Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Рассказать о людях, ходивших «пред лицем Божиим»
Просмотров: 1533     Комментариев: 0

Зримое выражение заботы об усопшем — содержание в порядке места упокоения его тела, поэтому на протяжении свыше полутора десятилетий саратовские краеведы-энтузиасты занимаются выявлением утраченных и заброшенных мест захоронений священников, церковнослужителей и мирян — деятелей Церкви — на Воскресенском кладбище Саратова. Многие саратовцы и приезжие, которых связывают с нашим городом родственные или дружеские узы, хотели бы узнать об этих людях, посетить их могилы, чтобы помолиться о их упокоении. В этом году комиссия по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии получила поддержку Фонда президентских грантов на проект «Интерактивная карта захоронений духовенства и монашествующих на Воскресенском кладбище г. Саратова». О том, как родился этот проект и как он поможет сохранению исторической памяти, мы беседуем с Валерием Тепловым, церковным краеведом, членом епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия.

— Расскажите, как возник этот проект и как он поможет нашим современникам и будущим поколениям чтить память предков?

— Для христианина главное выражение памяти об усопшем — это его молитвенное поминовение в заупокойном богослужении. Со времен Древней Руси в дни памяти усопших панихиды обычно совершались «туто, где кто лежит» — у могилы покойного. После выхода в декабре 1771 года сенатского указа, запрещавшего погребения при церквах во всех городах Российской империи, в Саратове было отведено место под городское кладбище, которое впоследствии, по наименованию выстроенного там через несколько лет сначала деревянного, а позднее каменного «погребального» храма, стало именоваться Ильинским. Оно находилось южнее храма (сейчас на его месте — колледж производственных технологий), от нынешней площади до района телестудии и от площади в сторону Волги. Ныне от него, как и от служившего ему преемником кладбища, носившего название Красный крест (находилось оно напротив нынешнего Горпарка), а также единоверческого кладбища (у подножия Лысой горы) ничего не осталось — эти места давно застроены. Кладбище мужского Спасо-Преображенского монастыря было уничтожено в 1931 году, когда мраморные и гранитные памятники с него отправили на укрепление опор железнодорожного моста через Волгу. Так места упокоения целых поколений саратовцев, в числе которых — выдающиеся православные пастыри и архипастыри, оказались стерты с лица земли.

Таким образом, Воскресенское — единственное сохранившееся общегородское кладбище Саратова, ему 186 лет. Когда в 1834 году план на новое, отведенное за чертой города кладбище был отослан в Городскую думу, епископ Саратовский и Царицынский Иаков (Вечерков) на этом документе сделал следующее указание: «Кладбище разбить на квадраты, назначить особое место для духовных и монашествующих и велеть караульному наблюдать порядок в рытье могил; кто согласится обсадить кладбище деревьями, тому дать на сие дозволение». Открытие кладбища состоялось через два года, а после строительства в 1844 году храма в честь Воскресения Христова оно стало именоваться Воскресенским.

После революции 1917 года советская власть старалась стереть память о Боге, вере и о тех, кто Господу служил, всеми доступными способами. Храмы уничтожались, духовенство, их родственники и прихожане подвергались репрессиям. Не удивительно, что многие места захоронений священства за прошедшие годы пришли в запустение. В рамках проекта по созданию интерактивной карты мы находим, благоустраиваем могилы духовенства и монашествующих, в том числе пострадавших в годину безбожных гонений, на Воскресенском кладбище. И — наносим на карту отметки об этих захоронениях. Всё это поможет обрести и сделать достоянием общественности забытые могилы, дать широкой аудитории возможность легко ознакомиться с жизненным путем того или иного подвижника веры Христовой, представленного на карте.

Информация о жизни и трудах почивших была накоплена в ходе многолетней исследовательской работы епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия. После завершения гранта база данных будет пополняться появляющейся новой информацией. Ссылка на интерактивную карту будет размещена на сайте Саратовской митрополии «Православное Поволжье». После завершения проекта любой человек сможет найти искомое захоронение.

 Кто из погребенных на Воскресенском кладбище священнослужителей и монашествующих оставил значительный след в истории Саратовской митрополии?

— Наверное, не наше дело сравнивать значимость того или иного человека, оставим это всеведению Божию, ведь всё обнажено и открыто пред очами Его (Евр. 4, 13). Можно отметить целый ряд безусловно значимых, выдающихся личностей, тела которых нашли упокоение на Воскресенском кладбище и могилы которых сохранились.

Конечно, сразу вспоминается архиепископ Досифей (Протопопов; 1866–1942), возглавлявший с перерывами на три ареста и ссылки Саратовскую кафедру в первое десятилетие после революции. В 1919 году он был заключен на четыре месяца в саратовскую тюрьму в качестве заложника. В апреле 1922 года — арестован по групповому делу «саратовских церковников» за отказ подчиниться обновленческому Высшему церковному управлению и обвинен в «умышленном отмалчивании в процессе изъятия церковных ценностей». В 1923 году — осужден Саратовским губернским ревтрибуналом на пять лет лишения свободы, отбывал срок в Бутырской тюрьме в Москве и в Томском округе. В заключении владыка не терял силы духа. Говоря об инспирированных безбожной властью обновленцах, он писал из Сибири саратовскому священнику — протоиерею Михаилу Сошественскому: «Со Господом и в тюрьме хорошо, и на этапе, и в ссылке… Около сотни епископов в ссылке или в тюрьме, но благодушны, а отступники на свободе мятутся, внутренне мучаясь, переходят из града во град, ища себе чад, но не находят, ибо сами они перестали быть чадами Святой Православной Церкви». Это была личность, консолидировавшая православных саратовцев в те нелегкие времена.

Самый чтимый саратовский подвижник благочестия — епископ Вениамин (Милов; 1897–1955), богослов, литургист и ревностный молитвенник, почти 17 лет проведший в ссылках. Иеромонах Михей (Хархаров) пишет в своих воспоминаниях о недолгом служении этого архипастыря в Саратове: «Он очень состарился, поседел, ослаб здоровьем. Но, как и прежде, никто ниже Владыки не поклонится, никто с таким терпением, не шелохнувшись (не говоря уже о том, чтобы присесть на кафизмах или часах), не простоит всей службы, никто не имеет такого обильного дара слез, от полноты чувств, источаемых при каждой Литургии, при чтении акафистов и в других случаях. Молитва его сосредоточенная и самоуглубленная, что окружающие невольно проникаются его молитвенным духом и настроением. Он не разрешает в Алтаре не только говорить, но и шептать и подпевать, ибо все это рассеивает молитву. Проповеди его изумительно хороши. Он говорит всегда то, что сам прочувствовал и пережил, поэтому каждое слово его настолько живое, что, говоря образно, если его [слово] разрезать, из него потечет кровь. <…> Верующий же народ очень полюбил Владыку, да и нельзя не полюбить его». Это самая чтимая могила на кладбище.

(Продолжение следует.)

Грантовый проект «Интерактивная карта захоронений духовенства и монашествующих  на Воскресенском кладбище г. Саратова» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Газета «Православная вера», № 17 (709), сентябрь 2022 г.

Загрузка...