Сообщество «Хорошие люди» уже несколько месяцев кормит бездомных и нуждающихся на Привокзальной площади Саратова. Кто эти люди, почему они там оказались? Как стать волонтером и отчего у них вырастают крылья? Всем этим делится журналист Виктория Темникова — доброволец «Хороших людей», принимающая участие в этом проекте с самого его начала.
В первый раз —боязно
Перед тем как приступить к кормлению людей на саратовском вокзале, я долго консультировалась с экспертом — волонтером Кристиной из Москвы. Они кормят людей на Киевском вокзале не первый год. «Бездомные обязательно должны быть в масках?», «Сколько по времени занимает весь процесс?»… Оказалось, что Кристина не только хороший человек и собеседник, но и знает игумена Нектария (Морозова), настоятеля Петропавловского храма Саратова, идейного вдохновителя и председателя фонда «Хорошие люди», поэтому разговор сразу задался.
У вокзала все оказалось не так страшно. Хотя сначала бездомные недоверчиво поглядывали на флаг с символикой «Хороших людей» и волонтеров, которые раздавали горячие обеды. Пришлось «завоевывать доверие»: подходить к ним и приглашать на обед лично. Так, потихонечку, гуськом, прихрамывая, опираясь на палки и ковыляя на костылях, они преодолели разделяющее нас расстояние. Позже познакомились поближе. Тот, что с палкой, — Константин. На костылях — Александр. Их знакомца Алексея, спавшего на лавочке в подпитии, мы не сразу решились разбудить. А вдруг кинется с кулаками? Но, надо отдать должное, агрессии он не проявил. Хотя на первое кормление самостоятельно прийти так и не смог — горячую гречневую кашу мы принесли ему прямо на скамейку.
Потом Алексей всегда вставал в очередь за обедами сам. Опекал стариков-инвалидов, следил, чтобы сначала поели они. В отличие от них у него есть свой дом — место, где он может в дальнейшем наладить свою жизнь.
Моя знакомая недавно выпалила: «Ну и выбрала ты себе занятие — кормить бомжей! Собак, по-моему, и то безопаснее…» На самом деле она, конечно же, не права. Бездомные, которые кажутся многим потенциальной угрозой, зачастую нуждаются в защите и помощи не меньше, чем слепые котята. Да, все они разные, и все по разным причинам оказались на улице. Но все психологически глубоко травмированные и все физически больные. Помощь им оказывает только «скорая», и то когда человек совсем при смерти и бригаду вызовут сердобольные люди. Так было с бездомным Богданом, которого зимой медики героически выковыривали изо льда — он в него буквально вмерз. «Скорую» вызвали таксисты, работающие на вокзале. Они знают Богдана и захотели ему помочь. А потом за жизнь бездомного несколько месяцев боролись саратовские врачи. Он выкарабкался буквально с того света, чтобы… снова оказаться на улице.
Богдан не всегда был таким пропащим. Он окончил школу с золотой медалью, подавал большие надежды. Но когда не стало родителей, пристрастился к спиртному. Пропил дом и оказался на улице. Возвращаться ему некуда. В хорошем настроении Богдан читает наизусть некоторым людям стихи. Стихи глубокие и красивые. При этом Богдан плачет.
Для многих бездомных горячая пища недоступна, и горячее питание для них — большое утешение и поддержка. В перспективе в сообществе планируют развивать помощь бездомным с одеждой, с оформлением документов и решением других социальных вопросов. Без этого выбраться с улицы невозможно.
«Летучий отряд»
Каждое кормление у вокзала — это целая спецоперация, в которой задействовано много людей. Волонтеры предварительно списываются в рабочем чате, распределяются: кто готовит, кто развозит, кто раздает еду. Мне это всегда напоминает известный советский кинофильм про Тимура и его команду. Только в нем Тимур созывал друзей с помощью веревочного «телефона» с колокольчиками, а «Хорошие люди» на призыв о помощи отстукивают сообщения-молнии в смартфоне.
Перед кормлением нужно успеть свернуть горы: составить меню, купить пищевые контейнеры, продукты, состряпать из них в трапезной Петропавловского храма горячие обеды на несколько десятков человек. Да так, чтобы получилось вкусно и питательно! Затем нужно уложить контейнеры в термосумку, заправить огромный армейский термос крепким сладким чаем, загрузить все это в машину автоволонтера Александра, выдохнуть: «С Богом!» — и отправить в путь.
На Привокзальной площади эстафету подхватывают другие волонтеры. В их задачи входит: мгновенно развернуть мобильную полевую кухню в скверике у ж/д вокзала, раздать под роспись нуждающимся горячие обеды и сухие пайки. Последние — для тех, у кого есть крыша над головой, но условия существования таковы, что любая помощь кажется манной небесной. Получатели этих пайков в основном люди, живущие в аварийных домах или домах под снос, с пенсией, которой едва хватает на самое необходимое.
Все кормление занимает не более получаса. Люди едят с таким аппетитом, что можно записывать рекламные ролики. Контейнеры исчезают из термосумки за несколько минут. Многие интересуются: можно добавки? Несколько раз подходят за чаем. Волонтеры щедро наливают сладкий напиток большим ковшом в стаканчики и пластиковые бутылки, которые им подставляют…
С момента первого кормления на вокзале все перезнакомились. Обеды для подопечных «Хороших людей» — это еще и своего рода досуг, отдушина. Они общаются между собой и с волонтерами, делятся последними новостями. У кого-то сдвинулось решение вопроса о переселении из аварийного жилья. Кто-то не появляется на вокзале по другой причине — «сошелся с женщиной», и теперь с крышей над головой. Это новость про Геннадия Васильевича, которого за внешнюю схожесть с вождем пролетариата называют Владимиром Ильичем. Он никогда не походил на человека, живущего на улице, педантично следил за собой и своей одеждой. Как только появлялись небольшие деньги, отмывался до скрипа в общественной бане и всегда выглядел интеллигентно.
На таких выездах познакомились друг с другом и многие добровольцы сообщества «Хорошие люди». «Развиртуализовались», как принято сейчас говорить. Общение в рабочем чате, конечно, не заменяет живого. Когда ты плечом к плечу оказываешься с человеком, которого прежде знал заочно — это непередаваемые ощущения радости и единства от того, что вы вместе делаете одно большое хорошее дело. И это еще больше заряжает, сближает и дает стимул двигаться вперед.
Молодые люди — Илья и Александра — информацию о «Хороших людях» прочитали на уличном билборде. Позвонили, спросили, чем могут помочь, и сразу же приехали на вокзал. Небольшой инструктаж, и вот Илья уже раздает контейнеры с едой. Александра наливает бездомным чай. Чем не квест, которыми сейчас увлечена молодежь? Вот только задания здесь не придуманные, а вместо персонажей — реальные люди, которым ты по-настоящему помогаешь. Для этого нужно лишь желание и доброе сердце.
— После кормления на вокзале будто крылья за спиной вырастают. Не идешь домой, а летишь, — рассказывает другой волонтер, Вероника. — Вроде ничего такого не сделала. Выкроила в рабочем графике немного времени для бездомных людей. А они столько тепла возвращают в ответ! Даже неудобно как-то… Потом вспоминаешь, что ты лишь инструмент в руках Бога, и все недоумения исчезают. Слава Богу, что так!
Газета «Православная вера», № 14 (682), июль 2021 г.