В марте в доме-музее В. Борисова-Мусатова прошла персональная выставка саратовского художника Натальи Леонтьевой «Любви исцеляющий взгляд». Совсем скоро она должна переместиться в фойе Большого зала консерватории. Творческим импульсом для выставки послужила книга стихов замечательного саратовского поэта Светланы Кековой «Плач о древе жизни». В названии каждой акварели, пастели, масляного холста художника лежит основанием слово поэта. Совместная радость бытия, духовный путь в «пределы райские» играет чистыми красками, льется потоками света, мерцает в свечении линий, бликов, мазков.
«Окно по крестовине»
Центральной работой в экспозиции Натальи Леонтьевой стало изображение Распятия, представшего в оконной раме. Оно словно раздвигает мир в четыре стороны света или делит его на четыре Евангелия. В каждом проеме креста — призывающая и благословляющая рука Господня — символический перст ангела из «Троицы» Андрея Рублева.
«В основании мира был Богом положен крест» — эта поэтическая строчка Светланы Кековой пронизывает все смысловое художественное пространство выставки.
— Мне от бабушки моей Александры досталось медное Распятие, — рассказывает художница. — В детстве я подолгу жила в окрестностях пос. Тамалы, в селе Вишневое, у бабушки Сани. До сих пор вспоминается мне ее ночной молитвенный шепот, земные поклоны. Она была из старообрядцев, которых, как известно, отличала истовая, пламенная вера. Однажды, уже взрослые дочери привезли ее в Москву, в Рогожскую старообрядческую слободу, известную еще с конца XVII века, в храм-колокольню Успения Божьей Матери. Ей уже было за 70, она упросила дочерей оставить ее там на всю ночь и простояла больными коленями на бетонном полу до утра. О Боге никогда не говорила, только молилась за весь многодетный свой род. Имела она 12 детей и дожила до 94 лет. Многие дети ее и внуки, и правнуки стали теперь воцерковленными людьми. А я, как святыню, храню ее крест. Думаю, что по ее молитвам и я пришла к вере. Свое крещение в 18 лет ощутила как необходимое побуждение к действию. Крестили меня тайно, в конце 70-х, в какой-то затерянной деревенской церквушке. Помню свою радость, облегчение и тихий свет внутри себя.
Со Светланой Кековой Наталья знакома около 15 лет, и говорит о ее поэзии, как об одной из составляющих своей духовной жизни.
— Каждая книга ее стихов для меня, как и для целого поколения — откровение, драгоценный дар. Нас познакомил мой учитель — художник Владимир Мошников. Его работы послужили художественным оформлением ее книги стихов «Плач по древу жизни», которая стала первоисточником для моих новых работ.
Когда мы задумывали эту выставку, то, не сговариваясь, обе остановились на теме любви. «Все, что в мире с тобой происходит, называется словом любовь…» Во многом благодаря ее поэзии я научилась понимать, что даже самые драматичные внешние обстоятельства жизни — не случайность, а естественное продолжение нашего духовного состояния и промышляющей о нашем вразумлении Божественной любви…
«Небо сходит с чердака»
Художник и поэт живут теперь по соседству, на перекрестке двух улиц со старинными названиями — Новоузенская и Белоглинская. Детство обеих вырастало из крепкого крестьянского корня, из деревенского быта среднерусской полосы. В селе Богдановка Синодского района Пензенской губернии, до сих пор стоит деревянный ветхий дом Димитрия и Марфы, усопших сродников, дедушки и бабушки Светланы Кековой. Димитрий пришел с Первой мировой со святым Георгием в петлице, а в 35-м спрятал на чердаке своего дома Библию и иконы из разоренного храма Архангела Михаила. До Второй мировой он не дожил, и Марфа до 97 лет земной своей жизни хранила и оберегала эти дорогие ее сердцу семейные святыни. Все детство Светланы Кековой зрело благодатным зернышком под этим «священным» чердаком.
«…и не видит дитя, что на пыльном лежит чердаке из разрушенной церкви спасенная дедом икона…»
Спустя 82 года чердак Димитрия и Марфы превратился в чертог. Их внуки и правнуки обрели спасенную большую икону Воскресения Христова с двенадцатью праздниками, и чуть поменьше — Архангела Михаила. Теперь они, обновленные реставраторами Радищевского музея, семейными реликвиями сияют в Красном углу в доме поэта. А в Богдановке возрождается храм Архангела Михаила, где венчались Димитрий и Марфа.
