Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Помочь поверить в жизнь
Просмотров: 4435     Комментариев: 0

В октябре 2012 года, в Балашовской епархии начал работу православный кризисный центр «С верой в жизнь». Он был создан для женщин, оказавшихся в трудной ситуации.

Других дней не бывает

«Парад колясок» в БалашовеВсе началось с того, что психолог Ирина Малюченко загорелась идеей помочь женщинам, оказавшимся в ситуации репродуктивного выбора — так это называется на языке специалистов — оставить ребенка или сделать аборт. И это желание привело к созданию кризисного центра.

Сегодня кроме психологического консультирования беременных женщин в Балашовском родильном доме у центра «С верой в жизнь» несколько направлений работы. Приоритетное — защита материнства и детства. Непосредственно в здании Епархиального управления открыт временный приют для матерей, оказавшихся в трудной ситуации. Здесь созданы все условия для проживания. Склад одежды и предметов первой необходимости обслуживает не только подопечных центра, но и многодетные и малообеспеченные семьи Балашовской епархии — за два года его помощью воспользовались более тысячи семей Балашовского, Романовского, Турковского, Ртищевского и других районов Саратовской области. В центре работает «Клуб успешных родителей», есть группа кратковременного пребывания для детей, проводятся различные мероприятия — День Матери, Рождественские встречи подопечных центра, совместные чаепития волонтеров.

Сотрудники центра участвуют в конкурсах на получение грантов, в фестивалях «За жизнь», разрабатывают методические пособия по консультированию женщин, проводят выставки в защиту жизни. Еще здесь действуют различные кружки: дети и их матери учатся шить игрушки и мастерить поделки из бисера.

Обо всем этом мне рассказывает Ирина Юрьевна, пока мы проходим по длинным коридорам, засыпанным штукатуркой и заставленным лесами, — старинный особняк в центре Балашова был передан епархии практически в руинах, и сейчас здесь идет капитальный ремонт. Несмотря на это, центр работает в авральном режиме: этим летом здесь развернут штаб оказания помощи беженцам с Украины.

В дверях мы сталкиваемся с Таней и Валерой из Луганской области. Татьяна просит подобрать ей какую-нибудь одежду — спасаясь, они успели взять лишь самое необходимое. Вторая сотрудница центра, психолог Елена Насека, уводит супругов на вещевой склад. Большая светлая комната буквально завалена мешками с вещами, коробками с посудой и бытовой химией. Несколько женщин перебирают и примеряют вещи. На стене плакат — «Подари жизнь своему малышу».

Ирина Юрьевна приглашает меня в свой кабинет. Здесь ее тоже ждут беженцы — Наталья с сыном Сергеем.

— Мам, перестань! — мальчишка стесняется слез матери.

Наталья обещает не плакать и вытирает глаза, в которых я вижу боль и растерянность.

Ирина Юрьевна, лавируя между ящиками с тушенкой и пакетами с макаронами, проверяет документы у вновь прибывших и одновременно принимает помощь у тех, кто приносит ее в центр. Две бабушки принесли мужское пальто.

— Примете? — спрашивают смущенно.

— Конечно! — отвечает Ирина Юрьевна и объясняет мне: — С мужской одеждой у нас напряженно.

Проверка документов обязательна — приехавшие с Украины должны предоставить хотя бы какую-нибудь справку, подтверждающую их статус. Это необходимо, чтобы отсеять желающих нажиться на чужой беде. После оформления в центре люди могут получить продукты и вещи — один раз в десять дней. Стандартный продуктовый набор состоит из круп, макарон, тушенки, сахара. Также можно попросить одежду, стиральный порошок, мыло — из того, что есть в наличии.

Забрав пакеты, Наталья с сыном уходят, а Ирина Юрьевна отвечает на мои вопросы, извиняясь, что приходится отвлекаться на звонки. Телефоны — мобильный в ее руках и стационарный на рабочем столе — звонят почти постоянно.

— Наверное, мне лучше было бы приехать в другой день? — спрашиваю я.

— «Других» дней у нас не бывает, — улыбается она.

— Обычно лето у нас — самое спокойное время года, — подключается к разговору психолог Елена, — но не в этом году.

