Испания — страна корриды, мужественных тореадоров, успешных спортсменов, продолжительной сиесты и вкусного вина. А часто ли наши соотечественники рассматривают ее как место православного паломничества? Вряд ли, ведь это католическая страна, о ее святынях мы ничего не знаем, да и вообще — есть ли там хотя бы православные храмы? Оказывается, есть. И для трудолюбивого и внимательного паломника Испания приготовила множество открытий.
Наш корреспондент беседует о православных святынях солнечной Испании с настоятелем прихода в честь Рождества Христова в Мадриде священником Андреем Кордочкиным. Отец Андрей родился в Ленинграде. В 1994–1995 годах учился в Ampleforth College (Великобритания), а в 1995–1998 годах — на богословском факультете Оксфордского университета. Докторскую степень получил в 2003 году в Даремском университете. В декабре 2001 года был рукоположен Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне — Патриарх Московский и всея Руси) в сан диакона, а на Рождество Христово 2002 года — в сан иерея. В 2003 году прибыл на служение в Мадрид.
— Отец Андрей, какое отношение складывается в католической Испании к Православию?
— Если говорить о государственной власти, то отношение очень доброе. Об этом можно судить хотя бы даже потому, что в Мадриде была выделена земля для строительства храма не только для Русской Православной Церкви, но и для общины Румынской Православной Церкви. Что касается Католической Церкви в Испании, то в принципе отношения у нас тоже очень хорошие.
Католическая Церковь в Испании живет немного в иной атмосфере, чем в других европейских странах, так как Испания — это страна, в которой никогда не было реформации и революции, за исключением периода гражданской войны 1936–1939 годов. Это означает, что практически никто и никогда не пытался поколебать авторитет Католической Церкви.
Процесс секуляризации общества начался в последние 10–15 лет, и многие католики не привыкли к тому, что кроме Католической Церкви в религиозной жизни Испании появляется кто-то еще. Отчасти это объясняется и тем, что Испания на протяжении XX века жила довольно закрытой жизнью и сюда никогда не было такой массовой эмиграции из других стран, как во Францию или в США. Поэтому у многих представление о Православии довольно приблизительное.
Но, в общем и целом, отношения с католиками у нас добрые. Нам регулярно предоставляют храмы для богослужений в других городах, там, где у нас нет своих помещений. Перед святынями неразделенной Церкви, например мощами древних святых, нам всегда дозволяется совершать молебны. За последние 8 лет не было случая, чтобы мы просили католиков о возможности совершить молебен перед какой-либо святыней или Литургию в храме и нам отказали. Причем эта помощь оказывается просто, по-братски, никогда от нас не требовали ничего взамен.
— Существуют ли в Испании православные монастыри и храмы?
— Православные общины в Испании есть, но очень часто для богослужения они используют приспособленные помещения. Нужно иметь в виду, что если в России люди привыкли к тому, что богослужения совершаются в храмах, то в Западной Европе для священника и для его общины возможность молиться в православном храме в том виде, в каком мы все его себе представляем, достаточно редкая привилегия. Как правило, очень многие общины в Западной Европе зависят или от гостеприимства католиков и протестантов, или вынуждены просто арендовать какие-то помещения, которые изначально совершенно не предназначены для богослужений, и обустраивать их для храма.
Церковь, как храмовое здание, существует только в одном месте — в городе Алтея, недалеко от Аликанте. Там некоторое время назад был построен деревянный храм во имя святого Архангела Михаила. В самом Мадриде есть греческий православный храм, построенный еще около 40 лет назад, который до последнего времени являлся единственным православным храмом не только в Мадриде, но и во всей Испании. В настоящее время наша община ведет строительство храма.
Больше в данный момент ничего нет. Хотя православных людей очень много, но поскольку они приехали в страну совсем недавно, еще, видимо, прошло недостаточно времени для того, чтобы обосноваться и заняться храмостроительством. К примеру, Румынская Православная Церковь в Испании насчитывает около 50 приходов с постоянно служащими священниками, но при этом ни у одного из них нет своего храма. Это объясняется тем, что все эти люди приехали по большей части не больше 10 лет назад и, конечно, их материальное положение также не позволяет начать строительство. Но сейчас у них тоже строится храм в Мадриде, еще один храм почти достроен недалеко от Альмерии, на юге Испании.
— А существуют ли в Испании общехристианские святыни, в том числе почитаемые и православными?
— Конечно, и довольно много. Наверное, самая известная из них — это мощи апостола Иакова Зеведеева, которые хранятся в городе Сантьяго-де-Компостела на северо-западе Испании. Это место, которое традиционно является центром для паломничества не только католиков, но и христиан других конфессий. Православные люди, живущие в Испании и Португалии, продолжают традицию пешего паломничества в Сантьяго-де-Компостела. Паломники проходят путь в 100 километров, а многие и больше, совершая на протяжении месяца путешествие от французской границы.
