+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
О совершении великопостных богослужений в домашних условиях
Просмотров: 959     Комментариев: 1

О совершении мирянами в домашних условиях чинопоследований, которые традиционно совершаются только в храме, рассказывает преподаватель Саратовской православной духовной семинарии, кандидат богословия, автор учебного пособия «Литургика» Алексей Сергеевич Кашкин.

Теоретически в домашних условиях при наличии необходимых книг можно совершить все службы суточного круга. В этом вопросе в качестве конкретного руководства можно рассматривать такие книги, как «Часослов для мирян» и «Служба мирским чином» (Киев, 2006). В то же время запрещено совершать церковные таинства, в том числе и Литургию любого типа (как полную, так и Преждеосвященных Даров); важно отметить, что Литургия не является службой суточного круга, потому наше утверждение о возможности совершения всех служб суточного круга можно принимать без оговорок. При этом следует руководствоваться следующими правилами:

1. Все иерейские возгласы во всех случаях заменяются одним: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь».

2. Все те молитвы и песнопения, которые в храме поются, дома могут быть прочитаны.

3. На вечерне и утрене вместо положенных по уставу ектений произносится только «Господи, помилуй»: за великую и просительную ектении — 12 раз, за сугубую — 40 раз, за малую — по 3 раза. Следует при этом учесть, что в период Великого поста (до Великой Среды включительно) сугубая ектения произносится только по субботним и воскресным дням, а также в праздничные дни (полиелейные праздники и Благовещение Пресвятой Богородицы). Вместо возгласа по окончании ектении произносится: «Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь».

4. Миряне могут самостоятельно совершать все необходимые на великопостном богослужении поклоны, в том числе читать молитву преподобного Ефрема Сирина.

5. Миряне могут произносить прокимны, «Аллилуиа» и «Бог Господь…» со стихами (потому что по Типикону эти тексты произносит канонарх).

6. Миряне могут читать паремии, апостольские и евангельские зачала. Все предваряющие и последующие иерейские возгласы («Вонмем», «Мир всем», «Премудрость, прости», «И о сподобитися нам…» и т.д.) опускаются. Произносится только название зачала — например: «К Солунянам послание святаго апостола Павла чтение», «От Луки святаго Евангелиа чтение» — и далее сразу читается текст зачала.

7. Вместо богослужебного отпуста произносится следующая молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь». В текст этой молитвы можно вставить поминовение святых дня (по дням седмицы) и святого Минеи (если в домашнем богослужении были использованы тексты Минеи).

Основные трудности при совершении домашнего богослужения могут быть связаны с двумя аспектами: знание богослужебного последования и наличие комплекта богослужебных книг.

Знание последования и принципов формирования богослужений. Среди мирян, думается, лишь единицы могут похвастаться хорошим знанием богослужебного устава. Потому человеку, не имеющему опыта совершения церковных богослужений (хотя бы в качестве чтеца или певца), будет достаточно сложно совершить на дому полный круг богослужебных последований.

С технической точки зрения службы можно разделить на две группы: часовые и изменяемые. К часовым службам относятся все часы (1-й, 3-й, 6-й, 9-й), повечерие, полунощница, изобразительны в седмичные дни поста. Это стабильные последования, которые не меняются существенным образом в зависимости от дня седмицы. По каждой из служб отметим следующие нюансы.

1. Великопостные часы совершаются по Часослову, где на ряду дается полное последование каждого часа. Если читаются кафисмы, то расписание кафисм можно смотреть по богослужебным указаниям, которые доступны в Интернете. На 1-м и на 6-м часе по «Отче наш…» в среду и пятницу есть особенности в чтении текстов Часослова, которые отмечены там же, в богослужебных указаниях.

