Вседержитель и по бокам Его Богоматерь и Иоанн Предтеча. В проемах алтарных окон и на потолке реют шестикрылые серафимы и ангелы, а в центре потолочной части — Божия Матерь, венчаемая Святой Троицей.
45 росписей трапезных верхнего, Троицкого храма исполнены также в стиле XVII века тем же иконописцем П. Л. Париловым.
В конце 1954 года был сооружен новый трехъярусный иконостас и в нижнем, Успенском храме собора. Здесь выдержан тот же стиль XVII века и удачно воспроизведены некоторые детали иконостаса Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря.
Особенно чтимая святыня Троицкого собора — чудотворный образ Нерукотворенного Спаса за правым клиросом нижнего храма. Образ написан на холсте и, по преданию, принесен из Москвы в Саратов в конце XVII века стрельцами. Образ представляет хорошо выполненную репродукцию Нерукотворенного Образа Спаса Андрея Рублева со стены Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре.
Бережно охраняются в нашей стране памятники старины, и Православная Церковь в этом отношении вносит свой вклад в дело их охраны, поскольку дело относится к памятникам церковной архитектуры.
«Журнал Московской Патриархии» № 07, 1955 г.