Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Почему люди любят?
Просмотров: 7307     Комментариев: 0

«Стать родителем — это как прыгнуть с крутой скалы в океан. Неизвестность, страх. Потом усилие, чтобы оказаться на поверхности, и… великое счастье от соприкосновения с Божиим творением». Эти слова написала Елена Мизюк. Елена — журналист, но, учитывая, что в семье растут трое мальчишек, старшему из которых восемь лет, а младшему год и четыре месяца, возможностей для творческого выражения у нее не так много. А работать очень хочется. И у Елены родилась идея серии статей «Трудные вопросы». По жанру это дневниковые записи — заметки-наблюдения о том, как растут дети, однако они наполнены размышлениями, позволяющими и нам, читателям, немного иначе взглянуть на повседневность.

Для автора этого дневника каждый день — не просто один из дней в году, а единственный и неповторимый момент жизни, который хочется запечатлеть, сохранить, чтобы не потерять. Такое отношение ко времени в наш суетливый век — нехарактерно. Ценность этих заметок еще и в том, что они проникнуты уважением к мужчинам, составляющим семью автора, — мужу и трем сыновьям. И такое отношение, как ни странно это прозвучит, тоже сегодня редкость. Читая эти короткие рассказы о буднях многодетной мамы, кто-то может с сожалением поймать себя на мысли, что в памяти совсем не осталось воспоминаний об этом «возрасте почемучек» собственных детей. А ведь детские вопросы — это не только инструмент познания мира, но и то, что еще больше сродняет ребенка и взрослого, закладывает основу душевной близости родителей и повзрослевших детей. И как важно, чтобы ответ родителя не разочаровал, не отбил у ребенка тягу к познанию, а стал очередной открытой дверью, за которой скрывается огромный, интересный мир.

Меня зовут Елена. Мне 32 года, из которых девять лет я жена и восемь лет мама. Спустя год после свадьбы на свет появился ясноглазый Ванечка, через три года — кудрявый Проша и еще через три года — рыжик Игорек. Став родителями, мы погружаемся в мир самой чистой и светлой любви, где и взрослые могут получить множество полезных уроков. Ведь именно дети как никто другой приближают нас к пониманию любви Божией — Господь нас постоянно прощает, ждет и поддерживает. А еще дети дают возможность взрослому снова пройти путь детства: что-то исправить, вспомнить себя, посмотреть со стороны, постараться не совершить явных ошибок своих родителей, научиться любить и… стать взрослым.

— Мам, а как вы с папой познакомились?

Вопросы сыновей, как правило, застают меня врасплох. Я, например, готовлю обед и думаю не о возвышенном, а о чем-то совсем прозаичном. Хватит для супа двух картофелин или еще почистить третью? Но отмахиваться нельзя — старшие живо интересуются историей нашей семьи.

— Мам, а какая у тебя была фамилия до свадьбы? А сколько тебе было лет, когда вы поженились? А какой ты была?

Я пускаюсь в воспоминания…

Мне было чуть больше 20, я училась в университете, подрабатывала в телегруппе информационного отдела Саратовской епархии, ходила в воскресную школу для взрослых при храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», курировала социальное направление православного молодежного общества, пела в любительском хоре, гуляла часами по городу, размышляла о жизни, писала стихи… В общем, делала всё то, что делают люди в 20 лет — искала свое предназначение. Познакомились мы на работе. Наша встреча была случайной, и эти «случайности» в мире самые прекрасные.

Через два года поженились. А еще через полтора года муж принял священный сан. Конечно, до знакомства с Андреем я и предположить не могла, что стану женой священника. Меня к этому поприщу никто не готовил. Но, что удивительно, незадолго до свадьбы я встретила одну женщину — близкого друга нашей семьи. И она рассказала мне о трудностях, проблемах и сложностях, которые приходится переживать семейным людям, так что еще до венчания я поняла, что свадьба — это не просто торжественное мероприятие, это начало длинного, узкого и тернистого пути.

Я до сих пор помню эту нашу беседу, отрезвляющую меня — как и многие барышни, я совсем не задумывалась о том, что скрывается за фразой, которой заканчиваются все сказки: «И жили они долго и счастливо». Беседа была личная, и я не могу передать всё, о чем мы говорили. В основном это были истории из жизни людей (без имен, конечно), которые сталкивались с теми или иными трудностями и каким-то образом их преодолевали или не преодолевали. Порой даже одна фраза типа «не нравится — уходи» или «хлопанье дверью» «в сердцах» может иметь очень печальные последствия. Говорила она и о том, что женщина должна всегда следить за собой и за домом. Говорили об отношениях с родителями. Я все переживала, как же мы будем жить отдельно — ведь моя мама останется одна. И тогда она сказала: «Тебе нужно ответить самой себе на вопрос: с кем я дальше буду жить — с мамой или с мужем?». И я ответила.