«Свеча горела»
— Мне кажется, что древо жизни похоже на собор, — продолжает Наталья Леонтьева. — Ведь соборность — одна из черт русского мира.
На своих занятиях по художественному мастерству в школе пластического искусства, куда я прихожу уже 17 лет, наш мастер Владимир Мошников не устает повторять: «мы должны быть соборными». Мошников во многом определил меня как художника, научил создавать, очерчивать по жизни круг своего общения, находить людей-путеводителей в окружности бытия. Он познакомил меня с людьми, ставшими моим внутренним духовным собором, Сретением.
Лоскутный ангел дорогой моему сердцу Людмилы Горожаниной сияет среди моих акварелей в доме Светланы Кековой. И мне все хочется погладить лоскутную вереницу горожанинских котов на затихшей теперь кухне моего доброго друга Виктора Чудина, угоститься яблоком из его опустевшего сада (Людмила Горожанина и Виктор Чудин — известные саратовские художники, оба ныне покойные — ред.)
С легкого напутствия Мошникова я стала преподавать рисунок и живопись в школах «Встреча» и «Чудо» всем, кто хочет научиться рисовать. Художники-любители могут многому научить и профессионалов. Своим незашоренным взглядом они чутко улавливают красочную палитру, самобытно выстраивают композицию и перспективу. Возрастной диапазон моих учеников – от 30 до 70. Среди них – люди самых разных профессий: ученые, преподаватели, юристы. А ведь когда-то я не собиралась становиться художницей. Трижды поступала в питерский Мухинский институт прикладного искусства, на дизайнерский факультет. Мне всегда не хватало половинки до проходного бала…
«Цвет граната»
Ее собственная «половинка» увидела Наталью Леонтьеву из окна научно-исследовательского технологического института, где она занималась ремеслом художника-оформителя. Будущий муж, фотограф Алексей Леонтьев, точно сфокусированным взглядом выхватил ее из толпы – худенькую, светлолицую, кроткую. Он и стал ее проходным баллом в счастливую семейную жизнь. Заставил поверить в себя как в художника, помогал устраивать выставки, оформлял работы. Однажды привел к ней руководителя фольклорно-музыкального коллектива «Лель» Александра Куриленко в национальном русском костюме и заставил написать его поясной портрет. Сейчас эта работа Натальи Леонтьевой представляет наш город в Архангельске, на выставке «Лики России».
Окончив Высшее военно-химическое училище, Алексей стал профессиональным военным, но внутренне всегда тяготел к искусству. Дар к фотографии определил его творческий путь. Несколько лет он прослужил внештатным фотографом в Саратовской епархии, сделал несколько персональных выставок. Как фотограф, сопровождал Вячеслава Ростроповича, когда он в последний раз приезжал в Саратов. На фотографии Алексея Леонтьева, запечатлевшей срез меловой скалы в Хвалынске, Наташа увидела будущий образ своей работы, представленной на выставке под названием «Идущие».
Можно сказать, что семья Натальи и Алексия Леонтьевых превращается в художественную династию. Их дочь Анна стала профессиональным художником. Окончив Суриковский институт в Москве, она преподает сейчас художественное творчество детям по своей авторской программе «Симфония красок» в музее П.И. Чайковского. Создает и расписывает керамику, также, как ее родители, любит поэзию Светланы Кековой.
… «И будет день на кровлях плоских крыш купать луну и птиц лепить из глины…»
В августе, в музее Павла Кузнецова запланирована художественная выставка семьи Леонтьевых.
…Давай построим дом с черепичной крышей,
Он будет узкий, длинный, кирпично-красный,
Не на песке построим его – на камне,
А в основанье серебряный крест положим…
Эти стихи Светланы Кековой из книги «Плач по древу жизни» звучат пасхальным гимном на полотне художника Натальи Леонтьевой, где живительный созидающе-красный соединяет два мира — земной и небесный, и любой наш плач претворяет в радость.
Газета «Саратовская панорама» № 15 (1096)