Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Почитание Божией Матери верующими
Просмотров: 8649     Комментариев: 0

pokrov.jpgСвятейшее и родное всякому христианину имя "Богоматерь" есть имя носительницы высочайшей в Церкви Богородительной любви, являющей ищущим спасения [1], бездну щедрот и безбрежное море благодати [2]. Ее кроткий, тихий, милостивый и благосердный взор обращен на призывающих Ее во всем мире [3]. Небожители видят Ее воочию. Земная Церковь верою созерцает Пречистую, как присно живую, во святых Ее иконах [4] и предлагает Ее Господу, как Свою Молитвенницу и Ходатаицу.

Приснодеве Световодительнице естественно творить людей общниками невечернего дня [5] и рассеивать мглу их страстей. Как неусыпно бодрая, всегда готовая и благолюбивая Молитвенница за мир и вселенскую Церковь, Она подобна неугасимой лампаде, денно-нощно молитвенно горящей во вселенной пред Богом в сиянии духовной любви к людям [6]. Перстами Своих молитв Небесная Молебница пишет бесчисленным грешникам прощение прегрешений и избавление от напастей [7] и прилагает целительный пластырь к их душевным язвам [8].

Беспомощные, уязвленные всецело грехами, ужасаясь диавольских сетей и оклеветаний обычно не имеют дерзновения пред Богом. Охваченные страхом, они не смеют иногда даже взирать на высоту неба, тем более воздевать молитвенно к Богу руки. Свое дерзание пред Ним они уповают найти в Божией Матери, Ее ходатайством за них пред Богом [9]. Владычица мира для грешников, ищущих спасения, — всецелая надежда спасения, врата в Царство Божие [10], Управительница к пристани вечного упокоения во Христе, первая Защитница и Неприступная стена, ограждающая от всякого зла [11].

Яркое воспоминание о безмерном богатстве Ее милосердия и непреоборимой державе могущества и скором слышании человеческих молитв побуждает всех притекать под Ее кров [12]. Объятые тьмою жизни и погорбленные от скорби обыкновенно не находят среди людей соскорбящих и соболезнующих, прибегают к Богу чрез Богоматерь. Рыдая о множестве грехов, ужасаясь своих падений, смертного часа и страшного суда, они невольно устремляют мысли и чувства к Пресвятой Деве и в Ее любви, благости и помощи уповают найти восстановление чистоты и избавление от горького пленения страстями [13].

Означенное колебание грешной души между отчаянием в спасении и упованием на помощь Божией Матери превосходно отражают, например, следующие литургические молитвы:

"Я, — восклицает грешник к Богоматери, — впал в лютую пучину уныния из-за множества моих беззаконных дел и охвачен безнадежием. Мати Божия! Ты меня спаси, Ты мне помоги, ибо Ты — умилостивление за грешников и очищение" [14].

"Подними меня павшего в пропасть грехов от увлечения страстями и наставь к жизни" [15]. "Я пришел ко крову Твоему, объятый скорбью, зовя из глубины сердца, со слезами" [16]. "Умертви страсти моей плоти... всего меня освяти, всего избави от всякого действия страстей" [17]. "Пресвятая Дева, явись мне милостивой, послушающей мои призывания. Я вижу Твою благодать во всем случающемся со мной. Всю надежду моей души я возложил на Тебя и во всем уповаю на Твой Промысл. Ты удостой меня будущей славы и Божественной жизни" [18]. "Мати Божия! Дай мне источник слез, умиление и целомудренное сердце... чтобы плакать о грехах и избежать муки и осуждения" [19]. "Ты — мне просвещение, Ты — мне избавление, радование. Ты — моя поборница. Ты — моя слава, похвала, надежда и спасение, Пре непорочная" [20]. "Мати Божия! Будь мне споручницей спасения, чтобы я совершенно обратился к Богу и получил прощение грехов... Надеясь на Тебя, я не отпаду от надежды спасения" [21].

Ночью и днем, уединенно и в храмах грешники во всем мире мысленно припадают к стопам Божией Матери, усердно прося Ее покрыть их обнажение от добродетели одеждою благодати [22]. И они уверены, что их взывания ко Пресвятой Богородице не будут тщетны, но принесут им небесное ограждение и спасение от греховных соблазнов и увлечений [23].