На севере Испании, в области Астурия, которая никогда не была завоевана арабами, в кафедральном соборе города Овьедо хранится сударь — плат, который лежал на лице Спасителя после Его погребения. Его упоминает евангелист Иоанн. Характерно то, что в России очень многие знают о Туринской плащанице, которая находится в Италии, но в то же время существует определенный скепсис, связанный и с ее происхождением, и с тем, что в Средние века она надолго пропадала.
А история сударя, который хранится в Овьедо, напрямую прослеживается гораздо раньше IX века, потому что уже в IX веке в Овьедо был построен храм, в котором этот сударь пребывал. Сударь представляет собой кусок льняной ткани с явными следами крови. Согласно хронологии, описанной епископом Овьедо Пелагием, ткань хранилась в Иерусалиме до 614 года, времени завоевания города персидским шахом Хозроем. Сударь чудом удалось спасти и отправить в Александрию, откуда впоследствии его через Африку переправили в Севилью под покровительство епископа Толедо, а далее через Толедо в Овьедо. В настоящее время сударь хранится в драгоценной раке в Святых палатах кафедрального собора Овьедо. Сударь выносится на поклонение три дня в году: в Великую, или Страстную, Пятницу, 14 и 21 сентября.
Кроме того, существуют мощи древних святых неразделенной Церкви. Имена некоторых из них можно встретить в наших святцах, имена других — нет, но мы исходим из того, что если святые почитались в древности неразделенной Церковью, то сейчас едва ли у нас есть какие-то основания пересматривать их почитание. К этим святым относятся, прежде всего, мученики эпохи Римской империи. Когда Испания была римской провинцией, то, конечно же, гонения на христиан совершались и в Испании тоже.
Из святых этого времени можно выделить мученицу Евлалию Барселонскую, которая попала в наши святцы благодаря тому, что святитель Димитрий Ростовский довольно много работал с западными житиями святых. Хотя, конечно, он не мог обработать весь корпус литературы, описывающей жития древних святых.
Мощи Святой Евлалии Барселонской, память которой празднуется 4 сентября, пребывают в кафедральном соборе города Барселоны. Я думаю, что немногие русские люди, приезжающие в Барселону, осознают, насколько великая святыня здесь находится.
Есть и другие святые, менее известные. Например, недалеко от Мадрида, в древней столице Испании городе Толедо пребывают мощи святой Леокадии, мученицы Толедской, которая пострадала приблизительно в то же время, что и святая Евлалия, в начале IV века. Затем были подвижники, монахи, епископы, чья жизнь относится уже к более позднему периоду — к V–VI векам. Последний этап относится к той эпохе, когда Испания была завоевана арабами — в конце VIII века и в IX веке было много святых, которые приняли мученическую кончину во время арабского завоевания.
Об этих святых, к сожалению, очень мало в России известно, но у меня есть надежда заняться с помощью моих друзей-филологов переводом с латыни всех древних материалов, которые описывают их мученический и монашеский подвиг для того, чтобы жития могли быть изданы в России отдельной книгой. Более того, в России сейчас постепенно появляется интерес к древним святым неразделенной Церкви, и совсем недавно Священным Синодом была установлена память всех святых, просиявших на Британских островах. В России о них известно, может быть, больше, чем в Испании, так как в России существует традиционный интерес к кельтскому миру. Тем не менее я не теряю надежды, что когда мы сможем провести какую-то подготовительную работу, тогда уже общецерковно будет установлено почитание древних святых Испании первого тысячелетия.
— Скажите, Вы с вашими прихожанами совершаете паломничества в Россию?
— В Россию в паломничество мы не ездим. Во-первых, потому что это довольно дорого, а во-вторых, потому что те люди, которые приезжают из России или Украины, могут посетить эти святыни, когда они ездят в Россию в отпуск. Поэтому обычно мы совершаем паломничества именно по Испании для того, чтобы люди могли ощутить, что Православие — это не только та религиозная традиция, которую они привезли с собой 5 или 10 лет назад, но это и традиция неразделенной Церкви первого тысячелетия, которая существует и в Испании.
Поэтому мы стараемся хотя бы раз в году совершать большое паломничество по стране. В этом году оно было посвящено теме монашеских пещерных храмов V–VI веков, которые сохранились на севере Испании. Мы всегда стараемся совершить Литургию в древних храмах, которые относятся к эпохе неразделенной Церкви и были построены до XI века. Затем в католическом монастыре Санто-Торибио де Льебана, в Кантабрии, что на севере Испании, мы совершали поклонение части Животворящего Креста Господня, которая здесь хранится с древности.
У нас достаточно широкая география таких паломничеств. И поскольку из-за арабского завоевания большая часть значимых святынь находится на севере Испании, мы чаще ездим на север, чем на юг, так как на юге христианская культура была практически полностью уничтожена и почти никаких святынь не сохранилось.