9 февраля в Зале собраний Покровского храма г. Саратова состоялся очередной сеанс православного киноклуба «Восхождение». Для просмотра был предложен канадско-американский фильм «Пастырь» (2004) режиссера Льюина Уэбба (оригинальное название: «The Good Shepherd», что в более точном переводе с английского звучит как «Пастырь добрый»). В зале собралось около 100 человек.
Особенность фильма в том, что главные герои здесь — католические священники. Действие же происходит в одном из канадских городов. Совершается убийство юноши из приюта. На месте преступления застают местного священника, отца Томаса Эндрюса, которого и обвиняют в злодеянии. Католическая Церковь поручает любой ценой сгладить скандал отцу Дэниелу Клеменсу — желанному гостю и на светских раутах, и в домах простых прихожан, ловко умеющему добывать деньги на благие дела. За последнее качество его очень ценит священноначалие.
Отец Томас заявляет о своей невиновности, но указать на преступника ему мешает тайна исповеди. Подозревая, что обвиняемый говорит правду, отец Дэниел решает сам докопаться до истины и начинает собственное расследование. Задавая опасные вопросы и рискуя жизнью, он погружается в мрачный, чуждый ему мир. Вскоре загадочная гибель отца Эндрюса, который якобы покончил с собой, убеждает отца Дэниела в том, что он на верном пути, и поэтому просит кардинала перевести его на приход, где служил погибший священник.
Встреча с хозяйкой приюта, который окормлял покойный отец Томас Эндрюс, не произвела на нового священника доброго впечатления. Впоследствии отец Дэниел узнает, что она жестоко обращается с детьми, бьет их за малейшие проступки и заставляет исповедоваться. Решившись однажды проследить за хозяйкой приюта со своей подругой, журналисткой Мэдлин, он выясняет, что та установила диктофон в исповедальне. Она клевещет на отца Дэниела, его запрещают в служении, но это не останавливает его. Он продолжает свое расследование и открывает тайну, решив все-таки прослушать запись на диктофоне. Выясняется, что убийства совершил друг отца Дэниела, который после разоблачения публично кончает с собой. Фильм заканчивается панихидой по покойному отцу Томасу. Служит отец Дэниел, по лицу которого видно, что с ним произошла какая-то перемена — скорее внутренняя, духовная, чем внешняя.
После просмотра фильма по традиции началось его обсуждение. Кто-то обратил внимание на то, что в комнате отца Дэниела под Распятием стоит телевизор, показывающий новости биржи. Но кто-то другой заметил, что это — метафора совести и того, как ее пытаются заглушить. Зрители видят, как на отца Дэниела влияют произошедшие события. Из маловерного священника, который даже забывает перекреститься перед принятием пищи, он превращается в настоящего ревностного пастыря.
Далее кто-то выделил еще один очень важный момент: тайну исповеди раскрыть отец Томас Эндрюс отказался даже после того, как священноначалие дало на это разрешение. И здесь показан истинный «пастырь добрый», который не может попрать Таинство, установленное самим Господом Иисусом Христом.
Бурное оживление вызвала проблема выбора между любовью между людьми и служением Богу. Из фильма понятно, что отец Дэниел и журналистка Мэдлин очень любили друг друга, но он принес эту человеческую любовь в жертву ради Господа.
Подводя итоги просмотра и обсуждения, священник Дионисий Габбасов, руководитель Православного молодежного общества при Архиерейском храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», сказал, что для западных христиан цель жизни сейчас заключается в том, чтобы совершать дела милосердия. В Православии же главным является общение с Богом, все прочее — это средства достижения этого. Дар отца Дэниела — находить деньги — был нужен епархии для дел милосердия. Но внезапно он понимает, что занимаясь только тем, что от него нужно людям, он и выглядит не как батюшка, совсем забывая о молитве.
Нам тоже не хватает огня — того, о котором сказал Господь наш Иисус Христос: Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! (Лк 12, 49). Надо ценить дары Святого Духа, которые нам даны, и не забывать о том, что святые люди были радостными, умели любить людей. Будем же и мы стремиться быть такими.