Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Точка, прозрачная для света
Просмотров: 1863     Комментариев: 0

Имя Светланы Кековой не нуждается в представлении. Она известный поэт, лауреат множества литературных премий, доктор филологических наук, исследователь творчества Н.А. Заболоцкого, А.А. Тарковского, В.Ф. Ходасевича, В.В. Набокова, Ф.М. Достоевского, философов Ф.А. Степуна и С.Л. Франка.  11 марта Светлана Васильевна Кекова и ее постоянный соавтор, кандидат филологических наук Руслан Равилович Измайлов открыли своим выступлением работу книжного клуба при магазине православной литературы и церковной утвари «Лествица». Встреча, приуроченная ко Дню православной книги, была организована информационно-­издательским отделом Саратовской епархии.

Перед выступлением гостей руководитель информационно-издательского отдела Наталья Горенок и ведущая встречи — писатель, литературный критик и журналист Екатерина Иванова — рассказали собравшимся о планах работы клуба. Его участников ждет разговор о книгах, в основу которых положено христианское миропонимание, а также встречи с известными поэтами, прозаиками, литературными критиками, которые в своем творчестве заинтересованно касаются вопросов веры.

Светлана Васильевна и Руслан Равилович представили свою новую совместную книгу — «Священная реальность русской словесности». В ней авторы рассматривают русскую литературу в свете религиозно-философских и духовно-эстетических категорий, размышляют о трагических изломах развития русской и мировой культуры в XX веке. Они ставят своей задачей понять трагедию художника, который вынужден творить в мире, утратившем веру в Бога, и духовный подвиг поэта, который продолжает возносить хвалу Творцу и Его творению, находясь в тяжелейших жизненных условиях, казалось бы, исключающих всякую благодарность. Именно таким поэтом, как убедительно показала Светлана Кекова, был поэт Николай Заболоцкий.

В исполнении Светланы Васильевны прозвучали строки Николая Заболоцкого, написанные им в период ссылок и лагерей. Он отбывал наказание в системе Востоклага в районе Комсомольска­-на-Амуре, затем — в системе Алтайлага в Кулундинских степях, где трудился на самых тяжелых работах. Поет рожок над дальнею горою,//Восходит солнце, заливая лес,//И мы бежим нестройною толпою,//Подняв ломы, громам наперерез.//Так под напором сказочных гигантов,//Работающих тысячами рук,//Из недр вселенной ад поднялся Дантов//И, грохнув наземь, раскололся вдруг. //При свете солнца разлетелись страхи,//Исчезли толпы духов и теней.//И вот лежит, сверкающий во прахе,//Подземный мир блистательных камней.//И все черней становится и краше//Их влажный и неправильный излом.//О, эти расколовшиеся чаши,//Обломки звезд с оторванным крылом!

«Я не могу сказать, что занимаюсь Заболоцким как предметом науки, — призналась Светлана Васильевна. — Это поэт, которого я очень люблю, и я хочу его понять, исходя из этой любви к его миру, его трагической судьбе, его мужеству. Перенеся тяжкие страдания в лагере, он смог создать стихи, поразительные по интонации, славящие красоту Божьего творения. Хваление Бога изнутри предельного страдания дано немногим — только высоким душам».

Светлана Васильевна подчеркнула, что богословские труды помогают нам понять самые глубокие тайны поэтического мира, над которыми безуспешно бьются гуманитарные науки: «Как сказал православный богослов Оливье Клеман, суть поэзии состоит в том, чтобы для каждого явления найти точку, прозрачную для света, которая соединяет это явление с Богом».

ФОТО

Газета «Православная вера» № 06 (650)

Загрузка...