«Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему Богу, пойте разумно»,― говорит пророк и псалмопевец Давид. В «пении Богу» участвуем и мы ― когда молимся дома, читая свое келейное правило, когда присутствуем за богослужением в храме. Так бывает ― и эти моменты особенно драгоценны,― что ум не только разумеет слово молитвы, но и как бы передает это разумение сердцу, которое откликается чувством умиления. Тогда молитва оживает, становится «нашей», идущей от нас лично, в ней мы говорим Богу уже что-то свое ― хотя бы и «чужими» словами.
«Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое…»
Молитва, которую дал Господь, сопровождает нас всюду. Ее читает православный христианин, начиная свой день. Ее читают православные хором на богослужении. Когда охватывает тревога, угрожает опасность, первое, что приходит на ум,— «Отче наш…».
Эту молитву воспринимала как данность. Господь научил учеников молиться именно этими словами, а я верю Богу, значит, буду молиться так. Только фраза «Да святится имя Твое» никак не укладывалась в голове. Понимала, что она связана как-то со словом «святость», но как?
Однажды, всматриваясь в иконы святых, обратила внимание на характерный жест их рук — открытыми ладонями к людям. Как будто они из мира «горнего» припали ладошками к окошкам в мир земной, теплом своих рук благословляют и зовут к святости ныне живущих. Святые потому и зовутся так, что через них святилось имя Господне во время их земной жизни. Они всматриваются в наши души, в наши сердца, напоминая своими образами о ревности по Богу. Они могут заградить уста оправдывающихся грешников, потому что родились такими же немощными, как все, но услышали призыв Божий о стремлении к святости и откликнулись на него.
Каждый раз, читая жития святых, поражаюсь силе их ревности по Богу. Илия Пророк готов был терпеть с грешниками засуху, голод, быть гонимым и готовым к смерти, лишь бы святилось имя Господне среди людей. Какой жаждой Правды горела его душа, какой любовью к Богу? Ни эта ли огненная колесница Правды Божией вознесла его на Небо? С каким мужеством и силой духа великомученик Георгий Победоносец исповедовал свою веру в Спасителя перед всем миром: власть имущими, людьми? Все блага земные он бросил под ноги богоборцам, совлек все ветхое и вменил ни во что перед Богом. Разве может хлам земной и почести собратьев противопоставляться Тому, Кто вдохнул жизнь в твою плоть и создал необходимые блага для жизни? Укрепляемый и исцеляемый Господом после страшных пыток и мучений снова и снова шагал навстречу страданиям за веру, проповедуя ту же Правду Божию. Поражает внутренняя сила юной пятнадцатилетней великомученицы Марины, веру которой не смогли сломить ни авторитет правителя, ни ненависть отца, ни жестокие муки богоборцев. Перечислять примеры можно долго. Суть одна: к святости призваны все, откликаются немногие. Потому, сознавая свою немощь, просим у Отца Небесного, чтобы имя Его святилось в нас.