+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Опыт отказа
Просмотров: 3015     Комментариев: 4

28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост

Для тех, кто задумывается, поститься или нет; кто хочет, но не может сделать первый шаг; кто сомневается в своих силах, — предлагаем размышления настоятеля Петропавловского храма г. Саратова игумена Нектария (Морозова) о том, как решиться на пост.

Почему трудно?

 

Отказался в малом — сможешь отказаться и в большемНа самом деле, человеку всегда бывает трудно решиться на что-либо, что причинит ему дискомфорт, особенно если речь идет о чем-то, для его жизни качественно новом. Мы сегодня — существа очень слабые, подверженные воздействию массы каких-то негативных факторов и постоянно склонные искать каких-то утешений, среди которых и вкусная еда. Поэтому человеку, не имеющему достаточного духовного опыта, только-только приступающему к церковной жизни, очень сложно на этот шаг решиться. Можно предложить такое сравнение: вот ты собрался искупаться в реке и поначалу испытываешь нерешимость, вода кажется, как говорится, холодной и мокрой. А потом, когда уже вошел, скоро привыкаешь и даже не хочешь порой выходить. Точно так же абсолютно и в любом деле, и в отношении поста — один раз человеку надо в эту воду войти, и потом ему будет гораздо проще.

Наверное, для того, кто впервые собирается приступить к посту, можно было бы предложить некий «опросник», чтобы разумно подходить к этому, лишь кажущемуся простым, деланию.

Почему я хочу поститься?

 

Отвечая на этот вопрос, нужно сказать о нескольких моментах. Во-первых, необходимо знать, что пост — это опыт отказа от того, что тебе доставляет наслаждение. Этот опыт является некой базой для всех остальных аскетических деланий человека, в сущности — для борьбы со страстями, потому что победа над страстью каждый раз требует отказа от того, что тебе хочется, будь то какие-то удовольствия, будь то гнев, ведь в гневе кричать — это тоже своего рода наслаждение. Ты отказался в малом — сможешь отказаться в большем, не отказался в малом — в большем, скорее всего, тоже не сможешь.

Во-вторых, пост — дело не только частное, это традиция и правило всей Церкви целиком, поэтому, когда человек начинает поститься, он внутренне соединяется со всей Церковью. Казалось бы, для чего это нужно, ведь христиане и так исповедуют единую веру, объединяются в храме для молитвы? Да, но подвиг, даже такой малый, объединяет гораздо сильнее, потому что, когда ты приносишь какую-то жертву, то всё всерьез, по-настоящему. В остальных случаях ты скорее чем-то пользуешься, а здесь — отдаешь.

Кроме того, многие люди вспоминают, что они христиане, именно тогда, когда оказываются за столом с постной пищей. И тогда приходит такая совсем вроде детская мысль: «а ведь я не только в этом должен быть христианином, но и во всем остальном», но она порой подталкивает человека пересмотреть многое в себе.

Почему я должен поститься? Или не должен?

 

Слово «должен», с одной стороны, имеет право на существование, с другой стороны, когда человеку говорят: «ты должен, ты обязан», у него рождается какое-то внутреннее противление. Но дело в том, что в Церкви, в христианстве как таковом, ничего невозможно понять и принять без смирения. Самая страшная болезнь современного человека — это гордость, гордыня. И когда он из послушания Церкви принимает на себя иго поста — это то, что его хотя бы в малой-малой степени подводит к смирению, к доброй открытой простоте ребенка, который выполняет, что ему говорят родители. И так для человека открываются очень многие таинства духовной жизни.

Что меня ждет на этом пути?

