+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Опыт отказа
Просмотров: 2264     Комментариев: 4

28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост

Для тех, кто задумывается, поститься или нет; кто хочет, но не может сделать первый шаг; кто сомневается в своих силах, — предлагаем размышления настоятеля Петропавловского храма г. Саратова игумена Нектария (Морозова) о том, как решиться на пост.

Почему трудно?

 

Отказался в малом — сможешь отказаться и в большемНа самом деле, человеку всегда бывает трудно решиться на что-либо, что причинит ему дискомфорт, особенно если речь идет о чем-то, для его жизни качественно новом. Мы сегодня — существа очень слабые, подверженные воздействию массы каких-то негативных факторов и постоянно склонные искать каких-то утешений, среди которых и вкусная еда. Поэтому человеку, не имеющему достаточного духовного опыта, только-только приступающему к церковной жизни, очень сложно на этот шаг решиться. Можно предложить такое сравнение: вот ты собрался искупаться в реке и поначалу испытываешь нерешимость, вода кажется, как говорится, холодной и мокрой. А потом, когда уже вошел, скоро привыкаешь и даже не хочешь порой выходить. Точно так же абсолютно и в любом деле, и в отношении поста — один раз человеку надо в эту воду войти, и потом ему будет гораздо проще.

Наверное, для того, кто впервые собирается приступить к посту, можно было бы предложить некий «опросник», чтобы разумно подходить к этому, лишь кажущемуся простым, деланию.

Почему я хочу поститься?

 

Отвечая на этот вопрос, нужно сказать о нескольких моментах. Во-первых, необходимо знать, что пост — это опыт отказа от того, что тебе доставляет наслаждение. Этот опыт является некой базой для всех остальных аскетических деланий человека, в сущности — для борьбы со страстями, потому что победа над страстью каждый раз требует отказа от того, что тебе хочется, будь то какие-то удовольствия, будь то гнев, ведь в гневе кричать — это тоже своего рода наслаждение. Ты отказался в малом — сможешь отказаться в большем, не отказался в малом — в большем, скорее всего, тоже не сможешь.

Во-вторых, пост — дело не только частное, это традиция и правило всей Церкви целиком, поэтому, когда человек начинает поститься, он внутренне соединяется со всей Церковью. Казалось бы, для чего это нужно, ведь христиане и так исповедуют единую веру, объединяются в храме для молитвы? Да, но подвиг, даже такой малый, объединяет гораздо сильнее, потому что, когда ты приносишь какую-то жертву, то всё всерьез, по-настоящему. В остальных случаях ты скорее чем-то пользуешься, а здесь — отдаешь.

Кроме того, многие люди вспоминают, что они христиане, именно тогда, когда оказываются за столом с постной пищей. И тогда приходит такая совсем вроде детская мысль: «а ведь я не только в этом должен быть христианином, но и во всем остальном», но она порой подталкивает человека пересмотреть многое в себе.

Почему я должен поститься? Или не должен?

 

Слово «должен», с одной стороны, имеет право на существование, с другой стороны, когда человеку говорят: «ты должен, ты обязан», у него рождается какое-то внутреннее противление. Но дело в том, что в Церкви, в христианстве как таковом, ничего невозможно понять и принять без смирения. Самая страшная болезнь современного человека — это гордость, гордыня. И когда он из послушания Церкви принимает на себя иго поста — это то, что его хотя бы в малой-малой степени подводит к смирению, к доброй открытой простоте ребенка, который выполняет, что ему говорят родители. И так для человека открываются очень многие таинства духовной жизни.

Что меня ждет на этом пути?

 

Пост приводит к смирению, и так открываются многие таинства духовной жизниБезусловно, человека ждет некий бунт его плоти, которая, лишившись того, к чему она привыкла, начнет доказывать, что она без этого никак не может обойтись и что это всё очень страшно и тяжело, что не надо так над собой издеваться. Этот момент надо выдержать, не сразу идти на поводу, и спустя какое-то время станет понятно, действительно ли это требование естества или собственной испорченности, которое можно проигнорировать. Если требование естества и человек имеет какое-то заболевание, при котором необходимо вкушение определенных видов пищи, то придется вкушать, потому что эта болезнь уже смиряет естество и чрезмерно над ним измываться не разумно. В то же время любой, даже самый тяжелобольной человек, желая поститься, сможет найти для себя определенную меру поста по силам, отказавшись, например, от каких-то особо любимых блюд без ущерба для здоровья. Ведь важнее всего, как я уже сказал, опыт отказа.