Божия Матерь в Духе Святом видит всех молящихся Ей, знает их трепет при мысли о грехах, их душевные немощи, непостоянство и пленение ума, изнеможение в борьбе со страстьми и многоболезненные страдания [24], малосилие плоти и заблуждения, знает нападки на них и прельщение беспощадных злых духов [25].

До Ее слуха непрерывно достигает молитвенный плач, рыдания и болезненные стенания людей, мытаревы воздыхания их [26], требования помощи [27], слышны даже несовершенные "худые" молитвы [28], исповедание "тайн грехопадений" [29].

Как Небесный Отец принял, по притче, блудного сына, так Божия Матерь скоро и благосердно принимает моления людей [30] и приносит их Своему Сыну и Богу, предстоя на небе одесную Его. Простерши Свои Божественные руки. Она день и ночь Своими светлыми молитвами просит скорбным милости Господней. Предметами Ее теплой, бодрой и умиленной молитвы бывает испрашивание людям прощения грехов, благодати слезного покаяния и совершенного исправления, прежде смерти [31]. Она молит, чтобы Господь избавил своих рабов от бесовской злобы, не восхитил грешников из этой жизни нераскаянными, но чтобы привел их до кончины к чистой световидной жизни [32], избавил от бесовского мучительства на земле и вечных мук за гробом [33], и соделал храмами Св. Духа [34]. Ей одной из всех святых дана от Бога такая благодать, что всякое Ее прошение исполняется Христом Спасителем.

Молитва Ее всемощна, заступление твердо, дерзновение в заступлении неисчетно. Она — теплое очистилище всех притекающих к Ней от бесчисленных грехов и малые стенания людей о своих грехах возносит к Богу, как благовонную жертву [35].

Ее единственное по силе и страшное предстательство за грешных во всех трудностях жизни присвояет их Богу и освобождает от рабства страстям [36]. Никого из молящихся Ей Она не отвергает, не отсылает от Своего Лица, не вверяет человеческому предстательству, но Сама заступает его в жизни, стесненной или грехами, или внешними обстоятельствами [37] и одевает световидною ризою спасения [38]. Твердо и от матернего чрева надеющиеся на Божию Матерь, имеют в Ней Свою Поручительницу пред Спасителем [39], благую Заступницу и душепитательный Источник исцелений [40].

Спаситель несказанный в милосердии, преклоняется на ходатайства о людях Своей Пречистой Матери, ради Нее бывает "благопременителен" к ним и облегчает их тяжкое душевное состояние прощением их грехов [41].

По молитвам Богоматери Божиего милосердия удостаиваются даже лица, одержимые немилосердием, бесстыдством, безумием и злобою [42], но кающиеся. Христос Спаситель раздирает рукописание грехов их, принимая Богоматернее ходатайство за них [43]. Верующие как бы одеваются щедростью Божиею чрез Богоматернее заступление и в праведном Боге видят вместе с тем Милостивого по естеству [44]. Предстательство Небесной Заступницы за мир чудно возвеличивает Божие милосердие [45], являемое кающимся грешникам [46].

В жизни христиан заступление и помощь Божией Матери сказываются в самых разнообразных случаях спасения их от внешних непредвиденных опасностей [47], от сетей диавольской злобы [48] и из разных состояний гнетущей скорби [49]. Очерненные страстями, жалкие, влекомые во глубину отчаяния, смрадные от греховных нечистот, но не теряющие упования на молитвы Небесной Заступницы, находят в Ней могучее воззвание из падения [50]. Пресвятая Богородица не дает им погибнуть от безумного нрава [51], душевных болезней и смятения, не попускает в грехах уснуть сном вечной смерти. Она пробуждает в них жажду святой жизни, ослабляет волнение их страстей [52] и связывает любовью к Богу [53]. Вводя грешную душу в общение невечернего света [54], Она отгоняет от нее дремоту уныния [55], разрушает замыслы против нее диавола и ограждает ее как бы столпообразными стенами [56] от порабощения страстям, бесовских стремлений и гибели. Действием исходящей свыше благодати грешник духовно оживляется к борьбе со страстями и вместо ношения тяжкого бремени согрешений начинает носить легкое иго заповедей Сына Божия [57]. Отрезвленные и развязанные от злого обыкновения души Божия Матерь привязывает любовию к Богу [58] и от Него изливает на них елей Божественной благости [59] и сладкое утешение [60].