 

Пост приводит к смирению, и так открываются многие таинства духовной жизниБезусловно, человека ждет некий бунт его плоти, которая, лишившись того, к чему она привыкла, начнет доказывать, что она без этого никак не может обойтись и что это всё очень страшно и тяжело, что не надо так над собой издеваться. Этот момент надо выдержать, не сразу идти на поводу, и спустя какое-то время станет понятно, действительно ли это требование естества или собственной испорченности, которое можно проигнорировать. Если требование естества и человек имеет какое-то заболевание, при котором необходимо вкушение определенных видов пищи, то придется вкушать, потому что эта болезнь уже смиряет естество и чрезмерно над ним измываться не разумно. В то же время любой, даже самый тяжелобольной человек, желая поститься, сможет найти для себя определенную меру поста по силам, отказавшись, например, от каких-то особо любимых блюд без ущерба для здоровья. Ведь важнее всего, как я уже сказал, опыт отказа.

Кроме этого, человека обязательно ожидают какие-то искушения, потому что пост — это время брани, когда враг нашего спасения, диавол, будет стремиться нас, рвущихся таким образом к Небу, обязательно, наоборот, приземлить. Он будет нам мешать в самых разных добрых вещах, а Господь будет это попускать, так как для нас это, в свою очередь, упражнение, которое способствует нашему усовершенствованию в добродетели. Поэтому не надо бояться, а надо для себя из этого упражнения извлекать пользу. То есть пост, прежде всего, должен быть временем, которое человек проводит внимательно и смотрит: что происходит с ним, какие страсти восстают, побеждает ли он их или побеждается ими, почему — и делать выводы.

Чем себе можно помочь? Основные наши помощники — внимание, навык испытывать себя, готовность к искушениям, чтобы они не застали врасплох, и, конечно, усиленная молитва и участие в церковной жизни.

Я далек от мысли, что если человек не ходит еще в храм, то ему поститься не надо, что это совсем бесполезно. Нет, ведь иногда люди, начав поститься, постепенно входят и в церковную жизнь. Это происходит тогда, когда человек постится все-таки ради Бога — не ради диеты или традиции. Как говорит святитель Феофан Затворник, Богу нужен как бы некий повод, чтобы нас помиловать. И пост может стать таким поводом.

А как же Новый год?

 

Если говорить о чисто гастрономической составляющей, то при современном изобилии товаров, наверное, можно приготовить вполне вкусную, питательную и даже изысканную трапезу, и при этом постную. Если соблюдение поста кем-то из членов семьи вызывает в ней конфликты, то лучше постепенно приучать близких к тому, что ты от чего-то отказываешься.

Что я приобрету в конце этого пути?

 

Когда человек что-то делает ради Бога, ради своей души, он все-таки не должен думать, что приобретет. Сам труд — это уже приобретение. Не только потому, что отданное возвратится, и тот, кто сеет здесь, в веке будущем пожнет сторицею. Просто возможность отдавать Богу что-либо — это самое огромное счастье, какое только может быть. И не надо далеко ходить за примерами: если один человек другого любит, он что-то для него делает не для того, чтобы в ответ что-то получить, а просто потому, что это для него счастье. И этому можно и нужно учиться.

«Саратовская областная газета» № 216

Комментарии:

25.11.2015 10:36:54  Андрей

Рождественский пост в греческой церкви до XII в длился н еболее 7 дней  и не был обязательным.

В 1166 г. Константинопольский патриархат увеличил его до 40 дней, в Русской церкви практика 7-дневног опоста сохранялась вплоть до XV-XVI в, что до сих пор отражено в "двучастности" поста по уставу.

Так что это новодел, а не православие.

Ну и естественно заставлять людей мучаться с новым годом, когда весь православный мир отмечает рождество 25 декабя - это хамство.

