Проблемой добра и зла занимаются религия, философия, психология и социальные науки. В самом общем понимании, добром называется все то, что нас привлекает, вызывает в нас возвышенные чувства, — то, чему мы желаем подражать, что хотим увековечить. Злом называется все то, что человеком оценивается отрицательно и противоположно добру, — то, что в нашем понимании не должно существовать. К злу относятся: страдания, болезни, разрушения, несправедливость, угнетения, смерть.
Добро воспринимается нами как естественное явление, зло — как нечто противоестественное. Зло является проблемой, которую старается понять человек с самых незапамятных времен своего существования. Насколько проблема зла трудно уловима для человеческого разума, можно судить на основании того факта, что о зле существует столько разноречивых суждений, сколько существует в мире религий и философских школ. Добро может быть физическое и добро нравственное. Также и зло может быть рассматриваемо, как зло физическое и зло нравственное.
Опыт показывает, что корни добра и зла уходят глубоко в нравственную сущность человека. Так, с одной стороны, человеку свойственно желание познать истину и осмыслить свою жизнь с нравственной точки зрения. Человека привлекает добро. У него есть врожденное чувство сострадания к людям и вообще к живым существам. Из этого чувства сострадания у него возникает стремление помочь, защитить, спасти. Человек чувствует нравственное удовлетворение, когда он делает что-либо доброе для других, когда он любит, прощает, жертвует собой, когда он исполняет свой долг, как член семьи и общества. Делая добро, человек развивает в себе положительные душевные качества: разум, силу воли, постоянство, мужество, терпение, одним словом, он облагораживается духовно.
С другой стороны, в человеке с самого раннего возраста возникают стремления, противоположные тем, которые были только что перечислены. Иногда человек хочет сознательно чем-то повредить своему ближнему. Он бывает способен обидеть, обмануть, оклеветать, нанести ущерб или даже причинить прямое физическое повреждение, вплоть до лишения другого жизни. Иногда человек совершает эти отрицательные поступки ради личной выгоды, а иногда, по-видимому, без всякой внешней причины, как бы находя удовольствие в совершении зла. Если человек не сдерживает своих плохих стремлений, то со временем он уже как бы по природе становится злым: жадным, ненасытным, грубым, дерзким, лживым, коварным, лицемерным, жестоким, заносчивым, развратным. Зло, будучи поначалу только предрасположенностью воли к нарушению нравственного закона, при повторных согрешениях превращается в греховный навык, порок и сплетается с духовной сущностью человека, делая его нравственно злым. Предрасположенность ко злу можно сравнить со складкой на листе картона, которая делает его дефектным, так что картон имеет тенденцию всегда вдоль нее сгибаться. Наука не в состоянии объяснить почему в человеке, одновременно с добрыми стремлениями, обнаруживаются злые. Библия это объясняет первородным грехом.
Насколько добро облагораживает человека, настолько зло его калечит. Оно — помрачает его ум, ослабляет волю, извращает вкусы. Со временем нравственное состояние человека начинает видоизменять и его внешность. Нравственно опустившегося человека нетрудно распознать по одному его внешнему виду.
Природа изобилует добром. Многоразличная пища не только поддерживает нашу жизнь, но приносит нам удовольствие. Нельзя перечислить все богатство природы, обилие и разнообразие овощей, фруктов и всяких злаков, которые употребляет в пищу человек. Солнце, вода, воздух согревают и освежают наш организм. Красота природы, пение птиц, благоухание трав и цветов приносят человеку много радости. Поэтому верующий человек в каждой былинке чувствует заботливую руку ее Создателя.
Но при всем обилии физических благ, человек никуда не может уйти от страданий. Различные болезни и несчастья ежедневно омрачают нашу жизнь. А смерть является непременным завершением физической жизни. Неизбежность физических страданий наводила иногда человека на мысль, будто физическое зло обладает самостоятельной сущностью. Некоторые полагали, что природа является произведением двух противоположных начал: доброго и злого (два божества в персидском дуализме), или что материя сама по себе является носительницей зла (буддизм, учения гностиков и современных теософов).
Задумываясь над проблемой добра и зла, человек всегда старался понять, является ли они понятиями относительными или абсолютными. То есть, может ли оценка добра и зла меняться в зависимости от обстоятельств и от уровня развития человека, или добро и зло представляют собой явления по существу добрые и злые? Как мы увидим, понятие физического зла (страданий) относительно, потому что оно, рассматриваемое с точки зрения нравственного развития человека, может послужить к добру. Однако нравственное зло, есть зло абсолютное и может принести только зло.
