Сегодня родители, обдумывающие, какими станут у их ребенка «школьные годы чудесные», имеют выбор: отдать его в школу или обучать дома самостоятельно. Для православной семьи вторая форма образования позволяет соблюдать уклад жизни, который определяет вера: бывать на службах не только по выходным, но и в будни, если этот день совпадает с церковным праздником, держать пост без оглядок на школьные обеды… Но такое образование предполагает большую вовлеченность родителей в учебный процесс. Взрослые становятся для ребенка не только мамой и папой, но и преподавателями. Всем ли родителям это под силу? Можно ли качественно обучить ребенка дома? Мы пообщались с теми, кто выбрал семейное образование, и узнали ответы на эти вопросы.
Дарья Аношкина: «Качественное образование и социализация»
Сын Дарьи Аношкиной Даниил на семейном образовании с первого класса. В этом году он пойдет в девятый класс. Ни разу за все время обучения сына дома Дарье не захотелось отдать его в школу.
«Даниил не ходил в дошкольное учреждение. Поскольку своей очереди в детский сад мы так и не дождались, то, встав перед необходимостью выхода на работу, я начала искать няню, которая и помогала нашей семье в период с трех до семи лет сына. Для меня стало естественным, что мой ребенок не ходит в детский сад, поэтому я задумалась: а нельзя ли сделать так, чтобы и знания по школьной программе он тоже получал дома? Нет, мне вовсе не хотелось запереть сына в четырех стенах, как многие могут подумать, мне хотелось продлить ему беззаботное детство, которое у большинства ребят заканчивается, как только они переступают порог школы. Мы долго думали с мужем, что можно сделать. Узнали о семейном образовании. Я скупала книги, журналы по этой теме, ездила на встречи семей, дети в которых учатся дома, и на трехдневный фестиваль семейного образования в Москву. Постепенно мы пришли к выводу, что семейное образование — это для нас самый лучший вариант. Сначала мне удавалось совмещать работу в офисе и обучение сына, но постепенно жизнь расставила всё на свои места — я стала работать удаленно, из дома, как переводчик и литературный редактор».
Как и многие родители, которые решают уйти на семейное образование, Аношкины выбрали семейный класс. Это такой вариант обучения, когда объединяются 5–7 семей, снимают для детей помещение, приглашают преподавателя и ежедневно водят детей на занятия к нему.
«Проучившись так некоторое время, мы поняли, что нам не подходит этот вариант. Важным для нас было найти такую методику обучения, которая была бы основана на христианском мировоззрении. К сожалению, в семейном классе ребята были из семей с разными нравственными ценностями. Ничего, кроме желания обучать детей вне школы, нас не объединяло. Кроме того, учитель стал постепенно затмевать родителя, что для нас было плохим сигналом. Мы снова стали искать выход из сложившейся ситуации. Как раз в то время в России только появилось сообщество «Классические беседы», практикующее подход, в основе которого лежат христианские ценности и классические инструменты учебы. История, литература, русский язык, латынь, искусство — всё это изучают родители вместе с детьми. Взрослые присутствуют на занятиях, которые проходят раз в неделю, поддерживают, подбадривают ребят. В этом сообществе родитель для ребенка — главный помощник, опора и соратник. Этот подход нам очень понравился».
На тот момент в Саратове такого образовательного объединения не было, но Дарье так хотелось начать учить сына по новой методике, что она стала основателем сообщества «Классические беседы» в нашем городе. Теперь раз в неделю семьи, которые учатся по этой программе, встречаются для совместных занятий. Делятся событиями, которые произошли за минувшие семь дней, готовят доклады и выступления на темы, которые интересны детям, ставят опыты по тем предметам, где это необходимо.
«Даниилу очень понравилось учиться в этом сообществе. Он с упоением черпал новые знания, удовлетворяя свойственную всем детям природную любознательность. У сына появились настоящие товарищи. В перерывах между занятиями ребята вместе гуляют, общаются, играют на пианино и читают книги, которыми регулярно обмениваются. Они даже про телефон забывают, времени не замечают — так им интересно друг с другом. Самое главное — семейное образование позволяет родителю быть ближе к своему ребенку. Мы вместе узнаём новое. Даниил в свои 14 лет уже может принимать взрослые решения, сам ищет ответы на важные для него вопросы. Нам очень интересно друг с другом.
Недавно сын подарил нам с мужем ламповый усилитель звука, который собрал сам. Даниил покупал детали, консультировался с профессионалом, несколько раз переделывал свою работу и добился желаемого качества. Я видела, что, занимаясь этим проектом, он общался со взрослыми людьми на равных. Так что могу констатировать: семейное образование дало сыну не только знания по предметам, но и ту самую социализацию, которая точно пригодится Даниилу во взрослой жизни».
Елизавета Зуева: «Не чувствую себя белой вороной»
Елизавете Зуевой 18 лет, она студентка механико-математического факультета СГУ имени Н. Г. Чернышевского. На семейном обучении Лиза была с шестого по одиннадцатый класс.