...А идти придется самостоятельно

Вернемся от беженцев к местным жителям. В общей сложности за время работы кризисного центра здесь нашли временное прибежище более сорока человек — это и многодетные мамы, и беременные женщины, была даже одна несовершеннолетняя мама. Причины, по которым они попадают в центр, разные. Кому-то пришлось бежать из дома из-за побоев и жестокого обращения, у кого-то случился конфликт с родными из-за нежелательной беременности, кому-то просто некуда идти и нет средств к существованию: отключили за неуплату электричество или отрезали газ. Самая первая женщина, которую батюшка и координатор центра встретили из роддома с маленьким Максимкой, прожила шесть месяцев и удачно вышла замуж, познакомившись со своим будущим мужем в стенах кризисного центра.

Многодетные семьи также находят здесь пристанище. Одну из них привезли из Саратова. Маме была оказана вся необходимая юридическая, психологическая, социально-педагогическая помощь, оформлены детские выплаты и пособия на всех детей, дети были устроены в школу. Кроме психологической поддержки, сотрудники центра оказывают своим подопечным помощь в восстановлении утраченных документов, содействуют в оформлении гражданства, прописки, пенсий по инвалидности, социальных пособий, «детских».

Многие кризисные ситуации удается разрешить, действуя совместно с социальными работниками, коллегами из центра «Семья», юристами, медиками, работниками полиции, комиссии по делам несовершеннолетних и местной администрации. Благодаря сотрудничеству даже самые тяжелые случаи имеют шанс на благополучное разрешение. Вот пример: мать четырех детей, страдавшая от избиений мужа, в отчаянии дошла до мысли о самоубийстве. Но, оказавшись в центре, смогла принять решение о том, как ей жить дальше, и теперь сама помогает другим женщинам, оказавшимся в подобной ситуации.

Ирина Юрьевна говорит, что о жизни каждой женщины, обратившейся в центр, можно было бы написать роман, но эмоции — плохой советчик, когда человек нуждается в помощи:

— С нашими подопечными мы заключаем договор на три месяца, в нем прописаны правила проживания в кризисном центре и требования соблюдать режим. Если проблема, которая привела женщину в центр, не разрешается за это время, договор может быть продлен. Но мы всегда предупреждаем, что можем решить только часть вопросов, поддержать в кризисной ситуации, а также в период реабилитации и социализации. Говоря простым языком — мы помогаем встать на ноги. А идти дальше женщина должна самостоятельно.

С миру по нитке...

Сейчас в центре живут семьи беженцев — мама Ира с мужем и четырьмя детьми и мама Оля с двумя малышами. Ирина Юрьевна приглашает меня посмотреть условия проживания. Я прохожу в просторную столовую — здесь чисто и уютно, большой стол накрыт скатертью, на кухне женщины готовят еду. Прямо по коридору — ванная комната, слышно, как работает стиральная машинка, рядом на сушилке развешаны детские вещи. Напротив столовой — огромная детская с горкой, игрушками, мячами, машинками и большим мягким зайцем — его принес кто-то из жителей Балашова.

Рождественский праздник; Ирина Малюченко и все­-всеВместе с детьми в игровой — добровольные помощники, школьницы Настя и Яна. На время каникул они стали волонтерами — приходят сюда каждый день, чтобы поиграть с малышами, которые не отходят от них ни на шаг.

Сын мамы Иры показывает мне новые очки — их ему купил житель Балашова, узнавший, что у мальчика проблемы со зрением. Многие, узнав историю семьи, проникаются желанием поучаствовать в ее жизни: приходят в центр, предлагают конкретную помощь.

— Сегодня один предприниматель привез тушенку, с сахарного завода доставили мешок сахара, — рассказывает Елена.

Мимо проходит сотрудник склада Валентин, неся на склад пожертвованную детскую коляску.

Постоянного финансирования у кризисного центра нет. Грантовую поддержку, которой иногда удается добиться, нельзя назвать стабильным источником, поэтому помощь добрых людей здесь очень нужна — без их участия работа центра будет невозможна. Радует, что балашовцы живо откликаются на призыв о помощи, жертвуя подчас не только лишнее — необходимое.

Как спасти два школьных класса

— А вот и наш батюшка! — улыбается Ирина Юрьевна навстречу входящему в кабинет священнику. — Будете чай с нами пить?

— Не откажусь!