Кроме этого, человека обязательно ожидают какие-то искушения, потому что пост — это время брани, когда враг нашего спасения, диавол, будет стремиться нас, рвущихся таким образом к Небу, обязательно, наоборот, приземлить. Он будет нам мешать в самых разных добрых вещах, а Господь будет это попускать, так как для нас это, в свою очередь, упражнение, которое способствует нашему усовершенствованию в добродетели. Поэтому не надо бояться, а надо для себя из этого упражнения извлекать пользу. То есть пост, прежде всего, должен быть временем, которое человек проводит внимательно и смотрит: что происходит с ним, какие страсти восстают, побеждает ли он их или побеждается ими, почему — и делать выводы.

Чем себе можно помочь? Основные наши помощники — внимание, навык испытывать себя, готовность к искушениям, чтобы они не застали врасплох, и, конечно, усиленная молитва и участие в церковной жизни.

Я далек от мысли, что если человек не ходит еще в храм, то ему поститься не надо, что это совсем бесполезно. Нет, ведь иногда люди, начав поститься, постепенно входят и в церковную жизнь. Это происходит тогда, когда человек постится все-таки ради Бога — не ради диеты или традиции. Как говорит святитель Феофан Затворник, Богу нужен как бы некий повод, чтобы нас помиловать. И пост может стать таким поводом.

А как же Новый год?

 

Если говорить о чисто гастрономической составляющей, то при современном изобилии товаров, наверное, можно приготовить вполне вкусную, питательную и даже изысканную трапезу, и при этом постную. Если соблюдение поста кем-то из членов семьи вызывает в ней конфликты, то лучше постепенно приучать близких к тому, что ты от чего-то отказываешься.

Что я приобрету в конце этого пути?

 

Когда человек что-то делает ради Бога, ради своей души, он все-таки не должен думать, что приобретет. Сам труд — это уже приобретение. Не только потому, что отданное возвратится, и тот, кто сеет здесь, в веке будущем пожнет сторицею. Просто возможность отдавать Богу что-либо — это самое огромное счастье, какое только может быть. И не надо далеко ходить за примерами: если один человек другого любит, он что-то для него делает не для того, чтобы в ответ что-то получить, а просто потому, что это для него счастье. И этому можно и нужно учиться.

«Саратовская областная газета» № 216

Комментарии:

25.11.2015 10:36:54  Андрей

Рождественский пост в греческой церкви до XII в длился н еболее 7 дней  и не был обязательным.

В 1166 г. Константинопольский патриархат увеличил его до 40 дней, в Русской церкви практика 7-дневног опоста сохранялась вплоть до XV-XVI в, что до сих пор отражено в "двучастности" поста по уставу.

Так что это новодел, а не православие.

Ну и естественно заставлять людей мучаться с новым годом, когда весь православный мир отмечает рождество 25 декабя - это хамство.

25.11.2015 11:13:15  Инна Самохина

Андрей, наверное, не стоит так смело и безапеляционно высказываться за весь православный мир по поводу празднования Рождества (в православной традиции это слово, кстати, пишется с большой буквы) 25 декабря. По Вашей логике, все, кто приходят на рождественскую службу в ночь с 6 на 7 января, прошу прощения, - хамы, что тоже как-то далеко от истины, ибо не совсем понятно, кому же они таким образом нахамили... Другое дело, если человека по какой-то причине оскорбляют верующие, которые стараются жить в послушании Церкви, установившей, пусть и не сразу, пост с 28 ноября по 7 января. Но это уже, объективно, вопрос не к верующим. По поводу "новодела", как Вы выразились, тоже позволю себе не согласиться: православие - это все-таки определенный дух, а не принадлежность к эпохе. Да и вообще о чем тут речь, кто не хочет поститься и считает это лишним трудом ради Господа, так может не поститься. На то и дана нам свободная воля...

