Сегодня в рубрике «Книжная полка» мы хотим рассказать о нескольких книгах, которые с удовольствием читают дети. Начнем мы с книг для самых маленьких, а закончим художественными произведениями для подростков.
От 3 до 14
Подзаголовок книги Дарьи Пушкиной «Небесные заступники», вышедшей в издательстве «Даръ»,— «Жития святых для мальчиков и девочек, а также для пап и мам». Книга небольшая, в ней всего 36 листов, сделана она по принципу «рассказ-картинка». Иллюстрации не только красивые, но и не менее информативные, чем текст. На одном листе художник рисует внешний облик святого, наиболее яркие моменты жития. Краткий текст дает родителям простор для импровизации: можно вспомнить и рассказать о медведе, с которым общался преподобный Сергий, о псах-рыцарях на льду Чудского озера или об азбуке, которую дали славянам братья Кирилл и Мефодий. Эта книжка — идеальный вариант для родителей, у которых появилась свободная минутка, чтобы чем-то заняться с детьми 3–7 лет, да и старшие тоже подтянутся, всем будет интересно.
***
Журнал «Мурзилка» в детстве любили многие. Не в последнюю очередь из-за иллюстраций, выполненных в самых разных стилях. Следуя за картинкой, ребенок словно «дотягивался» до текста и возвращался к нему снова и снова, перелистывая, например, подборку на дачном чердаке в дождливый день. Чего-то такого — интересного, познавательного, умного и уютного — современным детям очень не хватает. Если вам близко то, о чем здесь говорится, подарите своим детям «Чудесный портфель» из книжной серии журнала «Фома» «Настя и Никита».
«Портфель» объединил под твердой обложкой несколько тонких книг серии. Тексты в сборнике самые разные — стихи, познавательные истории и рассказы. Одни из самых интересных рассказов, на наш взгляд, «Про колокол Бим» протоиерея Николая Агафонова и «Космический сад» Игоря Малышева. Школьникам пригодится рассказ «Владимир Даль» Александра Ткаченко — для души и для занятий по русскому и литературе. Аудитория «Чудесного портфеля» — от 3 до 8 и старше; возможно, она будет разновозрастной, старшие смогут почитать младшим, а самым маленьким — показать картинки.
***
Один папа читал детям вслух на ночь. Лучше всего «пошли» в этой семье рассказы и повести Носова. Не про Незнайку, а другие. Пятидесятилетние принимали их на ура — написано понятно, но по-взрослому, про настоящую жизнь. Дочитал этот папа последнюю книжку и загрустил. Но тут ему попалась книга Юрия Лигуна «Карасенки-поросенки» издательства «Никея». Дети были довольны и просили еще. Смешные рассказы о жизни детей из одного двора очень им понравились, и папе понравились тоже. Дети любят, когда смешно, а взрослые — когда хорошо написано.
***
Некоторые взрослые любят читать детские книжки, а некоторые дети любят книжки, которые совсем как для взрослых. Очень многие любят истории про собак. И все любят сказки. Есть книга Даниэля Пеннака «Собака Пес», вышла она в издательстве «Самокат».
Как-то раз девочка Пэм захотела собаку… Нет, не так. Она ЗАХОТЕЛА СОБАКУ! Причем именно этого пса из приюта. Пес полюбил свою хозяйку навсегда, животные по-другому не умеют, однако чувства девочки ему казались весьма противоречивыми, ведь, по словам Пса, «в людях так все перемешано». А вот родители девочки Пса невзлюбили, они надеялись, что дочкин каприз пройдет. Но оказалось, что сила характера героини может проявляться не только в капризах, не зря девочку Пэм так полюбил Пес. Непостоянная и по-человечески «перемешанная», она смогла дорасти до собачьей любви и верности. Книга для аудитории от 12–14 лет и старше.
Сказки с привкусом настоящих потерь
Сегодня в саратовских книжных магазинах можно отыскать два романа Жан-Клода Мурлева — «Зимняя битва» и «Горе мертвого короля» (обе вышли в издательстве «Самокат»). Его книги могут стать хорошими друзьями для всех читающих детей.
По сюжету «Зимней битвы» четверо подростков холодной зимой убегают из интерната, который больше похож на тюрьму, чтобы… сражаться за свободу, которую не смогли отвоевать когда-то их родители. И они сражаются, спасаясь от всесильной, казалось бы, злобы взрослых, построивших тоталитарную страну, и звериной жестокости человекопсов. Сражаются, опираясь на помощь маргиналов, живущих под мостом, и благородных людей-лошадей. Они побеждают, преодолев все — страх, неуверенность в себе, всевозможные лишения. Жизнь торжествует. Любовь победила. Музыка звучит над свободной страной. Но привкус печали остается. Погибает один из героев, любящий и любимый. Девушка ждет его, но так и не дожидается. Гибнет не он один — из тех, кто «за нас», есть и еще жертвы. В конце вроде бы все хорошо, но эти невосполнимые потери… Что делать с ними?
«Горе мертвого короля» — сказка о двух братьях, один из которых предает другого. И выжить преданному помогает только любовь. Эта любовь местами походит на безумие, местами — на романтический бред. Ближе к концу романа читатель понимает, что любовь эта — сама жизнь, путеводная звезда, смысл всего произошедшего. Но однако — брат?.. Он предал, обрек на смерть. Как жить с этим и преданному, и предавшему?..
На вопросы о смысле потерь Жан-Клод Мурлева ответа не дает. Но словно говорит: да, так случилось. В твою жизнь, где обязательно все будет хорошо, может ворваться, холодя и замораживая, смерть. В твою жизнь может прокрасться коварное и трагичное предательство. Ты от этого не застрахован. Но ты должен жить дальше, потому что у этой жизни есть смысл.
В «Зимней битве» героиня, потерявшая любимого, идет к людям, живет, сначала через силу, их радостями и горестями. И рана ее затягивается. В хрупкой девочке, пережившей потерю, очень много любви и тепла, которую ей передали взрослые (в романе читатель знакомится с Утешительницами — квинтэссенцией всего материнского в мире). И она несет их дальше, раздавая всем, кто в этом нуждается.
В «Горе мертвого короля» вероломство, повлекшее за собой еще одно предательство, оканчивается гибелью славного королевского рода. И одиночеством предателя. Душу нельзя терять, какими бы ни были для этого рациональные основания, иначе — холод пустоты, серое адское существование. А тот, кого предали, спасается любовью. И теплом родного очага.
Вообще, семья, родной дом, теплые воспоминания детства играют в книгах Мурлева огромную роль. Без светлых моментов взросления, даже порой еле вспоминаемых, не будет человеку хорошо. Он не переживет никакой потери. И уж тем более не застрахован он от потери души.
И в «Битве», и в «Горе» герои переживают состояние войны. Вполне себе реальной войны — с кровью, ужасами, абсурдом. Но еще они переживают смятение внутри самих себя, постоянно меняются. Идут к своему сказочному финалу по вымышленным странам и местностям, в очертаниях которых читатель все равно замечает чтото свое, родное: будь то картина зимнего неба или схема улиц, расположение мебели в комнате или отблеск огня в печи…
Чем захватывают книги Жан-Клода Мурлева, писателя и педагога? Отсутствием мертвой назидательности и наличием захватывающего сюжета? Безусловно. Еще в его книгах живут замечательные герои, которые с каждой страницей становятся все роднее и понятнее читателю — он может отыскать в них себя: себя прежнего или себя будущего.
Читая романы французского сказочника-реалиста, ты словно чувствуешь в себе ребенка — того самого, которого нужно найти. Ребенка, который живет в сказке, но не боится настоящих потерь.