«Я была смышленым ребенком, всё схватывала на лету. Учителя были довольны такой ученицей, отправляли меня на олимпиады. Параллельно я еще занималась танцами, репетиции могли длиться по пять часов в день. Школа отнимала очень много времени. Все задания я выполняла быстрее других, а потом просто сидела и ждала остальных, скучая. Мама, глядя на мои мучения, предложила уйти на семейное образование. Я согласилась. Мне нравилось учиться, на семейной форме обучения это можно делать в своем темпе. Какие-то предметы давались легко, где-то помогали родители, объясняли, подсказывали, откуда можно почерпнуть информацию. В девятом классе я решила, что кроме русского языка и математики буду сдавать ОГЭ по истории. Меня прикрепили к школе, в которой я должна была сдавать этот экзамен. Когда ребята из класса узнали, что я выбрала историю, они только пальцем у виска покрутили. “Никто и никогда не выбирает историю для ОГЭ, к этому экзамену невозможно подготовиться!” — уверяли они. Но у меня получилось, я хорошо сдала экзамен».
В старшей школе Елизавета определилась с выбором вуза — решила поступать на механико-математический факультет СГУ. Готовилась к экзаменам усиленно, занималась с вузовским преподавателем. В результате — успешное итоговое тестирование и зачисление на бюджет. Оглянувшись на свои школьные годы, девушка сделала вывод, что выбор семейного образования для нее оказался верным.
«Мне очень комфортно сейчас. Я не чувствую себя белой вороной среди ребят из-за того, что не училась в школе. По факту на данный момент мы равны в знаниях. Когда я рассказываю, что получила семейное образование, однокурсники начинают задавать много вопросов. Им интересно, как проходило мое обучение, чем еще я занималась, кто мне помогал. Сейчас я понимаю, что мы с родителями тогда приняли правильное решение. Даже не представляю, как бы я совмещала школу и занятия танцами».
Иерей Александр Степовик: «Сыновья довольны, что вернулись в школу»
Трое сыновей священника Александра Степовика пробыли на семейном обучении три года и вернулись в школу.
«На семейное образование мы перевели сыновей из-за большой спортивной нагрузки, — поясняет отец Александр. — Тогда они занимались дзюдо, ездили на соревнования. Тренировки — каждый день. За уроки садились поздно, делали их кое-как, все из-за этого переживали, но по-другому не получалось».
Тогда отец Александр с супругой решили обучать детей дома. Изучали предметы ребята самостоятельно, использовали онлайн-платформы, смотрели обучающие видео. В конце года сыновья проходили аттестацию, которая показывала, что их знания соответствуют твердой четверке. Порой контрольное тестирование мальчики проходили досрочно, в марте, поэтому каникулы удлинялись аж до пяти месяцев. Друзья в спортивной секции смотрели на братьев с завистью и тоже мечтали так учиться. Но эйфория от семейного образования у Степовиков продлилась недолго.
«Когда старший сын перешел в девятый класс, мы, понимая, что уже скоро ему предстоит сдавать ОГЭ, попросили знакомого преподавателя провести срез его знаний. Результат “превзошел” все наши ожидания. “Ваш сын знает большинство предметов на слабую тройку, — сказала учительница. — Боюсь, что ОГЭ он не осилит, если вы срочно не отдадите его в школу”. Такой же срез знаний мы устроили и для младших мальчиков, вердикт учителя был также неутешительным. Мы поняли, что нужно срочно возвращать ребят в обычную школу.
В итоге в школе старший заполнил все пробелы в знаниях и сдал ОГЭ, а потом и ЕГЭ, успешно. Два других моих сына тоже довольны, что вернулись в школу. Младшему было вначале сложно: он привык, что на семейном обучении занятие длится столько, сколько ему нужно. В школе же он обязан решить контрольную за урок. До сих пор ему иногда это трудно дается, но он старается».
* * *
И в школьном, и в семейном образовании есть свои плюсы и минусы. Главное, чтобы родители были рядом, слышали своего ребенка. Ведь и на семейном обучении можно посадить ребенка за компьютер и даже не знать, что он там смотрит и слушает. Нужно интересоваться жизнью своих детей. А какая это жизнь — школьная или домашняя — разницы нет, ведь это — жизнь.
Ответы на самые частые вопросы о семейном образовании
Что такое семейное образование?
Семейное обучение — это форма получения образования вне школы.
Когда можно перейти на семейное обучение?
Переход возможен в любое время. Неважно, учится ли ребенок в 1 или 11 классе, обучаться дома можно начать в любом возрасте.
Куда обратиться, чтобы перейти на семейное образование?
При переходе на семейное образование в первую очередь проинформируйте департамент или управление образования по месту жительства о смене формы обучения. Если ребенок уже учился в школе, то нужно написать заявление о его отчислении из учебного заведения. Следующий важный момент в переводе ребенка на семейное обучение — выбор новой школы и прикрепление к ней. Чтобы подтвердить знания, необходимо зачислиться в аккредитованную школу, имеющую лицензию на образовательную деятельность в рамках семейного образования. Подобрав школу для ребенка, направьте туда заявление и дождитесь договора о зачислении.
Есть ли при семейном обучении возможность участвовать в дополнительных занятиях?
При желании, находясь на семейном обучении, можно участвовать в олимпиадах и конкурсах, а также посещать школьные кружки и секции.
Газета «Православная вера», № 03 (731), март 2024 г.