Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Благодать служить и быть слугой
Просмотров: 2612     Комментариев: 0

Окончание духовной школы не похоже на выпускной в обычном вузе. Студенты и преподаватели собираются не только для того, чтобы поздравить друг друга, выразить благодарность и получить дипломы,— их в этот день объединяет общая молитва, служение Богу. 27 июня состоялся выпуск студентов Саратовской православной духовной семинарии. Божественную литургию в Покровском соборе Саратова совершил митрополит Саратовский и Вольский Игнатий. В число сослужащих были приглашены выпускники СПДС 2021 года в священном сане.

Торжественный выпускной акт состоялся после Литургии в зале церковных собраний Покровского собора. Ректор семинарии протоиерей Сергий Штурбабин рассказал об итогах учебного года и результатах итоговой государственной аттестации.

Затем с напутственным словом к выпускникам обратился владыка Игнатий.

— Сфера духовного образования для меня родная, это четвертое учебное заведение, где мне напрямую доводится иметь дело с выпусками семинарии. Это всегда очень трогательный момент,— сказал он.— Многие из наших сегодняшних выпускников уже приняли священный сан и достойно несут свой пастырский крест, это очень радует. Я надеюсь, что и в дальнейшем наши выпускники не прекратят совершенствование духовного образования, а самая большая пастырская школа — это, конечно, пастырская практика. Ваши успехи — это наши успехи, а ваши ошибки и неудачи — наша боль и скорбь.

Владыка отметил, что важнейшее в пастырском делании, помимо знаний — подлинная любовь.

— Можно говорить действительно красивые слова, возвышенным богословским слогом, но не иметь любви. Простой народ, который стоит в храме, это быстро почувствует. Любить — это не всегда испытывать восторженное чувство, любовь — это уметь порой просто помолчать, перетерпеть. При рукоположении дается благодать служить и быть слугой. Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28). Священник служит народу Божию, своей пастве. От всей души желаю, чтобы вы были достойными пастырями.

Архипастырь также поблагодарил профессорско-преподавательский состав семинарии и вручил первому проректору СПДС игумену Варфоломею (Денисову) Архиерейскую грамоту за многолетнее успешное руководство Саратовской семинарией.

Со словами благодарности в адрес владыки и преподавателей выступили выпускник очного отделения священник Даниил Щербаков и выпускник заочного отделения священник Константин Матвеев.

Затем владыка Игнатий вручил выпускникам дипломы об окончании обучения и памятные подарки.

В этом году Саратовская семинария выпустила 34 человека. Очное отделение окончили 13 человек, из них 8 — в священном сане. Священник Павел Морозов, священник Борис Бурлаков и Иван Владимирович Новиков окончили семинарию с отличием. На заочном отделении — 21 выпускник, из них 15 — в священном сане.

Мы попросили выпускников поделиться воспоминаниями об учебе в семинарии.

Священник Павел Морозов, ключарь храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Саратова, руководитель молодежного отдела Саратовской епархии:

— Я из невоцерковленной семьи: кто-то из родственников верит «как все», кто-то вообще называет себя атеистом, поэтому к вере я пришел уже в осознанном возрасте, примерно в 22–23 года.

Шесть лет назад, делая первые шаги в храме, я познакомился с отцом Кириллом Петровичем, и он дал мне послушание алтарника в храме Страстей Господних. Деятельное участие в богослужении меня так впечатлило, что захотелось связать с этим всю свою жизнь. Спустя год пономарского служения я получил от отца Кирилла рекомендацию для поступления в семинарию. Супруга была против, родители вообще не знали о моем поступлении. Я всем говорил, что поступаю просто ради знаний, хотя сам отчетливо понимал, что хочу стать священником, и просто уповал на волю Божию. Со временем Господь все управил, супруга сама уволилась с работы и поступила в регентскую школу, а мама спокойно приняла мой выбор.

До семинарии я учился в Саратовском социально-экономическом институте, но уже на втором курсе обстоятельства вынудили меня устроиться на полноценную работу, и я появлялся в вузе только на сессии. Всей прелести студенческой жизни я так и не вкусил. На пятом курсе я окончательно выбрал работу и бросил учебу.

