Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Идеология отчуждения
Просмотров: 3764     Комментариев: 0

Епископ Саратовский и Вольский ЛонгинПименовские чтения, посвященные памяти высокообразованного, обладавшего огромным авторитетом саратовского архипастыря ― Архиепископа Пимена (Хмелевского†1993), прошли в Саратове уже в шестой раз. Я очень рад, что за это время чтения стали таким событием, которого ждут, к которому готовятся, и общение в рамках Пименовских дней между представителями духовной и светской науки и культуры переросло в самое доброе постоянное практическое сотрудничество.

Однако приходится признавать и то, что до сих пор в нашем обществе нет единомыслия относительно возможности присутствия Церкви в отечественной системе образования. Периодически возникают дискуссии об этом, достаточно резкие по своему тону. И это показывает, что проблема не потеряла своей актуальности, несмотря на то, что прошло уже почти два десятилетия с тех пор, как Церковь перестала быть в России гонимой. Но годы насильственного отторжения людей от Бога не прошли бесследно, и по сей день, к сожалению, в нашей стране в сознании многих людей сохраняются понятия, содержание которых за прошедший период нашей истории было крайне извращено. Это понятия ― отделение Церкви от государства и отделение Церкви от школы. И, на мой взгляд, сегодня очень важно вернуть им их первоначальный смысл.

Так, например, в юридическое понятие «отделение Церкви от государства» не входят аресты, расстрелы священнослужителей и мирян, разрушение храмов ― все то, что происходило в Советском Союзе на протяжении многих десятилетий. «Отделением Церкви от государства» в нашей отечественной истории назывались гонения, направленные на уничтожение Православия. Даже христианам завоеванных иноверцами стран не приходилось испытывать того, что выпало на долю верующих людей в России.

И в наше время порой за словами об отделении Церкви от государства часто скрывается именно неприятие Церкви, отрицание возможности любого общения и любого сотрудничества церковных, государственных и общественных структур. Поэтому я хотел бы напомнить, что по закону принцип отделения Церкви от государства значит только одно: Церковь не вмешивается в управление государством, государство не вмешивается в управление Церковью. И всё. А вот сотрудничество, соработничество, к которому мы стремимся, крайне необходимо, потому что Церковь является неотъемлемой частью российского общества точно так же, как и само общество является частью Церкви.

Принцип отделения Церкви от школы часто трактуется подобным же образом ― как запрет какой-либо совместной деятельности. Мне уже приходилось говорить о том, что российское министерство образования остается последним оплотом воинствующего атеизма в нашей стране, и вот по какой причине: в советское время на школу была возложена несвойственная ей функция атеистического воспитания. Несвойственная ― потому, что во все времена, во всех странах, в стабильном обществе обязательно присутствовали религиозное воспитание и религиозное образование детей в школах. Только Октябрьская революция в России сломала естественный ход событий, и последствия этого шага ― гораздо более серьезные, чем принято считать.

Дело в том, что начавшиеся после революции гонения на Церковь имели своей целью не просто уничтожение веры в людях. Большевики создавали не просто идеологию, но свою квази-религию, это уже доказанный исторический факт. Однако конечная цель этого процесса была еще более опасной, еще более варварской ― это уничтожение народного, национального самосознания. Потому что религиозное воспитание детей ― самый глубокий, самый плодотворный путь передачи традиций. Это главный способ сохранения народа в истории как единого целого.

К сожалению, большевики добились своего, народное самосознание практически распалось. И хотя, казалось бы, коммунистическая идеология отошла в прошлое, процесс отчуждения людей от своей культуры, своей традиции, своей истории, наконец, отчуждения людей друг от друга продолжается и сегодня. Теперь он поддерживается новой идеологией ― идеологией интернационального общества потребления. Дело в том, что чем больше противоречащих друг другу мнений, чем больше в обществе групп людей, спорящих друг с другом,― тем проще этим обществом управлять. А религиозное сознание ― одно из главных к тому препятствий.

Эта мысль достаточно четко прослеживается, например, в книгах довольно известного автора, идеолога нового времени Жака Аттали. По его мнению, двигатель прогресса ― Торговый Строй (оба слова пишутся с заглавной буквы), всемогущество денег ― самый справедливый порядок правления, современное общество ― общество новых кочевников, людей, не привязанных ни к кому и ни к чему, стремящихся только к достижению финансового успеха. Справедливы ли его выводы, каждый может судить сам. Хотим ли мы видеть наших детей этими «новыми кочевниками» ― мы тоже должны определить сами, и в зависимости от этого поступать.

К счастью, все больше людей в нашей стране высказываются за воспитание детей в нашей традиционной культуре, которая основана на христианских принципах. Все больше людей понимают, что в этом деле им может помочь Православная Церковь, потому что у нее есть необходимый опыт: Церковь уже почти две тысячи лет бережно хранит свои традиции, оставаясь при этом живым развивающимся организмом. Верующий человек живет в принципиально иной системе координат, потому что его сознание становится историчным, он ощущает свою связь с прошлым и будущим. Наконец, растет интерес образованных людей к православной культуре, учению Православной Церкви, потому что это учение содержит в себе такое полное знание о мире и человеке, что, кажется, всей человеческой жизни не хватит на то, чтобы воспринять это богатство умом и сердцем. Это поистине вода живая, источник которой ― Сам Господь.

Именно поэтому в нашей стране растет число регионов, где в средней школе преподается предмет «Основы православной культуры». У нас в Саратовской области, на основании договора с министерством образования, преподавание ОПК ведется в ряде школ во всех районах губернии. Мы не стремимся к немедленному «100%-му охвату», потому что, во-первых, не так скоро происходит процесс подготовки учителей, а во-вторых, мы следуем запросам и потребностям самой школы, учеников и их родителей. И следует заметить, что, хотя нам часто говорят, что у нас многоконфессиональное государство и введение ОПК может спровоцировать конфликты, до сих пор преподавание этого предмета не вызвало на местах никаких отрицательных эмоций.

Вообще, состоявшаяся общественная дискуссия принесла пользу обеим сторонам. Мы, представители Церкви, углубили свои знания и представления об образовательном процессе, проблемах современной школы, стали более вдумчиво относиться к этим вопросам. Это очень полезно и правильно. Думаю, что и представители системы образования заинтересованы в продолжении диалога.

Загрузка...