При внимательном рассмотрении физического зла мы видим, что оно не представляет собой самостоятельной сущности, но только расценивается нами отрицательно. Действительно, болезнь родов приносит страдания матери, но одновременно создает в ней чувство любви к ребенку. Труд может изнурять силы и подрывать здоровье, если совершается в ненормальных условиях, но в нормальных условиях он укрепляет силы, сохраняет человека от праздности, развивает его способности. Страдания могут озлоблять или ввергать в уныние, но могут облагораживать человека, развивать в нем мужество и терпение, учат его состраданию. Нищета может способствовать краже и обману, но может способствовать смирению и укреплению надежды на Бога. Поэтому многое из того, что мы расцениваем, как физическое зло, с точки зрения нравственного развития человека может послужить к добру и, следовательно, — к вечному блаженству. Поэтому физическое зло не составляет сущности, но является относительным понятием.
Не таково нравственное зло. Часто зло совершается ради временной материальной выгоды, но одновременно, с кажущейся пользой, зло калечит нравственную сторону согрешающего и причиняет зло другим людям. Можно себе представить случай, когда человек, совершающий нравственно злой поступок, косвенным путем способствует нравственному благу. Например, когда мучитель истязает христианина и этим дает возможность проявлению веры и терпения мученика. Но здесь добро происходит не по прямому действию нравственного зла, (жестокости мучителя) но по двойственному действию физического зла: страдания мученика, служат поводом для обнаружения его веры и терпения. Но само по себе нравственное зло всегда влечет за собой зло. Поэтому нравственное зло, как и нравственное добро, является понятиями абсолютными.
Есть явления в жизни, относительно которых могут возникать противоречивые мнения, считать ли их нравственно добрыми или злыми. Например, развод почитается злом, ибо он сопряжен с изменой, нарушением обета, разрушением семьи, беспризорностью детей. Но как расценивать развод, если он совершается с взаимного согласия и, по-видимому, ведет к лучшему для заинтересованных сторон? В таком случае можно ли его причислить к добру? Евангелие учит, что всякий развод есть нарушение воли Божией. Человек есть существо с ограниченными и несовершенными понятиями и, поэтому, его суждения о добре и зле бывают неправильными. Только Тот, Кто является источником нравственного закона, в совершенстве ведает, что есть добро и что есть зло. Поэтому христианин, если хочет во всем следовать добру, всегда должен свою волю подчинять воле Творца.
Иногда у человека возникает недоумение: почему бесконечно добрый и премудрый Бог допускает зло? Не мог ли Он создать этот мир идеальным, без борьбы, страданий, смерти? Ответ на это недоумение нелегкий. Иван в «Братьях Карамазовых» пользовался аргументом невинных страданий ребенка, чтобы оправдать свое неверие.
Если смотреть на зло только в пределах этой материальной жизни, то понять, почему Бог допускает его, невозможно. Материалисты объясняют страдания, как явления, нежелательные, но статистически неизбежные. В их понимании, жизнь человеческая есть сплетение несправедливостей и, в сущности, бессмысленна. Схоластическое богословие смотрит на страдания, как на возмездие за грех, личный или первородный. Это ответ юридический, формальный, который не мирится с христианским учением о Боге любви и всепрощения. Чтобы понять невинные страдания, надо рассматривать их в плане той вечности, к которой призван человек. Мы верим, что Бог не посылает физических несчастий, но попускает их для того, чтобы наградить страждущих и терпеливых вечным блаженством. Философы, пытающиеся объяснить проблему добра и зла лишь в плане временной жизни, удовлетворительного ответа дать не могут.
Что же сказать о допущении Богом нравственного зла? Почему Он допускает, чтобы грех губил человека? Вопрос этот неразрывно связан со свободой воли человека. Бог мог нас сотворить без возможности выбирать между добром и злом. В таком случае мы не были бы людьми, но роботами или животными. Без свободы выбора нет нравственного добра, но одно механическое, запрограммированное движение. Всеблагому Творцу угодно было нас наделить свободой воли, чтобы мы могли духовно развиваться и, таким образом, в какой-то мере уподобляться Ему, как дети по своему внешнему виду уподобляются своим родителям. Поэтому, свобода воли есть высшее благо, которое возвышает человека над всей природой. Однако этим благом надо уметь пользоваться. Оно подобно огню, который так необходим для жизни, но который, при неумелом или небрежном употреблении, кроет в себе большую опасность.
Из книги: Александр (Милеант), еп. Апологетические заметки. Джорданвилль: Свято-Троицкая духовная семинария, 2000.