Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Новая российская литература: опыт, выраженный в слове
Просмотров: 3471     Комментариев: 0

В мае в библиотеке Саратовского государственного социально-экономического университета состоялась встреча "И образ мира, в слове явленный", посвященная проблемам современной русской литературы. Ее вела профессор кафедры русской литературы XX века факультета филологии и журналистики СГУ Людмила Ефимовна Герасимова. О современной поэзии рассказывала поэтесса Светлана Васильевна Кекова, доцент кафедры связей с общественностью СГСЭУ.

В дискуссии принимали участие иерей Сергий Ксенофонтов, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Саратовского епархиального управления, студенты и преподаватели СГУ и СГСЭУ. Встреча была проведена по инициативе заведующей библиотекой "эконома" Любови Георгиевны Гущиной. Подобные литературные встречи проходят в библиотеке регулярно, предыдущая была посвящена обсуждению повести Виктора Астафьева "Прокляты и убиты".

Разговор о современной прозе и поэзии продолжался долго, его участники зачастую отстаивали противоположные позиции, однако им все же удалось найти общий язык и прийти вместе к одному и тому же выводу: русская литература жива, авторское слово востребовано по-прежнему, а четкая нравственная позиция автора — необходимое условие для того, чтобы его произведения были услышаны и приняты читателем.

Л.Е. Герасимова: Пришли новые авторы и заявили свое направление как новый реализм — не как отдельное литературное направление, а как стиль жизни. Проблема творчества для них — прежде всего проблема жизнетворчества. Что эти люди открыли для себя в современности, какой свой жизненный опыт принесли эти новые писатели, как они различают добро и зло, какими путями они идут к вере и какими способами надеются спастись — это и есть предмет нашего разговора.

К сожалению, нет возможности рассказать обо всех авторах, о которых шла речь, потому остановимся на двух именах: Рубен Давид Гонсалес Гальего и Денис Гуцко. Оба эти автора были удостоены премии "Русский Букер".

Рубен Давид Гонсалес Гальего родился в 1968 году. Его дедушка по материнской линии, Игнасио Гальего,— Генеральный секретарь Коммунистической партии народов Испании. Мать — испанка, отец — венесуэлец. Гонсалес с рождения парализован. Официальный диагноз — детский церебральный паралич. Когда Рубену было полтора года, матери сообщили о его смерти. Детство Гонсалес провел в России, скитаясь по различным учреждениям для инвалидов. Он вновь встретился с матерью в тридцать два года. Сейчас они оба живут в Мадриде. Свой страшный опыт Рубен Давид Гонсалес Гальего описал в своей первой книге "Белое на черном", удостоенной в 2003 году премии "Букер — Открытая Россия".

"Я — герой,— говорит Рубен Гонсалес Гальего.— Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног, у тебя нет родителей, ты обречен быть героем или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода".

Священник Сергий Ксенофонтов: Не у всех инвалидов есть возможность выразить свои чувства. Слава Богу, что есть произведение, позволяющее увидеть, как живут за заборами казенных учреждений, что скрывается за озлобленностью инвалида, есть ли еще тепло, способность к духовной жизни или только отчаяние и отгораживание от мира, который не дал ему добра. Рубен Гонсалес Гальего — человек еще молодой, он не достиг особых духовных высот в своей жизни, поиск его продолжается. Ему ничего не остается, кроме как быть героем. Но он герой вынужденный, такой героизм — некая разновидность задорной злобы.

Так идут в атаку, когда в спину упирается штык особиста.

Мне понравилось одно высказывание: "Спасибо всем добрым нянечкам за то, что научили меня доброте, за то тепло в душе, что я пронес через все испытания. Спасибо за то, что не выразить словами, не просчитать на компьютере и не измерить. Спасибо за любовь и христианское милосердие, за то, что я католик, за деток моих. За все". Эти слова — выражение благодарности, а истинная благодарность возможна только у человека, познавшего любовь, любовь в высоком ее проявлении. Самое главное, что он остался человеком, несмотря на все испытания,— вот в чем его героизм.

Денис Николаевич Гуцко родился в 1969 году в Тбилиси. Спустя 18 лет переехал в Ростов-на-Дону. За роман "Без пути-следа" удостоился в 2005 году премии "Букер - Открытая Россия".

Предметом разговора на круглом столе послужила одна из повестей Дениса Гуцко "Там, при реках Вавилона", опубликованная в 2004 году в журнале "Дружба народов"; герои этой книги — солдаты, оказавшиеся в зоне межнационального конфликта. Один из них в минуту передышки читает "добрую книгу", Псалтирь:

"Но особенно пробрал его коротенький псалом про то, как… на вербах… повесили мы наши арфы… там пленившие нас требовали от нас слов песней и притеснители наши — веселия… Вот так: повесили арфы на вербы… Вовек милость Его… славьте Бога небес… — и вдруг так просто, устало: при реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. Вербы, неожиданные и трогательные. Такая понятная, сегодняшняя история с пленившими и притеснителями. Всплывало дальше что-то темное с сынами Едомовыми и с Иерусалимом, да и с Сионом было ничуть не яснее (память подсовывала слово "сионист" — но это, кажется, не имело отношения к делу). Зато потом — слово-землетрясение: дочь Вавилона, опустошительница! И совсем дикое, сумасшедшее: блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! Так, со знанием дела: разобьет. Хрупкое ведь — именно разобьется… как скорлупка.

Все уже было. Это было. Безумие — было. Тоска возвышающая и глядящий из мрака Зверь. И чьим-то ногтем прорисованная вдоль всего столбца бороздка. Он аккуратно вел подушечкой пальца сверху вниз… Сколько закодировано в ней… Все уже было, было, когда-то уже было — там, в Вавилоне; и кто-то, жилец другого времени, прочитав, был потрясен увиденным сквозь буквы; и он, Митя, потрясенный, вглядывается туда через его плечо".

Л.Е. Герасимова: Человек впервые осознал, что он — не один, что все, что происходит с ним, уже было когда-то, что он не первый в этом мире, переживший опыт войны. Если бы автор после этого привел своего героя к вере, это было бы очень хорошо, но это было бы неправдой. Денис Гуцко честно показывает, как трудно человеку идти, как его отвергает жизнь и как ему в этой жизни одиноко.

Священник Сергий Ксенофонтов: Что мы видим в произведении Дениса Гуцко? Дерево рабства, посаженное в Стране Советов, начинает приносить плоды. Граждане бывшего СССР относятся к своей стране, как рабы, то есть без всякой любви и энтузиазма. Ведь раб и созидает и разрушает с одинаковым равнодушием. Для солдат, приехавших в зону конфликта, эта страна — не родина, и, что характерно, не родина и там, откуда они приехали. Для местных жителей даже погром — некая рутинная работа. Рабы, гонимые своим грехом, идут разрушать. И такие же рабы-солдаты равнодушно смотрят на них. Вавилон — это символ рабства.

Денис Гуцко описал мир рабов, но это только одна сторона медали. Человек призван к свободе. И под спудом ежеминутных проблем, проблем политических и социальных, всегда будет теплиться этот огонек свободы, то радостное, к чему человек должен прийти и измениться. Прогресс человеческой души все же виден, герои осмысливают свой опыт, они молоды. И груз, который давил на их отцов, давит на них уже меньше. Но с другой стороны, они более инертны, и это очень мучительно. Произведение Дениса Гуцко очень современно. Мы уже, может быть, и не рабы системы, но мы рабы собственных недостатков. Мы строим новую Вавилонскую башню и украшаем ее идолами своего мелкого тщеславия. И это может привести к страшным результатам.