7–8 ноября в Саранск поклониться Поясу Пресвятой Богородицы отправилась группа прихожан Покровского храма города Саратова. Вместе с паломниками к святыне выехала и съемочная группа телевидения Саратовской митрополии.
За окнами еще не рассвело, а в Покровском храме уже молебен. Здесь сегодня собрались паломники — просят у Бога благословения отправиться в дальнюю дорогу. На территории возле храма уже ждут четыре больших автобуса. Около двухсот человек — прихожане из Саратова, Энгельса, Балакова и Ершова — отправляются в Саранск, поклониться Поясу Пресвятой Богородицы. Вместе с ними и мы: журналист и видеооператор телевидения Саратовской митрополии. Интересуемся, с какими чувствами отправляются саратовцы и жители области в Саранск, на что надеются, что собираются просить у Божией Матери.
«Божия Матерь удостоила нас такой чести — Пояс Ее у нас в России! Разве можно такую возможность упустить и не поехать?» — «Что едем просить? Царица Небесная сама нашу жизнь управит и что надо даст: здоровья так здоровья, нет так нет. Что нам полезно, то мы и получим!» — слышатся ответы.
От Саратова до Саранска чуть более 300 километров. Легковой автомобиль преодолеет это расстояние примерно за три часа. Мы в пути гораздо дольше, все-таки у автобуса скорость меньше, к тому же идем колонной. После обеда — долгожданная Мордовия. Въезжаем на территорию Параскево-Вознесенского монастыря, что в 40 километрах от Саранска. Здесь решено заночевать, а утром отправиться в столицу республики. В монастырь идем не сразу, сидим в автобусах — ждем, когда разместят. Пока стоим, видим, как приезжают и приезжают паломники из разных городов. В голове беспокойный вопрос: где столько места найдут? Как всех разместят? Пока в обители пусто. Игумения, сестры и насельницы уехали встречать Пояс Богородицы: святыню привозят в Саранск вечером.
Пока мы сидим в нашем автобусе, другие паломники, уже размещенные на ночлег, времени не теряют. Многие, несмотря на мороз градусов 15, искупались в источниках: на территории монастыря их три.
Корпус, в котором разместили паломников,— длинный двухэтажный барак. Долго стоим перед дверями. Хозяева ломают голову, куда поместить нашу группу. Беспокойство было небезосновательным: ночевать пришлось в холодном коридоре, на голой раскладушке. Сплю в верхней одежде, в шапке, но все равно очень холодно. Раскладушка то и дело падает… Натирают глаза контактные линзы, снять их нет возможности: воды нет, негде даже помыть руки. Но и так не до сна. Всю ночь по коридору туда-сюда ходят паломницы. Постоянно хлопает входная дверь, впуская морозный воздух. Хочется поднять голову и спросить, уже не от раздражения, а из любопытства: куда вы ходите всю ночь толпами? Храм закрыт! Так прошла ночь. В три часа утра — подъем и отъезд в Саранск. В город мы приезжаем в пятом часу. Все настраиваемся на то, что придется отстоять огромную очередь, часов на 6–7. Но теплится надежда: а вдруг не придется?
Кафедральный собор во имя святого праведного воина Феодора Ушакова находится на возвышении, к нему ведут многочисленные ступеньки. Еще внизу замечаем: и правда — очередь. Промерзшая, невыспавшаяся, понимаюсь по ступеням к храму. Понимаю, что подойти к святыне не удастся — не смогу выстоять очередь. А ведь еще нужно как-то работать — снимать репортаж о паломниках! Реально оцениваю свои силы — их нет: ни физических, ни душевных. Пресвятая Богородица, прости... Ничего не получилось. Что ж, видимо, не заслужила. Удивительно, но воспринимаю это спокойно, а может быть, просто нет сил — даже на то, чтобы расстраиваться…
Подходим к храму и... от изумления хочется плакать! Оказывается, что людей не много, просто они распределены по группам, на расстоянии друг от друга. Вот и казалось, когда были внизу, что очередь большая.
Полицейские рассказывают: «Только-только перед вами закончился самый массовый поток людей. За эту ночь к Поясу подошли более 35 тысяч человек!»
Здесь паломники из Саратова, Пензы, даже из Перми и Иркутска. Наши саратовские организаторы советовали: подходите к храму, находите свой «автобус» — группу с номером автобуса на табличке, к ней присоединяетесь. Наш четвертый автобус каким-то чудом оказался впереди всех, и пока мы снимали репортаж на улице, группа уже зашла в храм. То, что стоять в очереди пришлось 20–40 минут, наши паломники считают маленьким чудом.
Отмечаем, как все отлично организовано. Люди спокойны. В очереди — ни раздражения, ни суеты. Обращаем внимание только на то, что большинство молится. Терпеливы и очень тактичны сотрудники храма. Поражают вежливые полицейские. Те, кто находится на посту, трогательно вытаскивают из своих зимних форменных шапок иконки и просят организаторов приложить их к святыне; те, кто уже сменился, стоят вместе со всеми в очереди.
В Россию Пояс Богородицы привезли впервые за всю историю страны. Сопровождают святыню в России пять монахов. Один из них, отец Игнатий, рассказывает, что его поразило в России:
— На нас большое впечатление произвело благочестие русского народа, который после стольких лет безбожия и жизни вдали от Церкви снова возвращается в ее лоно, наполняет храмы. И это подтверждается теперь, у честного Пояса, когда можно видеть любовь русских людей и к Церкви, и к Пресвятой Богородице, Которая есть Матерь всех христиан.
Каждому паломнику в подарок — поясок, изготовленный руками ватопедских монахов и освященный на Поясе Пресвятой Богородицы. Традиция раздавать такие пояски существует в Ватопеде давно. Через благословение Богородицы, свидетельствуют на Афоне, многие бездетные супруги становились родителями, а больные раком исцелялись. Монахи советуют этот поясок носить, но при этом главное — искренне покаяться в своих грехах и, конечно же, молиться Божьей Матери об исцелении.
Паломника всегда сопровождают искушения. О том, что это такое, спрашиваем у священника, который приехал с нами,— клирика саратовского храма в честь Покрова Божией Матери отца Игоря Москвичева.
— Искушения — это дьявольские наваждения, которые возникают, когда человек стремится совершить какое-либо богоугодное дело,— объясняет он.— К ним нужно относиться спокойно и понимать: все, что с человеком случается, попущено Богом и имеет целью духовно закалить его, укрепить.
Покидали Саранск мы намного раньше, чем планировали. На обратном пути побывали в Иоанно-Богословском монастыре. Проезжая днем столицу Мордовии, из окна автобуса видели уже действительно многотысячную очередь, которая спускалась в город.
Из каждой паломнической поездки человек должен вынести что-то полезное для себя. Казалось бы, расхожий стереотип — пока не поймешь правильность этого утверждения на личном опыте. Каждое паломничество — действительно урок. Эта поездка позволила мне понять, почему «нападают» искушения: чтобы помешать паломнику молиться, не дать развиться тому покаянному настрою, с которым он едет к святыне.