В преддверии 60-летнего юбилея Победы хочется рассказать о большой семье Султановых. Глава семьи Андрей Иванович долгие годы служил Церкви Христовой. Пять его сыновей защищали нашу Родину от нашествия фашистских захватчиков. В то время, когда основными лозунгами были: "Религия — опиум для народа" и "Долой религию!", трое молодых Султановых также выбрали путь служения Православию.
Андрей Иванович Султанов родился в мордовской глубинке в 1879 году. Благодаря благочестивым родителям мальчик с раннего детства знал Закон Божий, постоянно посещал службы, пел в церковном хоре.
Оставшись сиротой в возрасте 14 лет, подросток устраивается работником в богатую семью, а сестру Ефросинью отправляет в монастырь. В это время Андрей заканчивает приходскую школу, мечтает стать священником. Поднакопив немного денег, вместе с сестрой он совершает паломничество в Киево-Печерскую Лавру и, укрепившись в вере, поступает сначала в Московскую духовную семинарию, а затем в Московскую духовную академию. После ее окончания Андрей Иванович восемь лет работал учителем двухлетней школы. После рукоположения в 1913 году и до кончины в 1965 году — пастырское служение. И лишь пятилетний перерыв в церковных трудах: во время поездки в Борисоглебск в 1937 году его арестовали прямо в поезде, осудив как врага народа на десять лет.
А до ареста — годы служения в Бугульме и в Саратовской епархии. Здесь семья священника оказалась в послереволюционное богоборческое лихолетье, перебравшись на Волгу, в село Золотое, поближе к родственникам жены. Здесь супруги Султановы и одиннадцать их детей встретили предвоенную пору, когда, казалось, пришли последние времена. Приходы Русской Православной Церкви постоянно закрывались, и семья отца Андрея часто переезжала из одного села Камышинского уезда в другое. Вскоре закрыли храм и в селе Старая Топовка, где к тому времени служил настоятелем Андрей Иванович. Ходатайство священника перед уездными властями о продолжении служб не помогли. Незадолго до закрытия храма Андрею Ивановичу было явление Божией Матери, Которая сказала: "Храм ушел в пустыню". Как напоминание об этом событии в семье дочери священника Нины Андреевны бережно хранится икона "Топовская Божия Матерь Явленная", написанная по заказу отца уже в послевоенные годы.
Священник вернулся в село Золотое в конце сентября 1942 года. Годы лагерей не сломили, а наоборот, укрепили его веру в Господа. Уже 18 октября он пишет прошение на имя настоятеля Троицкого собора с просьбой о назначении его приходским священником. Через месяц прошение протоиерея Андрея Ивановича Султанова было удовлетворено, и он получил назначение во вновь открытый приход, чтобы за богослужениями возносить молитву о даровании Победы: "О еже подати силу неослабну, непреобориму и победительну, крепость же, мужество и храбрость воинству нашему на сокрушение врагов и супостатов…".
В тот год верующие села Золотое не раз обращались с заявлениями об открытии храма. Обосновывая свою просьбу, в письме от 15 ноября 1942 года они писали: "Молитва, а тем более во время войны, важна. Каждый молит Бога для спасения нашей Родины, отцов, мужей, детей, и братьев, и сестер, просит милосердия Божиего". В архиве Саратовской епархии хранятся письма-прошения верующих с просьбой о назначении отца Андрея настоятелем вновь открываемой Свято-Троицкой церкви села Золотое. Под одним из них поставили свои подписи более 700 человек.
В труднейшее для православных христиан время протоиерей Андрей Иванович Султанов свято хранил духовные традиции, открывал храмы на территории Саратовской и Пензенской областей, был настоятелем в Балаково, до 1960 года служил в Ершове. Затем переехал в город Сердобск, где и умер в 1965 году.
И где бы ни служил Андрей Иванович Султанов, он всегда пользовался большим уважением верующих и причта, был награжден палицей, митрой, наперсным крестом и многими церковными наградами. Семейной реликвией стал образ Христа Спасителя Нерукотворный, на обороте которого есть надпись: "Куплена сия икона мною за три рубля Андреем Ивановичем Султановым в бытность еще послушником Ново-Спасского монастыря".
После ареста отца в 1937 году старшие дети разъехались по разным городам. С детства все сыновья отца Андрея помогали ему в храме, знали Священное Писание, учились читать на церковно-славянском языке, пели в хоре. У них были очень запоминающиеся сильные и красивые голоса. Бархатный баритон старшего сына Николая, приехавшего в поисках работы в Москву, был замечен. Николай Султанов стал петь в церковном хоре в одном из храмов Москвы, выступая также в составе хора имени Пятницкого. После начала Великой Отечественной войны с концертными бригадами он не раз выезжал на передовую. Осенью 1941 года попал под бомбежку, был контужен. После лечения в госпитале и комиссования работал на заводе, о чем напоминает медаль "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны". В 1957 году рукоположен в протодиаконы и служил до конца своей жизни в Кафедральном соборе города Самары.
