Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Общество "взрослых" должно составить себе реалистичное представление о молодежи
Просмотров: 2675     Комментариев: 0

В Саратовском государственном университете состоялись встречи со студентами, темой которых стал анализ реакционных настроений молодежи.

Экспертная оценка политического потенциала молодежного электората в настоящее время очень низка, хотя, теоретически, могла бы быть очень высока.

Сейчас, кроме небольшой прослойки политизированной молодежи, никто в этой возрастной категории не интересуется политикой и почти никто не ходит на выборы. Всё, что касается власти не только федерального уровня, но даже местного (районного), происходит как будто на другой планете, в таких сферах, из которых нельзя ждать ничего, имеющего прямое влияние на нашу жизнь, по крайней мере, ничего хорошего уж точно, считают студенты. Отсюда распространенное отношение к выборам и к политической жизни как к делу бесполезному или полезному только для небольшой группы.

Поскольку дистанция между властью и молодежью достаточно велика, никаких осознанных запросов к ней практически не возникает, разве только, чтобы решили конкретные проблемы, связанные с карьерой, финансами, развлечениями или вообще оставили в покое и поменьше мешали жить.

Если говорить о Церкви и ее социальном служении, то в первую очередь, по мнению студентов Саратовского госуниверситета, она должна беспокоится о проблемах психического здоровья молодежи. В современном обществе на них не обращают должного внимания, а если даже иногда обращают, то это внимание поневоле оказывается неквалифицированным и неэффективным. Особенно остро эта проблема стоит применительно к подростковому возрасту, особенно с 14 до 18 лет. Огромное число психических проблем "старшей" молодежи все равно уходит корнями в этот возрастной период. Необходима серьезная система мер для профилактики всевозможных сбоев психического развития, которые происходят в этом возрасте, ключевом периоде для всего последующего развития личности.

Примечательно, что студенческое сообщество обратило внимание на распространение суицида и суицидальную зависимость, а также на уход "под крыло" тоталитарных и реакционных сект и общественных объединений - эти явления независимо от экономических перемен в нашей стране за последние годы неуклонно растут. Количественно общество теряет через уход в секты, суицид и связанные с ними расстройства меньше молодых людей, чем через алкоголизм и наркоманию, но с точки зрения полезности для общественной жизни эта потеря, возможно, более тяжела. К суициду или уходу в реакционные общественные объединения более склонны те представители молодежи, которые отличаются достаточно высоким уровнем нестандартного мышления и интеллектуального развития, а также обостренным чувством (не)справедливости.

С точки зрения саратовского студенчества, молодежь в целом не способна в достаточной мере осознавать государственную политику, и для нее, пожалуй, наиболее важно, чтобы исполнялись только два условия: психологическая достоверность соответствия этой политики государственной идеологии и, главное, убедительность самой этой идеологии. Поэтому, положительную оценку получила просветительская работа дискуссионных клубов, проходящих на базе СГУ.

Что касается идеологии, то именно молодежь, вероятно, наиболее чувствительна к ее наличию или отсутствию. Существенно менее она чувствительна к ее содержанию. Поэтому, к сожалению, практически любая ярко выраженная идеология может найти существенную поддержку у молодежи. В то же время, именно "безыдейность", безыдеологичность российского общества 90-х (впрочем, это началось еще при советской власти, идеологию которой никто не воспринимал всерьез в 70-е и 80-е гг.) ответственна и за массовое отчуждение молодежи от политики, и за столь заметное возрастание в молодежной среде ощущения бессмысленности собственной жизни (которое, в свою очередь, ответственно за многие неприятные явления в молодежной среде, не только за суицид, но и за успех всевозможных экстремистских идеологий).

Если государственная власть хочет привлечь к себе молодежь, то она должна нести совершенно отчетливую идеологию. При этом содержание этой идеологии играет даже не второстепенную, а десятостепенную роль. О содержании должны больше задумываться не молодежь, а "взрослые". Речь идет именно о светской идеологии, которая может иметь или не иметь за собой религиозное обоснование, но должна, сама по себе, состоять из какой-то суммы идей относительно жизни на земле, но представленных как реализация какого-то высшего принципа "правильности" и "справедливости". Поэтому, в первую очередь необходимо помнить о традиционных ценностях Российского общества и культуры.

Представляется очевидной целесообразность создания и поддержки молодежных организаций, но сложный вопрос - создания и поддержки чего именно. Создать "кузницу" политических кадров - не проблема; проблема в том, каких именно кадров.

Создавать политическую проправительственную организацию молодежи в условиях отчуждения между молодежью и властью, по мнению части студентов - это и значит создать кормушку для юных карьеристов. Тут, даже теоретически, не могло бы получиться ничего другого.

Почему это плохо для власти? Потому что в карьеристы идут люди посредственные и они занимают место более талантливых и полезных, которые либо маргинализируются, либо, еще хуже, загоняются в оппозицию. Сложно найти примеры, каких бы то ни было из существующих организаций и движений в молодежной среде, которые уже успели превратиться в реальную и самостоятельную политическую силу.

По мнению самих же студентов, в нынешней ситуации, "обороты" набирают оппозиционные власти организации молодежи, такие как НБП Эдуарда Лимонова, Анпиловцы, Студенческая оборона, другие леворадикальные движения, а также некоторые организации скинхедов. Возможно, молодежи нельзя предлагать политическую идеологию, которая не была бы радикальной и - в том или ином смысле - революционной.

Однако необходимо помнить, что, например, один из лидеров ВКПБ, 19-летний Антон Касс, в прошлом победитель областной олимпиады СГУ по гуманитарным наукам, был задержан за хранение наркотиков и заключен в тюрьму. Таков возможный итог самостоятельной реакционной политической жизни современной молодежи.

Будучи реакционной по духу, молодежь с легкостью следует идеям и лозунгам антисистемного и антигосударственного характера, особо не задумываясь над тем, что критиковать и ломать гораздо легче, чем строить. При этом находятся люди, которые, используя подобный настрой молодежи, получают реальную выгоду и политические дивиденды, способствуя тем самым созданию раскола в нашем и без того нестабильном обществе.

По мнению самих студентов, серьезная политическая работа действующей власти с молодежью должна начинаться с раннего периода взаимного знакомства молодежи и государственной власти. В это время никакого особенного политического взаимодействия произойти не может, но без этого - никуда. Если мы хотим, чтобы оно сложилось в будущем, начинать нужно только с этого. Государственная, особенно федеральная, власть должна доказать молодежи, что Кремль находится не на луне, и, в то же время, сама эта власть должна составить себе сколько-нибудь реалистичное представление о молодежи.

Первый и наиболее реалистичный шаг - поддержка государственной властью существующей молодежной культуры при одновременном ее изучении (изучать, не поддерживая, - не получится). Изучение тут имеется в виду, прежде всего, идеологическое. Молодежная культура - это наиболее простой путь к молодежному "коллективному бессознательному". Она выговаривает на своем языке то, что не способна выговорить как бы то ни было иначе.

Для современной официальной власти поучителен в этом отношении опыт незаурядного знатока молодежной культуры - православного проповедника, профессора Свято-Тихоновского православного богословского института диакона Андрея Кураева. Это один из самых интересных собеседников молодежи, человек с которым можно спорить и которому можно задавать вопросы.

Если мы хотим изучить молодежь и, тем более, что-либо ей сказать, то начать необходимо с изучения языка молодежной культуры, которая, в той или иной степени, выражает самоощущение всех слоев общества.

[Подготовил Михаил Орлов]