Все дети 1 сентября сядут за парты. Вот только одних на занятия собирают мамы-папы, а других… Продолжая начатую совместную акцию газеты «Православная вера» и портала «Православие и современность», сегодня мы знакомим наших читателей с тремя нашими юными землячками. Также наш корреспондент узнавала, как готовятся к учебному году в Вольском детском доме, и есть ли возможность творческого и духовного развития у детей, растущих без попечения родителей.
Алёна Петрачук родилась 6 ноября 2002 года, ей скоро шесть лет. Алена спокойная и открытая девочка, внимательно слушает. В детском доме она живет вместе со старшей сестрой Яной. Воспитатели отмечают, что Алена наделена способностью к актерству, хотя свойственной лицедеям взбалмошности у нее нет. Очень светлая и добрая девочка, улыбчивая, теплая.
Яне Петрачук исполнится десять лет 18 ноября. На вопрос, кем она хочет стать, с иронично-серьезным видом отвечает: «Главным бухгалтером». Харизматичная девочка, она концентрирует на себе внимание присутствующих, говорить при всех не стесняется, чувствуется, что ораторствовать ей нравится. Бойкая и серьезная, Яна хорошо учится в школе и в интеллектуальном развитии опережает многих сверстников.
Ряхиной Наталье уже тринадцать, день рождения у нее был в последний день весны – 31 мая. Наташа гибкая и прекрасно двигается, разучивает танцы любой сложности и является палочкой-выручалочкой для любого смотра художественной самодеятельности в детском доме. «Этот ребенок нас ни разу не подвел — с ней начинает неплохо танцевать даже самый неповоротливый мальчик в детдоме»,— рассказывает воспитатель Натальи.
Тем, кто захочет окружить этих детей родительской заботой, в Отделе по усыновлению, опеке, попечительству и приемной семье Министерства образования Саратовской области (Саратов, ул. Лермонтова, 25/1) окажут консультационную помощь, помогут собрать необходимые документы.
Телефон: 23-07-71.
Приемные часы:
пн., ср. — 10.00–13.00,
вт., чт. — 14.00–17.00.
По утрам в пустом пока школьном дворе дворник выметает первые приветы приближающейся осени – упавшие желтые листья акации. Сентябрь даже у взрослых людей однозначно ассоциируется со школой.
Линейка кончится, начнется первый урок, из новеньких ранцев достанут ребята тетрадки в клеточку и в линеечку, ручки, ластики… Содержимое ранца, думаю, мало изменилось со времен моей учебы. Помню, как здорово было выбирать себе на лотках школьный пенал. Новенькие учебники пролистывались от корки до корки — пожалуй, тщательнее, чем потом за весь учебный год. Пройтись по школьному базару, одеть в обложки учебники, подписать тетради… Сразу хотелось учиться! Но это — воспоминания о школе «домашнего» ребенка. А детский дом накладывает свой отпечаток на все события в ребячьей жизни. День рождения отмечается коллективно, любая проблема поневоле получает огласку… К Первому сентября здесь тоже готовятся коллективно.
Безусловно, государственные и муниципальные дотации в последние годы существенно возросли. Во многих детских домах на территории Саратовской области сделан ремонт, положивший конец унылому казенному виду комнат. Но пока еще редкий руководитель учреждения интернатского типа скажет: «Финансирования нам хватает на всё!» Несмотря на все принятые программы и подпрограммы, муниципальные учреждения продолжают испытывать недостаток в средствах, для покупки самых необходимых вещей. Вот и приходится директорам детдомов и интернатов садиться за телефон — просить. К счастью, не безрезультатно.
—У наших детей к началу этого учебного года есть необходимые канцелярские принадлежности, причем — у всех разные, красивые, яркие,— с гордостью рассказывает заместитель директора вольского детского дома №2 Людмила Петровна Маслова.— Это заслуга наших спонсоров, а учебной литературой в полном объеме обеспечивает министерство образования.
