Надо понимать, что информация сейчас — это система искушений внутренней крепости человека. А вот есть ли она у человека, эта крепость, стоек ли человек — другой вопрос.
Человек, который живет информацией, иначе говоря, человек информационный, легко поддается манипуляциям. Он не владеет информацией: его, как правило, лишь соблазняют ею, в силу чего он становится ведомым и открытым для всевозможных внушений.
Беда в том, что человек воспринимает информационное пространство по принципу супермаркета: идет вдоль полок с тележкой и наполняет ее заманчивыми упаковками, доверяя тому, что на них красочно написано. Так он впадает в зависимость, перестает адекватно воспринимать реальность, теряет собственное зрение, слух, начинает говорить чужими словами и повторять готовые формулы. При этом в информационном поле огромное количество суррогатов, пустышек, стереотипно и идеологически модифицированных информационных подобий. То, что сегодня будоражит общественное мнение, вызывает массовые страсти, завтра тут же забывается как нечто совершенно несущественное.
Сейчас информация — это еще и система подчинения, причем чрезвычайно агрессивная. Она жестко загоняет потребителя в зависимость от чужого навязанного мнения, которое выдается за реальность.
То, что сегодня нам навязывают в качестве «информации», порой не имеет никаких точек соприкосновения с реальностью. Оно живет своей собственной жизнью, размножаясь делением в геометрической прогрессии. Информация — это отнюдь не знание. Те, кто ее распространяет, вовсе не стремятся отыскать истину или найти аргументы в пользу того или иного тезиса: они жестко навязывают ту или иную позицию.
Кто владеет информацией — владеет миром. Владеть информацией — значит, создать герметичную замкнутую систему, вход в которую доступен только посвященным. Ее открытость — лишь видимость, ее терпимость — иллюзия, ее реальность — выдумка. Информация — отнюдь не символ равенства, это ресурс, распределение которого делит общество на «информационную элиту» и «информационных потребителей». Получается, что мы видим лишь то, что позволяют нам видеть, думаем и размышляем по определенным штампам и образцам, которые для нас искусственно моделируются.
Информационная цивилизация зиждется на постулате толерантности: в бескрайнем море информации истин может быть сколь угодно много, как и трактовок того или иного явления.
Зачастую, окунаясь в СМИ-шное пространство, ты не можешь отделаться от навязчивого ощущения пресыщенности бездонным морем текстов. И это как раз тот случай, когда количество не переходит в качество, наоборот, многообразие высказываний делает любое высказывание пустым, бессмысленным, нереальным, его уже нельзя идентифицировать по шкале «правда — ложь». Наиболее показательный пример этого — замкнутое и в то же время беспредельное пространство Интернета. Без редактуры, без корректуры, без цензуры. Сама сущность его крайне зыбка и временна: сегодня сайт открыт, завтра он может стать недоступен, поэтому и автор того или иного текста не чувствует никакой ответственности. Многообразие превращается в хаос. И этот хаос вторгается в сознание человека и меняет его: потребитель становится безразличным к знанию, к добыванию истины. Знания вроде бы под рукой, но они никому не нужны.
Что делать? Можно затвориться от всего этого, обустроить себе тихую и спокойную нору, которую не будут заливать информационные потоки. Но гораздо действеннее — не прятаться от «болезни», а укреплять душевный иммунитет — систему ценностей. Обуздать страсти. Не впадать в крайние эмоции и истерики. Из них развивается кликушество. Не уходить в информационное сектантство, то есть в односторонность и узость. Быть открытым и уметь слышать, читать, видеть, осмыслять, а не мыслить себя покупателем в информационном супермаркете.
Журнал «Православие и современность» № 38 (54)
Журналист и публицист (г. Северодвинск Архангельской области)