25.11.2015 12:19:23  Андрей

Отвечу по пунктам:

1. По поводу православного мира: все православные церкви кроме Русской, Сербской и Грузинской празднуют Рождество 25 декабря (по актуальному календарю, естественно). Есть еще Иерусалимский патриархат, но его можно не считатЬ, потому что все его члены поместятся в одной комнате, и это у них исключительно ради удобства организации паломничеств. Т.е. в Штатах, в Европе, на Ближнем Востоке, в Болгарии и т.д. - Рождество будет 25 декабря. И только пара славянских традиций упорно отмечает его 7 января, вызывая недоумение. Когда знакомый из США поздравил меня с Рождеством 25-го, а я ему ответил, что прзадную в России 7-го января, он очень удивился и спросил, в какой я секте. 

2. Хамы не те, кто приходит на Рождество 7-8 января, а те, кто продолжает упорно навязывать свою узкую традицию людям, и всесто того чтобы привести календарь в норму, советуют как лучше игнорировать Новый год. И это при том, что в наших реалиях Новый год как праздник гораздо, гораздо более популярен чем Рождество.

3. Никакого "послушания церкви" в следовании сомнительным традициям нет. Есть нежелание думать и разбиратьсЯ, прикрываемое фундаментализмом.

25.11.2015 13:09:22  Инна Самохина

Андрей, мне кажется, что равняться на мнения, подобные тому, что высказал Ваш знакомый из США, вообще не стоит. Неужели действительно так важно праздновать Рождество вместе с Европой, Болгарией и Ближним Востоком?! И неужели так глобально важно съесть за праздничным новогодним столом оливье с майонезом и яйцами, а не какой-то другой салат, может даже более полезный для здоровья, если уж настолько дорог этот праздник сердцу?! До смешного же доходит, когда люди на полном серьезе за две недели до и неделю после новогодних каникул обсуждают, как помочь своей печени пережить праздники. Мы живем в России, и, если гражданин желает быть в Церкви, он просто принимает ее традицию, либо не принимает - это его выбор. Ну, это все равно что в семье какой-то есть традиция проводить генеральную уборку  два раза в месяц, у членов этой семьи есть для этого свои основания. Кто-то из них может сказать: "а я не буду - все нормальные люди раз в полгода убираются!". Он сделает свой выбор и отделит себя от этого общесемейного полезного, замечу, дела. Насколько это для него окажется безвредным, покажет, наверное, время. Стоит такое противопоставление своим близким, отказ им в помощи блаженного осознания себя самым умным, свободным и продвинутым, или не стоит - тоже будет ясно позднее. Возможно, пример не совсем удачный и, конечно, не равноценный, но все же он немного иллюстрирует то, о чем Вы говорите, по духу опять же своему иллюстрирует. Если кому-то не нравится следовать традициям Русской Церкви, если кто-то считает их сомнительными, то это, конечно, его право. Если кто-то хочет называть духовенство за неследование григорианскому календарю грубым словом "хамы", наверное, тоже имеет на это право, вот только такому человеку явно не достает чувства такта и, пожалуй, знакомства с Библейской историей и лексикой русского языка. О проблеме календарей дискуссии идут давно,и для тех, кто заинтересовался, можно предложить познакомиться с разными точками зрения, в том числе с теми разъяснениями, которые Церковь дает в отношении своей позиции. Одна из таких статей здесь: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/414.htm и она, конечно, не единственная. Может, когда-нибудь Русская Церковь и придет к тем изменениям, которых жаждет Андрей и все те, кто разделяет его точку зрения. Но по большому счету, самое главное попечение христианина должно быть о том, как обрести Бога в своем сердце и как это сердце Богу отдать, по-настоящему! Разве не этого от нас ждет Господь? Невозможно сделать так, чтобы спасаться было удобно и комфортно, по определению невозможно - просто потому что таков духовный закон, он записан в Евангелии. А духовный закон, как закон всемирного тяготения: знаешь ты о нем, или не знаешь, хочешь ты ему следовать, или не хочешь, но если ты шагнешь с шестого этажа, то упадешь на землю. Царство Божие "нудится" (силою берется), и употребляющие усилия восхищают его (Евангелие от Матфея, глава 11, 12 стих)...