25.11.2015 11:13:15  Инна Самохина

Андрей, наверное, не стоит так смело и безапеляционно высказываться за весь православный мир по поводу празднования Рождества (в православной традиции это слово, кстати, пишется с большой буквы) 25 декабря. По Вашей логике, все, кто приходят на рождественскую службу в ночь с 6 на 7 января, прошу прощения, - хамы, что тоже как-то далеко от истины, ибо не совсем понятно, кому же они таким образом нахамили... Другое дело, если человека по какой-то причине оскорбляют верующие, которые стараются жить в послушании Церкви, установившей, пусть и не сразу, пост с 28 ноября по 7 января. Но это уже, объективно, вопрос не к верующим. По поводу "новодела", как Вы выразились, тоже позволю себе не согласиться: православие - это все-таки определенный дух, а не принадлежность к эпохе. Да и вообще о чем тут речь, кто не хочет поститься и считает это лишним трудом ради Господа, так может не поститься. На то и дана нам свободная воля...

25.11.2015 12:19:23  Андрей

Отвечу по пунктам:

1. По поводу православного мира: все православные церкви кроме Русской, Сербской и Грузинской празднуют Рождество 25 декабря (по актуальному календарю, естественно). Есть еще Иерусалимский патриархат, но его можно не считатЬ, потому что все его члены поместятся в одной комнате, и это у них исключительно ради удобства организации паломничеств. Т.е. в Штатах, в Европе, на Ближнем Востоке, в Болгарии и т.д. - Рождество будет 25 декабря. И только пара славянских традиций упорно отмечает его 7 января, вызывая недоумение. Когда знакомый из США поздравил меня с Рождеством 25-го, а я ему ответил, что прзадную в России 7-го января, он очень удивился и спросил, в какой я секте. 

2. Хамы не те, кто приходит на Рождество 7-8 января, а те, кто продолжает упорно навязывать свою узкую традицию людям, и всесто того чтобы привести календарь в норму, советуют как лучше игнорировать Новый год. И это при том, что в наших реалиях Новый год как праздник гораздо, гораздо более популярен чем Рождество.

3. Никакого "послушания церкви" в следовании сомнительным традициям нет. Есть нежелание думать и разбиратьсЯ, прикрываемое фундаментализмом.

25.11.2015 13:09:22  Инна Самохина

Андрей, мне кажется, что равняться на мнения, подобные тому, что высказал Ваш знакомый из США, вообще не стоит. Неужели действительно так важно праздновать Рождество вместе с Европой, Болгарией и Ближним Востоком?! И неужели так глобально важно съесть за праздничным новогодним столом оливье с майонезом и яйцами, а не какой-то другой салат, может даже более полезный для здоровья, если уж настолько дорог этот праздник сердцу?! До смешного же доходит, когда люди на полном серьезе за две недели до и неделю после новогодних каникул обсуждают, как помочь своей печени пережить праздники. Мы живем в России, и, если гражданин желает быть в Церкви, он просто принимает ее традицию, либо не принимает - это его выбор. Ну, это все равно что в семье какой-то есть традиция проводить генеральную уборку  два раза в месяц, у членов этой семьи есть для этого свои основания. Кто-то из них может сказать: "а я не буду - все нормальные люди раз в полгода убираются!". Он сделает свой выбор и отделит себя от этого общесемейного полезного, замечу, дела. Насколько это для него окажется безвредным, покажет, наверное, время. Стоит такое противопоставление своим близким, отказ им в помощи блаженного осознания себя самым умным, свободным и продвинутым, или не стоит - тоже будет ясно позднее. Возможно, пример не совсем удачный и, конечно, не равноценный, но все же он немного иллюстрирует то, о чем Вы говорите, по духу опять же своему иллюстрирует. Если кому-то не нравится следовать традициям Русской Церкви, если кто-то считает их сомнительными, то это, конечно, его право. Если кто-то хочет называть духовенство за неследование григорианскому календарю грубым словом "хамы", наверное, тоже имеет на это право, вот только такому человеку явно не достает чувства такта и, пожалуй, знакомства с Библейской историей и лексикой русского языка. О проблеме календарей дискуссии идут давно,и для тех, кто заинтересовался, можно предложить познакомиться с разными точками зрения, в том числе с теми разъяснениями, которые Церковь дает в отношении своей позиции. Одна из таких статей здесь: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/414.htm и она, конечно, не единственная. Может, когда-нибудь Русская Церковь и придет к тем изменениям, которых жаждет Андрей и все те, кто разделяет его точку зрения. Но по большому счету, самое главное попечение христианина должно быть о том, как обрести Бога в своем сердце и как это сердце Богу отдать, по-настоящему! Разве не этого от нас ждет Господь? Невозможно сделать так, чтобы спасаться было удобно и комфортно, по определению невозможно - просто потому что таков духовный закон, он записан в Евангелии. А духовный закон, как закон всемирного тяготения: знаешь ты о нем, или не знаешь, хочешь ты ему следовать, или не хочешь, но если ты шагнешь с шестого этажа, то упадешь на землю. Царство Божие "нудится" (силою берется), и употребляющие усилия восхищают его (Евангелие от Матфея, глава 11, 12 стих)...

