Научить воспитывать детей в теории невозможно. Чтобы стать настоящим отцом, не пасующей перед трудностями мамой или мудрой бабушкой, нужен собственный путь проб и ошибок. Но в то же время мудрый человек никогда не станет пренебрегать опытом другого. Мы решили просить делиться своими размышлениями о воспитании детей воцерковленных родителей, бабушек и дедушек. Сегодня мы говорим об этом высшем искусстве — воспитании маленького человека — с Аркадием Махсумовым, отцом четверых детей (Андрей 6 лет, Алексей и Сергей 3,5 года, Демьян 1 год).
— Все родители мечтают уберечь детей от ошибок, научить их на своем опыте. Как Вы думаете — это, вообще, возможно? Ведь получается замкнутый круг: чтобы понять суть проблемы, ребенок должен стать взрослым, а становясь взрослым, он уже может множество ошибок совершить.
— Я думаю, что уберечь от всех трудностей нельзя. Мне кажется, что самая основная и одновременно самая тяжелая задача воспитания — сделать так, чтобы у ребенка сформировался некий внутренний ценз. Невозможно ребенка от всего предостеречь, просто нужно ему дать такой правильный трафарет, прикладывая который к вещам, явлениям, понятиям он смог бы сам отделить зло от добра, научиться четко различать зло во всех его лукавых и хитрых проявлениях.
— Нужно, наверное, не только нравственно развивать детей, но и интеллектуально, чтобы они учились думать…
— Да, но и, конечно, нужно воспитывать волю, которая, как инструмент, пригодится везде, в том числе и в духовной жизни. А лучшее средство воспитания воли — занятия спортом. Потому что спорт учит преодолевать себя через боль, через усталость. Спорт учит искать смыслы, стимулы, как-то себя поднимать, как Мюнхгаузен из болота за волосы. Что касается маленьких детей (3–6 лет) — с ними можно хотя бы ходить в небольшие походы. Они же устают быстро, а поход заставляет преодолевать усталость, потерпеть, смириться.
Походы, и семейные, и групповые, вообще хороши в этом отношении. Мне в юности Господь послал хороших учителей, которые водили нас в горные походы. Это была очень хорошая школа: много моментов, когда нужно проявить и взаимовыручку, и взаимопомощь, не струсить. Горы выявляют и сильные, и слабые стороны человеческой души. Мне сразу вспоминается песня В. С. Высоцкого «Если друг оказался вдруг». В ней я бы подписался под любым словом.
— Недавно прочитала в комментариях на одном из православных сайтов жесткое и совершенно неожиданное мнение, что дети в семью приносят только проблемы. Все кризисы начинаются в семье с рождением детей, даже до разводов нередко доходит из-за невнимания супругов друг к другу. Я вижу, что в Вашей семье это не так. Так что же, на Ваш взгляд, изменяется в семье с рождением детей? Почему в одной семье и четверо, пятеро не помеха, а в другой один становится причиной для развода?
— Наполнение должно быть другое, дети здесь ни при чем. Как бы это ни парадоксально звучало. Дети — это прекрасно, их воспитание — это большой смысл, но ведь не единственный. Есть ведь благочестивые люди, создавшие прекрасные христианские браки, которые не могут иметь детей. И по каким-то причинам и приемных не могут взять. И будучи просто одинокой парой, все равно они могут быть счастливыми. Даже эта одинокая жизнь, может, в чем-то горестная и несчастная, у них не превращается в какое-то отчаяние. Они все-таки находят смыслы, возможность служить друг другу, жить друг для друга. Они не перестают быть христианской семьей. А бывают и многодетные семьи алкоголиков, безответственных людей, у которых по 7, по 10 детей, бегающих голодными. И естественно, между родителями ни мира, ни согласия, ни гармонии.
Дело в другом: когда Господь во главе угла, Он все освящает, Он является и наполнением, и смыслом, и поддержкой. Он помогает этой семье, поддерживает. А иначе и не было бы ничего вообще.