Второй сын отца Андрея — Владимир — с первых дней войны находился на фронте. Воевал под Москвой в знаменитом конном корпусе генерала Доватора. Демобилизовался по ранению, вернулся в родное село в 1944 году. Его отец сразу же отправил прошение на имя архиепископа Григория: "Прошу покорнейше Вашей Архиерейской милости определить указом своим сына моего Владимира Андреевича Султанова исполнять должность псаломщика в своем кафедральном соборе, вверенном Вашему Высокопреосвященству града Саратова. Образование его среднее, от роду 26 лет, рожден в 1917 году 3-го мая, отлично читает, поет на клиросе, прекрасно знает церковный устав, очень способный. Имеет искреннее желание к служению Церкви Божией…".
Отец не ошибся в выборе профессии для своего сына. Протодиакона Владимира Андреевича Султанова впоследствии с благодарностью вспоминала паства многих вновь открывшихся приходов на территории Пензенской и Волгоградской областей, 22 года он был диаконом Михаила-Архангельского собора в городе Сердобске. С 1968 года и до кончины в 1983 году служил в Казанском соборе в Волгограде.
В Берлине закончил войну Вячеслав Султанов. А встретил ее он на границе с Польшей, командуя батареей знаменитых "сорокопяток". В 1943 году воевал на Курской дуге, за умелое командование в сражениях под Прохоровкой получил орден Александра Невского. Во время войны ни разу не был ранен, друзья шутили: "Ты у нас заговоренный". Уже по возвращению с фронта, Вячеслав рассказал об этом своей матери, а та ответила, что всю войну о сыновьях своих молилась: "Материнская молитва самая сильная, она со дна моря поднимает!". Мирная профессия Вячеслава Андреевича — педагог.
В августе 1941 года в действующую армию был призван еще один сын Андрея Ивановича Султанова — Александр. После краткосрочного обучения в пулеметно-минометном училище воевал в 21-ой Гвардейской дивизии в составе Центральной группы войск. Москва, Ельня, Смоленск, Великие Луки, прорыв блокады Ленинграда в составе Волховского фронта, Курск — таков боевой путь Александра Андреевича Султанова. Орден Красной Звезды, медали "За отвагу" и "За боевые заслуги" — далеко не весь перечень его наград. Несмотря на то, что в графе "профессия родителей" указывал: отец — священник, на фронте был принят в партию. После тяжелого ранения в 1944 году, почти восемь месяцев провел на больничной койке. Вернулся в родное село за два месяца до окончания войны.
Михаил Султанов призывался последним, успев поучаствовать в боях с Японией. Самый младший, Василий, учился в Духовной семинарии в Загорске, служил на флоте. Демобилизовавшись, был рукоположен в 1957 году митрополитом Вениамином во диаконы в городе Пугачеве. Сначала служил в Хвалынске, а через год переведен протодиаконом в Свято-Троицкий кафедральный собор Саратова. Архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен отзывался о нем так: "Это очень грамотный диакон, знающий до мелочей порядок, правила и уставы, законы богослужения и ведение обрядов Церкви. Ему нужно подражать, учиться у него, ставить его в пример. И хорошо бы нам всем быть такими, как он".
А вот как вспоминал его епископ Кировоградский и Новомиргородский Василий: "С кончиной отца Василия, который, без всякого сомнения, входил в десятку лучших диаконов России, из жизни Саратовской Церкви ушла целая эпоха. И хотя Саратов традиционно славится диаконами, такого могучего, опытного и артистического диакона конечно же не будет. Отец Василий был, может быть, последним представителей редкостной породы российских диаконов, блестяще описанных Иваном Шмелевым".
За тридцать шесть лет служения Церкви Василий Андреевич Султанов был награжден орденом Святого князя Владимира третьей степени, орденом Преподобного Сергия Радонежского третьей степени. Этими же наградами был награжден и его старший брат, протодиакон Владимир Андреевич Султанов.
К сожалению, жизнь младшего из братьев Султановых оборвалась трагически. В 1993 году он умер от кровоизлияния в мозг. Сотни людей пришли попрощаться с отцом Василием в Свято-Троицкий собор Саратова. И хотя более десяти лет прошло со дня его смерти, живые цветы лежат у подножия памятника на Елшанском кладбище города, а в храмах в обеднях об упокоении поминают имя отца Василия.
По-разному сложились судьбы у отца и братьев Султановых. Но их жизненный путь доказывает, что все они очень цельные натуры, которые шли дорогой, указанной Господом, правдой служа Церкви Христовой и своему Отечеству, укрепляя в вере православный народ Божий.