Школа — это не только линейки да тетрадки. Дети растут, одежда на них буквально «горит». У кого растет юный сорванец или маленькая непоседа, знают, как дорого обходится родителям одеть ребенка. К тому же, ребенок подвержен «стадному» инстинкту и старается быть одетым «как Маша, как Света и т.п.». Когда есть мама — понятное дело, она где-то выкроит, где-то себе откажет, но любимое чадо в обиду не даст. Вот и пойдет домашний ребенок в школу «не хуже, чем другие». В детском доме «кроить» приходится директору. Есть такое понятие — «мягкий инвентарь». В это детдомовское понятие включаются все быстроизнашивающиеся вещи, одежда, подушки, постельное белье, полотенца и прочее. Детям ведь не объяснишь, что под эту безликую строчку в гроссбухе детскому дому выдается очень небольшая сумма. Девочка-подросток не хочет ходить в «мягком инвентаре» — ей бы юбку с оборкой. Снова на помощь приходят добрые люди, которых ищет тот же директор.
***
Помимо трудностей с материальным обеспечением, могут возникнуть препятствия и на пути духовного развития ребят, живущих в детских домах. Среди них встречаются талантливые: одаренные художественно или музыкально, пластичные, артистичные — в общем, требующие особого внимания. Собрать ребенка в «музыкалку» или на танцы — целая финансовая проблема даже для домашнего ребенка. А есть ли возможность учиться в учреждениях дополнительного образования у детей, оставшихся без родительского попечения?
— Наша музыкальная школа является самой большой в городе и, безусловно, самой известной,— говорит Нина Всеволодовна Грачева, директор Центральной детской музыкальной школы города Саратова.— На конкурсной основе мы принимаем одаренных детей, имеющих «недетские» способности к музыке. Для нас на экзамене все дети равны — и те, что пришли с родителями, и те, что приехали из детского дома. Если нашим учеником становится воспитанник детского дома, музыкальная школа берет на себя все расходы, связанные с обеспечением ребенка необходимым учебным материалом — музыкальной литературой, нотными тетрадями.
Маленьким пианистам, не имеющим возможности играть на инструменте в своем детском доме, ЦДМШ выделяет специальное время и свободные классы для занятий по специальности фортепиано. Для тех же, кто выбрал другой инструмент — струнный, духовой или народный — и по понятным причинам не имеет возможности его приобрести, предоставляется школьный инструмент на время учебы.
— Художественная школа, кроме основного помещения, имеет еще несколько структурных подразделений в различных районах Саратова,— рассказал нам директор МОУ ДОД «Детская художественная школа» Серейчикас Геннадий Петрович.— Как и любое учебное заведение дополнительного образования, мы принимаем детей по результатам вступительных экзаменов. Дети-сироты и лишившиеся родительского попечения у нас учатся наравне со всеми. И, как показывает практика, такой опыт не исчезнет бесследно, даже если ребенок впоследствии не станет художником.
Художественная школа обеспечивает всем необходимым для учебы материалом детей, живущих в государственных учреждениях интернатского типа. Для них обучение является бесплатным.
— В хореографии давно существует практика набора детей, оказавшихся без попечения родителей, и сирот в группы для обучения балетному мастерству,— рассказывает Игорь Александрович Перепелкин, директор Саратовской хореографической школы «Антре»,— мы в нашей школе всегда рады одаренному ребенку. Дети принимаются с десяти лет, обучение в школе бесплатное для всех. Единственное, с чем могут возникнуть трудности у ребенка из детского дома,— это транспорт. «Антре» находится в самом центре города, а детские дома чаще всего — на окраинах. Но и это можно решить, думаю, легко: важно, чтобы талантливые дети имели возможность учиться, развиваться и танцевать.
А еще многие детские дома организуют кружки рукоделия, шитья и вышивки — для девочек, резьбы и выжигания по дереву и слесарный — для мальчиков. При каждом детском доме обязательно есть небольшая библиотека, и во многих таких библиотеках усилиями работников организованы православные уголки.
— В воскресную школу при нашем храме ходят ребята из детского дома №2,— рассказывает клирик Благовещенского собора города Вольска иерей Роман Бочаров.— Дети принимают Таинство крещения в нашем соборе. Священники и сами навещают ребят в детском доме, рассказывают про православные праздники, события, святых, почитаемых Русской Православной Церковью. Заведующей библиотекой этого детского дома Тамарой Константиновной Ивановой создан уголок православной культуры.
Маленький ребенок остро переживает всё, что случается с ним в детстве,— даже потерянная игрушка может стать поводом для слез на целый день. А детство должно быть временем радости и открытий. Для всех детей.