— У Вас в семье четыре сына, причем почти одного возраста. Возникает соблазн подумать, что воспитывать их очень просто — четыре части одного целого. А ведь каждый из них — это личность, которая в какой-то момент вошла в Вашу семью…
— Вы знаете, ребенок — это такая тайна, что я не могу здесь себе позволить какого-то менторского тона уже бывалого отца, который все знает и готов рассказать все секреты. Сам до сих пор не знаю, кто такой ребенок. Это такая широкая вселенная. По-настоящему чувствуешь, что это дар Божий.
— У Вас с каждым сыном свои отношения?
— Конечно, они же каждый — неповторимая личность, со своим темпераментом, характером. Отношение не то что теплее-холоднее, ближе-дальше. Никого не делю, люблю всех одинаково…
— К вопросу о любви. Часто люди, когда задумываются о возможности иметь много детей, опасаются: а вдруг не хватит на всех любви, душевных сил? Да и сможем ли мы их всех «поставить на ноги»?
— Но это такой скользкий путь, который далеко может завести. Ведь так малодушно можно относиться ко всему в жизни. Как в расхожей шутке народной: «А если бы был ребенок, а упало бы на него с печки полено…». Если ты хоть чуть-чуть христианин, хоть немножко ученик Христов, то научись хотя бы чуть-чуть доверять Господу, хотя бы на полшага вперед. Потому что если мы будем честны с собой, то поймем: мы ничего в этой жизни не контролируем. Все происходит по воле Божией. И ты понимаешь, как в притче про того судию: «Господь ли не защитит вдов своих?». Кто ты такой, что считаешь, если тебя вдруг не станет, то Господь оставит это чадо, которому Он даровал жизнь?
— Православные родители мечтают, как правило, воспитать своих детей благочестивыми. У них возникает некий иконописно-лубочный образ, под который начинают подгонять живую душу. Как себя от этого уберечь?
— Какой тяжелый вопрос! Человек взрослый-то в таких разных духовных состояниях пребывает: то окаменеешь, как бетон, то вдруг немного оттаешь, то чувствуешь, что ты фарисей и христианство у тебя все внешнее, и живешь-то ты напоказ. И ты все время в динамике, падаешь и встаешь — все время. И в детях это будет отражаться. Невозможно, чтобы дети как-то сразу поняли, нашли свой путь, если мы его до сих пор ищем. Хотя, может, детям нашим и проще его будет найти. Потому что если они с детства знают основное, главное, то им проще будет идти к Истине.
Готовых рецептов духовного воспитания нет. Надо чаще к святоотеческой мудрости обращаться, читать отцов, которые о семье пишут, о воспитании. Есть авторы, которые хорошие советы и рекомендации дают. Те же «Письма» Паисия Святогорца о семье: они очень современны нам, может, потому и читаются так легко.
Сынок
До утра замолчат игрушки,
Сладкий сон нарушать не смея,
Ты сопишь на своей подушке,
Щечкой бархатной розовея.
Не спешат, догоняя, ножки,
Кулачки не дерутся с братом,
Я целую твою ладошку,
Баснословно тобой богатый…
День сверкнул, как обычно, краткий,
Суеты растворилась гуща,
Я присел у твоей кроватки
И задумался о грядущем:
Ты растешь невозможно скоро,
Пронесется, как утро, детство,
И какую тебе опору
Я оставлю, сынок, в наследство?
С Божьей помощью станешь взрослым,
В ширину раздадутся плечи,
И тогда на твои вопросы
С легким сердцем ли я отвечу?
Как пойдешь ты, с открытым взглядом?
Светлой будет твоя дорога?
Не отравишься сладким ядом
В нашем мире, забывшем Бога?
В этой жизни, где зло повсюду
Не к груди подступает — к шее,
Что тебе говорить я буду
И чему научить сумею?
Я и сам-то, сынок, страдаю,
Не сумев поступить, как надо,
Спотыкаюсь, встаю, блуждаю
В этом царстве греха и смрада…
Как тебя подготовить к бою
С самым трудным врагом спасенья,
В вечной схватке с самим собою —
С равнодушием, скукой, ленью…
И к Отцу всех отцов взывая,
Помолюсь: милосердный Боже!
На любовь Твою уповаю,
Знаю, Ты мне всегда поможешь!
Аркадий Махсумов