Для каждого человека самыми страшными моментами являются: телесная смерть, прохождение воздушных мытарств и посмертный Суд Божий. Небесная Заступница и тогда не оставляет Своей помощью переходящих в загробную область бытия верующих во Христа.

Души Она изымает от бесовских рук истязаний и оклеветаний на горьких мытарствах [61] и в час Суда Христова молит Своего Сына о милости к почившим в вере [62].

Изображаемое литургическим богословием Богоматерное ближайшее участие в жизни членов Христовой Церкви есть живая непрерывная и общеизвестная действительность. После всего сказанного о молитвах, любви и дерзновении Божией Матери пред Богом, становится понятным желание всех христиан без конца величать и прославлять Богородицу и Матерь света, благословляя благословлять Ее за материнское попечение о человеческом спасении [63]. Огнь Ее матерней любви к людям вызывает ответное чувство благоговейнейшей любви к Ней со стороны тех, которых Она покрывает кровом благодатных крыл Своих от всякого зла [64]. Избавленные от бед молитвами Пресвятой Богородицы в песнях хвалы Ей как бы ликуют душевно после пережитых скорбей и смертельных опасностей.

Подытоживая сводку литургических суждений о значении Богоматери для личного спасения в Церкви, мы имеем основания сделать следующие выводы:

  1. Божия Матерь — высочайшая Молитвенница пред Богом о спасающихся.
  2. За утративших дерзновение молиться Господу о собственном спасении, Она предстательствует пред Сыном и Богом и испрашивает им прощение грехов.
  3. Ее ходатайства за кающихся грешников все без исключения принимаются Спасителем.
  4. На протяжении земной жизни каждого вверившего Ей судьбы Своего спасения, Она промышляет о его очищении от грехов и исправлении, пока тот не достигнет небесного отечества святых.

Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов)
Чтения по литургическому богословию