Как и многие школьники, я поступал в вуз просто потому, что «так надо», не понимая, чего я хочу от жизни. У меня в то время полностью отсутствовал интерес к учебе. Однако когда я нашел свое призвание и поступил в семинарию, все в корне изменилось: супруга порой подшучивала надо мной, когда я печалился из-за четверок и ночами зубрил уроки.

Глядя на семинаристов, поступивших сразу после школы, я вспоминал себя в их возрасте: поначалу многие из них так же еще не понимали, чего хотят от жизни. Нашему курсу повезло: практически половина студентов — это взрослые люди, осознанно выбравшие свой путь. Те ребята, которые поступали после школы, невольно подтягивались за нами, и в целом наш курс показал очень хорошие результаты по окончании семинарии.

Священник Димитрий Попов, клирик храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при Саратовском государственном университете:

После окончания Саратовской государственной академии права я работал юристом, но чувствовал, что как будто чего-то не хватает. К тому времени я уже несколько лет посещал Серафимовский храм — там я крестился, первый раз исповедался и причастился, венчался, начал читать за богослужением. Помню, прогуливались с супругой, и в разговоре возникла мысль: не попробовать ли мне поступить в семинарию? О том, чтобы стать священником, я тогда даже не думал — это казалось чем-то далеким и недосягаемым.

Но поступать сразу меня не благословили — я ушел со светской работы, стал нести послушание старшего алтарника в Серафимовском храме и только через год подал документы.

С однокурсниками мне очень повезло — это оказались стремящиеся к Богу, заинтересованные в обучении люди, многие из которых теперь уже приняли священный сан. Несмотря на разный жизненный опыт, нам всегда удавалось найти общий язык. Мы старались быть в единстве и любви друг к другу, организовывали совместные поездки на природу и паломничества.

Если сравнивать обучение в светском вузе и в семинарии, то в духовной школе, на мой взгляд, требования и к успеваемости, и к самим студентам были выше. Но когда тебе действительно интересно изучать какой-то предмет, это значительно облегчает задачу. А вот перед сессиями я уже меньше волновался — опыт учебы в вузе помогал и грамотно организовать подготовку, и правильно настроиться на экзамен. Только когда видел, как волнуются мои одногруппники, невольно и сам начинал переживать. Вообще, мы всегда переживали друг за друга — кто как сдал, какой попался билет.

Семинарские преподаватели — это не только педагоги, которые передают знания. Это духовные наставники, это те, кто дает образ священника будущим пастырям. Нашим духовником был протоиерей Владимир Пархоменко, и общение с ним всегда нас духовно наполняло. Лекции Алексея Сергеевича Кашкина я записывал на диктофон — это уникальный ученый-библеист, и те знания, которые он нам дал, сложно переоценить. И особо, отдельно хочется поблагодарить отца Варфоломея — за его каждодневную отеческую заботу о нас, неравнодушие.

Сейчас я планирую продолжить образование — буду поступать на заочное отделение в Московскую духовную академию.

Никита Удовеня:

— Поступление в семинарию для меня было логичным продолжением моего жизненного пути. Я был воспитан атеистом, после школы поступил в СГУ, собирался стать программистом, но «человек предполагает, а Господь располагает». Возникли скорби, которые заставили задуматься о правильности своего пути.

Господь послал мне замечательных людей, которые помогли мне разобраться в сути Православия и встать на путь веры. Через некоторое время после прихода в Церковь я задался вопросом: «На что еще тратить время, которое нам даровал Господь, как не на то, чтобы Ему служить?». Так было принято решение о поступлении в семинарию. Родители со временем мой выбор приняли.

Обучение в духовной школе было непростым этапом в жизни: нагрузка по учебе, послушания, искушения. Господь не оставлял: давал силы, укреплял, посылал благие мысли, добрых людей.

Для студентов в нашей семинарии созданы все условия, чтобы не отвлекаться на бытовые нужды. Это очень помогает и освобождает много времени, которое можно потратить на учебу.

Общение с однокурсниками для меня непростой момент. Разный возраст, разное воспитание, образование, у каждого свой путь к Церкви. Для одних что-то очевидно, а другим предстояло еще только это понять. Находить общий язык тоже надо было учиться. Можно сказать, что это одна из составляющих процесса обучения. Все люди разные, да и не надо, чтобы все были одинаковыми, а нужно, чтобы было взаимное уважение, тогда и все разномыслия можно уладить.

Загрузка...