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

«Мне нельзя без мяса и молочного», «У меня язва», «При таком заболевании крови ни врач, ни даже священник не разрешают держать пост», «Беременные, больные и военнослужащие от поста освобождаются» — такие разговоры можно часто услышать перед началом поста и во время него. Казалось бы, нельзя поститься, так что тут еще думать, — не постись. Однако не все может быть так однозначно. Известный принцип «Если очень хочется, то можно», как ни странно, срабатывает и здесь. Так как же поститься, не постясь, — своим опытом с читателями делится Инна Самохина

Просмотров: 1646
Комментариев: 4

Приближается начало Рождественского поста, который продлится с 28 ноября по 6 января включительно. О пользе поста и «правильном» отношении к постной пище мы беседуем с кандидатом медицинских наук, врачом-эндокринологом, специалистом по питанию многопрофильной клиники «Сова» Юлией Зотовой

Просмотров: 2369
Комментариев: 0

Приближается светлый праздник Рождества Христова. В чем должна заключаться наша подготовка к нему, кроме обычных хозяйственных хлопот? Мы задали этот вопрос Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину

Просмотров: 7933
Комментариев: 1

Вопрос о смысле Рождественского поста, который чаще всего задают люди нецерковные или только начинающие церковную жизнь, как-то всерьез меня озадачил. Рождество… Что это, как не тихое ликование Неба и земли, соединившихся в радости простых пастухов и воспевающих славословие Ангелов? Даже ребенок без труда озвучит вам настроение предрождественских дней: «Как можно не радоваться, если ты приглашен на день рождения?». А ведь и правда, как можно не радоваться… Уместен ли посреди этой радости присущий посту покаянный настрой и утеснение плоти?

Просмотров: 1842
Комментариев: 1

Совсем скоро начнется Рождественский пост, во время которого православные христиане готовятся к достойной встрече величайшего события — Рождения на свет Спасителя. Конечно, кто-то из нас постится уже не впервые и многое знает об этом периоде. Однако любой пост всегда вызывает затруднения даже у опытных людей. На некоторые вопросы мы попросили ответить протоиерея Геннадия Фаста, настоятеля храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены города Абакана, автора многих книг о христианстве

Просмотров: 3500
Комментариев: 0

28 ноября начинается Рождественский пост. О смысле поста мы писали не раз, но, как показывает опыт, вопросов о посте у верующих людей по-прежнему остается немало. Ведь кто-то из православных христиан постится впервые, а у кого-то вопросы появляются уже благодаря тому опыту поста, который человек приобрел. На вопросы о Рождественском посте отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Просмотров: 4027
Комментариев: 1

Наступает Рождественский пост — не самый строгий, но продолжительный, по новому стилю — с 28 ноября до 7 января. Что это значит? Ну, во-первых, что множество людей, для которых жизнь в Церкви стала не просто неотъемлемой частью их жизни, а жизнью главной, на протяжении всего этого времени будут воздерживаться от скоромной пищи, чаще бывать в храме, чаще приступать к таинствам исповеди и Причастия. А во-вторых... Во-вторых, едва ли не большее (а пожалуй, что и большее) число людей будут объяснять, почему лично они, хотя и желали бы поститься, делать этого все же не будут. И почему вообще поститься не стоит

Просмотров: 1357
Комментариев: 0

По инерции мы совершаем одни и те же ошибки, не исправляем того, что требует исправления, по инерции никак не решаемся остановиться и что-то обдумать всерьез, по инерции грешим… А пост — лучшая возможность преодолеть эту инерцию

Просмотров: 1826
Комментариев: 0

28 ноября начинается сорокадневный Рождественский пост. У людей нецерковных или только входящих в церковную жизнь он вызывает множество вопросов: обычно настоящим «камнем преткновения» оказывается то, что на время Рождественского поста приходится празднование Нового года и большая часть ставших уже привычными для россиян Рождественских каникул. Заместитель главного редактора газеты «Известия» Елена Ямпольская задала настоятелю саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игумену Нектарию (Морозову) вопросы о Рождественском посте, которые волнуют читателей «Известий»

Просмотров: 3554
Комментариев: 0

28 ноября по новому стилю (15 ноября по старому) начался последний многодневный пост в году — Рождественский. Он длится 40 дней и потому так же, как и Великий пост, именуется в церковном Уставе Четыредесятницей. Заговенье на Рождественский пост приходится на день памяти святого апостола Филиппа (27 (14) ноября), поэтому его еще называют Филипповым

Просмотров: 4015
Комментариев: 0