  1. О. II., 8 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 4 п. ^
  2. О. I., 3 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. З п. ^
  3. О. I., 3 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 1 п.; 4 гл. Нед., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 1 п. ^
  4. О. II., 5 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 9 п. ^
  5. Триодь Цветная, Понед. 3 Седм. по Пасхе утра, Трипеснец, Богород. 9 п. ^
  6. О. I., 2 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 3 п. ^
  7. О. I., 4 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 4 п. ^
  8. О. II., 8 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 7 п. ^
  9. О. I., 4 гл. Нед., Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 8 п.; 3 гл. Нед. вечера, 7 стихира на Господи воззвах и 4 стиховная стихира. ^
  10. О. I., 1 гл. Нед., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 7 п. ^
  11. Триодь Цветная, Вторник Седм. Ваий утра, Богород. Седальна по 3 стихосл., 1 Трипеснец, Богород. 8 п.; Среда Седм. Ваий утра, 1 Трипеснец, Богород. 3 и 9 пп.; 2 Трипеснец, Богород. 3 п. ^
  12. Триодь Постная, Четверг 2 Седм. Вел. Поста утра, Богород. Седальна по 2 стихословии. ^
  13. О. II., 6 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 1 п., 1 и 4 тр. 3 п., 1 тр. 5 п., 2 и 4 тр. 7 п.; 7 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п. ^
  14. Триодь Постная, Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, Богород. Седальна по 2 стихословии. ^
  15. Триодь Постная, Среда 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, Богород. 3 п. ^
  16. Триодь Постная, Четверг 2 Седм. Вел. Поста утра, Богород. Седальна по 2 стихословии. ^
  17. Там же, 1 Трипеснец, Богород. 4 и 9 пп. ^
  18. О. I., 3 гл. Субб. вечера, 8 стихира на Господи воззвах. ^
  19. О. II., 6 гл. Четверг веч., 6 стихира на Госп. воззвах; Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 1 п., 4 тр. 3 п. ^
  20. О. I., 4 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 9 п. ^
  21. О. II., 5 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., Богород. 8 п.; 6 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 3 п. ^
  22. О. II., 8 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 1 тр. 5 п., 1 и 3 тр. 6 п. ^
  23. Триодь Постная, Четверг 1 Седм. Вел. Поста утра, Трипеснец, Богород. 4 п. ^
  24. О. II., 5 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 5 п., 2 тр. 6 п., 1 и 2 тр. 8 п. ^
  25. О. I., 3 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 5 п., 1 и 4 тр. 6 п. ^
  26. О. I., 3 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 2 и 4 тр. 7 п. ^
  27. О. I., 3 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 3 п. ^
  28. О. II., 7 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 8 п. ^
  29. О. II., 2 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 3 п. ^
  30. Там же, 3 тр. 5 п. ^
  31. Триодь Постная, Субб. утра, 2 Седм. Вел. Поста, Четверопеснец, Богород. 7 и 8 пп.; 2 Четверопеснец, Богород. 7 п. ^
  32. О. II., 5 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 2 и 4 тр. 9 п. ^
  33. Там же, 1 тр. 9 п. ^
  34. О. I., 1 гл. Вторник утра, Кан. Предтече, Богород. 4 п. ^
  35. О. I., 2 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 5 п.; Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 2 и 3 тр. 1 п. ^
  36. О. I., 4 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 3 п., 1 тр. 4 п. ^
  37. О. I., 3 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 1 п., 1 тр. 3 п.; О. II., 6 гл. Четверг утра, Богород. Седальна на 2 стихословии. ^
  38. О. I., 3 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 4 п., 2 тр. 5 п. ^
  39. О. I., 3 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 2 и 3 тр. 5 п., 4 тр. 9 п. ^
  40. О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 6 п. ^
  41. Триодь Постная, Нед. Блудн. сына утра, Богород. 4 и 6 пп.; Пяток Сырн. утра, Канон, Богородичен 8 п.; Субб. 1 Седм. Вел. Поста утра, Канон, Богород. 4 п.; Нед. Сырн. утра, Канон, Богород. 7 п. ^
  42. О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 3 тр. 6 п., 2 тр. 8 п. ^
  43. О. II., 6 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 9 п.; Среда утра, Кан. Б.М., 3 тр. 5 п.; Четверг утра, Кан. Апостолам, Богород. 5 п.; Четверг вечера, 4 стихира на Госп. воззвах; Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 5 тр. 4 п., 3 тр. 5 п. ^
  44. О. II., 5 гл. Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 5 п., 2 тр. 7 п., 3 тр. 7 п. ^
  45. О. II., 3 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 3 п. ^
  46. О. II., 8 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п. ^
  47. О. I., 3 гл. Среда вечера, 7 стихира на Господи воззвах. ^
  48. О. I., 1 гл. Нед., Повеч., Кан. Б.М., 2 и 4 тр. 6 п. ^
  49. О. II., 5 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 9 п. ^
  50. О. I., 3 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 5 п.; Пяток утра, Кан. Б.М., 2 и 3 тр. 7 п.; 4 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 3 тр. 1 п. ^
  51. О. II., 3 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М. 2 тр. 6п. ^
  52. Триодь Постная, Пяток утра, 1 Седм. Вел. Поста, Трипеснец, Богород. 8 п. ^
  53. Триодь Постная, 2 Нед. Вел. Поста утра, 2 Канон, Богород. 3 п.; Триодь Цветная, 7 Нед. по Пасхе, Канон, Богород. 4 п.; О. I., 1 гл. Нед. утра, Полунощн., Кан. Св. Троице, Богород. Седальна по 3 п. ^
  54. О. I., 4 гл. Четв., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 7 п. ^
  55. О. I., 4 гл. Четверг утра. Канон св. Николаю, Богород. 7 п. ^
  56. О. I., 2 гл. Нед., Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 5 п., 3 тр. 5 п. ^
  57. О. I., 1 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 тр. 9 п. ^
  58. О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 тр. 9 п. ^
  59. О. I., 2 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 4 п. ^
  60. О. II., 5 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 4п. ^
  61. О. I., 1 гл. Нед. утра, Полун., Кан. Св. Троице, Богород. Седальна по 6 п.; О. I., 4 гл. Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 8 п. ^
  62. Триодь Постная, Субб. 7 Седм. Вел. Поста утра, 1 Четверопеснец, Богород. 6 п. ^
  63. О. II., 5 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 9 п. ^
  64. О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 1 п., 3 тр. 3 п., 4 тр. 5 п. ^
Загрузка...