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Прошедший Великий пост поставил нас в новые условия — закрытые двери храмов, богослужения без прихожан. Многие остались без храма даже на Страстной седмице и завершали пост как могли — молясь по книгам, смотря трансляции служб и не зная, что сосуществование с вирусом еще только начинается… Теперь — наступает пост Рождественский. Какой отпечаток наложит на него пандемия? Стоит ли вообще поститься в столь сложное — и для кошелька, и для иммунитета — время? И сможем ли мы среди всех этих ограничений почувствовать дух Рождества? Об этом размышляет клирик Петропавловского храма Саратова священник Василий Куценко

Просмотров: 4340
Комментариев: 0

В чем смысл поста? Как он связан с покаянием? Какова его мера для мирян? Зачем вообще в христианской жизни необходимы внутренняя дисциплина, самопонуждение? Разве нельзя обойтись без всего этого?... Эти вопросы обычно бурно обсуждаются в православном Интернете в дни постов, ведь современному человеку пост кажется ненужным и непонятным анахронизмом.

Но тем, кто искренне ищет ответы на эти вопросы, могут помочь письма архимандрита Вениамина (Милова), будущего саратовского архипастыря, его духовным чадам. Напомним, при каких обстоятельствах они были написаны

Просмотров: 1245
Комментариев: 1

«Мне нельзя без мяса и молочного», «У меня язва», «При таком заболевании крови ни врач, ни даже священник не разрешают держать пост», «Беременные, больные и военнослужащие от поста освобождаются» — такие разговоры можно часто услышать перед началом поста и во время него. Казалось бы, нельзя поститься, так что тут еще думать, — не постись. Однако не все может быть так однозначно. Известный принцип «Если очень хочется, то можно», как ни странно, срабатывает и здесь. Так как же поститься, не постясь, — своим опытом с читателями делится Инна Самохина

Просмотров: 3371
Комментариев: 4

Приближается начало Рождественского поста, который продлится с 28 ноября по 6 января включительно. О пользе поста и «правильном» отношении к постной пище мы беседуем с кандидатом медицинских наук, врачом-эндокринологом, специалистом по питанию многопрофильной клиники «Сова» Юлией Зотовой

Просмотров: 3748
Комментариев: 0

Приближается светлый праздник Рождества Христова. В чем должна заключаться наша подготовка к нему, кроме обычных хозяйственных хлопот? Мы задали этот вопрос Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину

Просмотров: 13087
Комментариев: 1

Вопрос о смысле Рождественского поста, который чаще всего задают люди нецерковные или только начинающие церковную жизнь, как-то всерьез меня озадачил. Рождество… Что это, как не тихое ликование Неба и земли, соединившихся в радости простых пастухов и воспевающих славословие Ангелов? Даже ребенок без труда озвучит вам настроение предрождественских дней: «Как можно не радоваться, если ты приглашен на день рождения?». А ведь и правда, как можно не радоваться… Уместен ли посреди этой радости присущий посту покаянный настрой и утеснение плоти?