Думаю, что если бы родители проводили подобные беседы со своими детьми перед бракосочетанием, молодые люди могли бы избежать многих проблем. По крайней мере, не шли бы на поводу у эмоций и вообще понимали, почему создают семью.

— А почему ты вышла замуж?

Прохору, похоже, интересно, вопросы не кончаются.

— Полюбила вашего папу.

— А почему люди любят?

А вот это уже сложнее. Однажды мы читали книгу Туве Янссон про мумии-троллей, и Ваня спросил: «Почему Мумии-тролль влюбился в фрёкен Снорк?». Если честно, я сначала решила выдать что-нибудь заумное, но ребенок меня опередил: «Она просто очень красивая!». Да, действительно, она красивая, носит зеркальце и собирает цветы, но при необходимости может и суп сварить. Она заботливая и добрая, она пускается с Мумии-троллем во все приключения, она доверяет ему, восхищается им. А он? Он оберегает ее. В книге есть потрясающая сцена: он дарит ей зеркальце, чтобы она могла расчесывать челку, а она дарит ему медаль за храбрость. Как часто в семейной жизни женщины перестают быть принцессами, а мужчины — героями… А ведь это так необходимо и тем, и другим.

Когда мы поженились, моей настольной книгой был дневник императрицы Александры — короткие заметки супруги последнего императора России Николая II о семейной жизни. В этой книге было несколько простых правил, которые я запомнила на всю жизнь. Никогда не ложиться спать с обидой — даже если правы вы, нужно помириться. Всегда интересоваться делами друг друга, даже самыми незначительными. Каждый день говорить друг другу слова любви: нежность в отношениях — это, выражаясь словами императрицы Александры, «ежедневный хлеб любви».

Для меня мой муж — не «еще один ребенок» и не учитель, нет… это любимый человек. И я очень благодарна ему за понимание, за то, что он не стремится запихнуть меня в «рамки благочестия», принятые в той среде, к которой мы в силу его служения принадлежим. Муж не запрещает мне выглядеть так, как я считаю нужным. Я свободна в выборе гардероба — на прогулки с детьми надеваю брюки, поскольку в юбке невозможно помогать мальчишкам осваивать горки и турники. Одежда создана для того, чтобы ее использовать по назначению, а не бояться. Это относится и к косметике, и к украшениям, и к моему желанию реализовываться не только в семье, но и в творчестве. И об этом отношении мужа я говорю детям, потому что они — будущие мужчины, и я уже сейчас думаю о том, как они будут относиться к своим будущим женам.

— Вообще, я думаю, любовь — это дар Божий. И нужно научиться его беречь.

— Мам, а как ты с Богом познакомилась?

Это уже старший — Иван. Ему восемь лет, и вопросы у него более серьезные. Он интересуется историей, читает Ветхий Завет и Евангелие для детей. Иногда задает такие вопросы, что я сразу не знаю, что ответить. Тогда говорю: «Мне надо подумать». Но сейчас не тот случай. Это «знакомство с Богом» живо в моей памяти.

Я родилась в невоцерковленной семье. Но хотя мои родители не посещали служб, не соблюдали постов, они осознавали себя христианами. Помню, когда в 90-е по подъездам начали бродить разнообразные сектанты, мама на их предложения «поговорить о Боге» всегда отвечала, что у нас «есть наша Библия и ничего другого нам не надо». О крещении своем ничего не помню — было мне лет семь или восемь, но сохранилось воспоминание о причащении — возможно, первом: очередь к Чаше и что-то совершенно необыкновенное и неповторимое на вкус.

Верующей я была всегда. Знание, что Бог есть, для меня было простым и естественным, как небо над головой. А вот моя осознанная встреча с Богом произошла уже после школы.

Я жила в Москве и, в общем, жила вполне благополучно. Были работа, жилье, было что поесть и во что одеться, были друзья, интересный досуг. Но в душе была пустота, которую ничто не могло заполнить. Как-то раз, прогуливаясь по маленькой улочке недалеко от дома, я увидела храм. Зашла за ограду. Тишина. Солнце. Птицы поют. Я открыла дверь. А дальше… Это было поразительно, как в притче про блудного сына. Столько внимания, радушия, душевного тепла… Прихожане и настоятель встретили меня как родную. В том храме я купила две книги — Евангелие и «Закон Божий» (чтобы научиться правильно крестное знамение совершать — помню такую свою мотивацию). И пустота заполнилась. Храм стал для меня домом.

— Почему? — допытывается Иван.

— Я знала, что Бог есть, а тогда поняла, что Он любит меня и ждет.

Продолжение следует

Рисунок Марии Ковалевой

Газета «Православная вера» № 03 (575)