Отец Сергий Киреев возглавляет епархиальный отдел по делам благотворительности и социальному служению. Ему поручено духовное окормление подопечных центра, и те тут же подступают с нему с вопросами:

— Когда можно причастить ребенка?

— Батюшка, я хотела Вас спросить…

— У меня тут такая ситуация… Поможете?

Видно, что отец Сергий участвует не только в духовной, но и в практической жизни подопечных центра. Его можно встретить и в женской консультации, и в Балашовском роддоме: там оборудована молельная комната, где он служит молебны для будущих мам. На его попечении также столовая для лиц, не имеющих постоянного места жительства, — ежедневно в Балашове горячим обедом кормят 15–20 человек, которых у нас принято называть «бомжами». Вместе с тем батюшка — настоятель строящегося в Балашове Крестовоздвиженского храма.

— Господь посылает нам людей, которым нужно помогать, — убежденно говорит батюшка. — Накормить голодного, одеть нуждающегося — это и есть главные дела милосердия, которые можно и нужно делать. Но до приезда Владыки Тарасия (Епископ Балашовский и Ртищевский вступил на кафедру три года назад) в Балашове мало кто об этом задумывался. Когда создавался наш отдел, были и те, кто говорил: «Мы не думаем, что Церковь должна этим заниматься». И когда начал работу кризисный центр, никто не ожидал, что он будет пользоваться такой популярностью.

Епископ Тарасий крестит подопечных центраЕпископа Тарасия также часто можно увидеть в центре — архиерейские покои находятся в соседнем крыле здания. Он помогает подопечным, беседует с ними, крестит их детей, содействует в решении их проблем. Видя, какую роль играет центр «С верой в жизнь» в жизни людей, Архиерей принял решение отдать ему целый этаж Епархиального управления — чтобы у всех проживающих были отдельные комнаты.

— Здесь будет игровая, тут — столовая, чуть дальше — ванная. Эти комнаты — для наших подопечных, а вот — кабинеты сотрудников, — проводит небольшую экскурсию Владыка Тарасий.

В новых помещениях центра еще пахнет свежей краской, из окна открывается живописный вид на Хопер. Пока мы ходим по комнатам, Владыка вспоминает случай из своей жизни: когда он был настоятелем храма в Саратове, после службы к нему подошла женщина и со слезами призналась, что хочет сделать аборт. Будущий епископ, тогда еще игумен Тарасий, как мог, попытался отговорить ее, но какое решение приняла женщина после их разговора — это долгое время оставалось для него неизвестным. И вот спустя некоторое время он увидел эту женщину в храме вместе с ребенком, и на этот раз она подошла к нему со слезами благодарности.

— Иногда человеку нужно услышать всего несколько слов и почувствовать чью-то поддержку, чтобы принять единственно правильное решение. И тогда Господь все устраивает в жизни человека, — уверен Владыка Тарасий.

Самый деятельный из подопечных центра «С верой в жизнь»

Ирина Юрьевна рассказывает, что психологи центра консультируют не только молоденьких девочек, забеременевших «по глупости» и решивших «исправить ошибку», но и взрослых замужних женщин. Кто-то боится рожать третьего, четвертого, кого-то пугают роды в позднем возрасте, особенно если внуки уже есть. Кто-то боится «не потянуть» ребенка по материальным соображениям — таким в центре предлагают помощь, обещая предоставить коляску, кроватку, снабдить на первое время детскими вещами, питанием, памперсами. Но вот что удивительно: из тех, кто пишет отказ от аборта, никто не приходит потом за материальной помощью. Очевидно, вместе с ребенком Господь посылает семье и все необходимое для его развития и воспитания.

Конечно, не все так радужно. По словам Ирины Юрьевны, иную женщину приходится консультировать два, а то и три раза: она вроде бы слушает, но приходит на аборты снова и снова.

Но все же у центра есть свои успехи. Отец Сергий приводит статистику: после 600 проведенных консультаций 60 женщин, собравшихся было уже на аборт, встали на учет по беременности. Это две группы детского сада, а в будущем — два класса средней школы.

В этом году в Балашове впервые состоялся «Парад колясок» — популярный флешмоб, проводимый в День защиты детей. В числе мам, принявших в нем участие, были подопечные кризисного центра — те, кто передумал делать аборт после беседы со священником, со специалистами центра и поверил в жизнь.

Журнал «Православие и современность» № 31 (47)

Загрузка...