Просмотров: 2557
Комментариев: 1

Совсем скоро начнется Рождественский пост, во время которого православные христиане готовятся к достойной встрече величайшего события — Рождения на свет Спасителя. Конечно, кто-то из нас постится уже не впервые и многое знает об этом периоде. Однако любой пост всегда вызывает затруднения даже у опытных людей. На некоторые вопросы мы попросили ответить протоиерея Геннадия Фаста, настоятеля храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены города Абакана, автора многих книг о христианстве

Просмотров: 4657
Комментариев: 0

28 ноября начинается Рождественский пост. О смысле поста мы писали не раз, но, как показывает опыт, вопросов о посте у верующих людей по-прежнему остается немало. Ведь кто-то из православных христиан постится впервые, а у кого-то вопросы появляются уже благодаря тому опыту поста, который человек приобрел. На вопросы о Рождественском посте отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Просмотров: 5252
Комментариев: 0

Наступает Рождественский пост — не самый строгий, но продолжительный, по новому стилю — с 28 ноября до 7 января. Что это значит? Ну, во-первых, что множество людей, для которых жизнь в Церкви стала не просто неотъемлемой частью их жизни, а жизнью главной, на протяжении всего этого времени будут воздерживаться от скоромной пищи, чаще бывать в храме, чаще приступать к таинствам исповеди и Причастия. А во-вторых... Во-вторых, едва ли не большее (а пожалуй, что и большее) число людей будут объяснять, почему лично они, хотя и желали бы поститься, делать этого все же не будут. И почему вообще поститься не стоит

Просмотров: 2322
Комментариев: 0

По инерции мы совершаем одни и те же ошибки, не исправляем того, что требует исправления, по инерции никак не решаемся остановиться и что-то обдумать всерьез, по инерции грешим… А пост — лучшая возможность преодолеть эту инерцию

Просмотров: 2445
Комментариев: 0

28 ноября начинается Рождественский пост, который продлится сорок дней. По строгости Рождественский пост уступает Великому и Успенскому и приравнивается к Петрову посту. Он установлен Церковью для того, чтобы мы, очистив свое сердце молитвой и покаянием, достойно встретили праздник Рождества Христова

Просмотров: 5601
Комментариев: 0

28 ноября начинается сорокадневный Рождественский пост. У людей нецерковных или только входящих в церковную жизнь он вызывает множество вопросов: обычно настоящим «камнем преткновения» оказывается то, что на время Рождественского поста приходится празднование Нового года и большая часть ставших уже привычными для россиян Рождественских каникул. Заместитель главного редактора газеты «Известия» Елена Ямпольская задала настоятелю саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игумену Нектарию (Морозову) вопросы о Рождественском посте, которые волнуют читателей «Известий»

Просмотров: 4700
Комментариев: 0

Рождественский пост, который начинается 28 ноября, сразу после дня празднования памяти ап. Филиппа (почему и получил название «Филиппов»), и заканчивается 6 января  подготавливает верующих к великому и светлому празднику Рождества Христова. На вопросы прихожан относительно Рождественского поста отвечает игумен Пахомий (Брусков) [ныне епископ Покровский и Николаевский Пахомий]

Просмотров: 3486
Комментариев: 0

28 ноября по новому стилю (15 ноября по старому) начался последний многодневный пост в году — Рождественский. Он длится 40 дней и потому так же, как и Великий пост, именуется в церковном Уставе Четыредесятницей. Заговенье на Рождественский пост приходится на день памяти святого апостола Филиппа (27 (14) ноября), поэтому его еще называют Филипповым

Просмотров: 4713
Комментариев: 0

Время самоограничения и время молитвы, время искушений и время радости. Все эти определения относятся к посту — особому периоду в жизни каждого православного христианина. О значении наступившего Рождественского поста, о важности даже самого малого аскетического подвига и о предощущении торжества рассказывает иеромонах Нектарий (Морозов), настоятель Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Просмотров: 2935
Комментариев: 0