2. Повечерие (как малое, так и великое) также можно читать только по Часослову. При этом нужно иметь в виду, что на великом повечерии по 1-м Трисвятом есть два варианта тропарей (в зависимости от дня седмицы), а в 3-й части добавляются каноны (их можно прочитать при наличии их текстов из Октоиха и Минеи; если же тексты канонов недоступны, то можно опустить). Окончание великого повечерия совершается с малым отпустом, то есть молитвой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь» без коленопреклонения. В пятницу вечером следует учесть следующие особенности: 1) отменяются поклоны; 2) по 1-м Трисвятом читаются тропари субботнего праздника, по 3-м Трисвятом — кондак праздника.

3. Полунощница (при желании ее совершить, ибо эта монастырская служба на приходах в принципе не совершается) вычитывается без особенностей, кафисма для нее (в седмичные дни — 17-я, в субботы — 9-я) читается по Псалтири.

4. Изобразительны в седмичные дни поста совершаются по Часослову без отпуста (после молитвы преподобного Ефрема Сирина сразу осуществляется переход на вечерню). Единственная уставная трудность — чтение кондаков по «Отче наш…». Здесь можно рекомендовать такую упрощенную схему: кондак дня, святого Минеи; «Слава»: «Со святыми упокой...»; «И ныне»: «Предстательство христиан непостыдное...». Все перечисленные тексты есть в Часослове на ряду, кондак святого дня можно взять из Минеи (или, например, из популярного «Православного церковного календаря с тропарями и кондаками»).

К изменяемым службам следует отнести вечерню и утреню, а также изобразительны в субботние и воскресные дни. Эти богослужения имеют внушительное количество изменяемых песнопений, и их совершение в полном виде на дому людьми, не искушенными в церковном уставе, весьма затруднительно. Тем не менее именно эти службы являются основными и более значимыми, нежели рассмотренные выше богослужения часовые. При их совершении мирянами дома в седмичные дни Великого поста можно рекомендовать, во-первых, популярную книгу «Службы первой седмицы Великого поста». Хотя в этой книге, как следует из ее названия, содержатся службы только первой седмицы, там же даются подробные последования всех великопостных служб, так что на последующих седмицах можно читать последование вечерни и утрени по указанной книге, заменяя только тексты Минеи и Триоди актуальными для конкретного дня. В крайнем случае можно совершить предельно сокращенное последование, состоящее только из неизменяемых молитвословий этих служб, которое опубликовано в указанном выше «Часослове для мирян». По мере возможности каждый благочестивый христианин может добавлять в такой краткий чин утрени изменяемые тексты: каноны (в седмичные дни поста прочитать канон Минеи и трипеснец Триоди), кафисмы, стихиры. Отметим также, что в дни, когда положена Литургия Преждеосвященных Даров, христианин на дому может прочитать вместо нее вечерню великопостным чином (это позволяет делать наш Типикон, который каждый раз после указаний для Литургии Преждеосвященных Даров делает оговорку «аще великия ради нужды несть Литургии» и представляет последование вечерни великопостным чином).

Особо следует сказать об изобразительных в субботние и воскресные дни. В эти дни изобразительны фактически играют роль обедницы, и в их последование добавляются изменяемые тексты Литургии оглашенных. Достаточно хорошо чин такой службы представлен в книге «Служба мирским чином». Отметим следующие изменения в сравнении с чином изобразительных в седмичные дни Великого поста:

1. К «Блаженнам» могут быть присоединены уставные тропари.

2. После «Заповедей блаженства» читаются новозаветные чтения Литургии (Апостол, Евангелие) с сопровождающими их прокименом и аллилуарием.

3. По «Отче наш…» читаются кондаки по уставу (схему кондаков можно взять из богослужебных указаний, при этом следует в качестве исходной взять схему пения тропарей и кондаков по входе, затем из нее опустить тропари).

Наличие комплекта богослужебных книг. Существенной проблемой для совершения вечерни и утрени, а также для чтения канонов на повечерии может стать нехватка уставных богослужебных книг (думается, только единицы могут иметь в домашней библиотеке Минею, Постную Триодь и Октоих). Здесь можно посоветовать следующее.

1. В Интернете при желании можно найти и скачать все богослужебные книги в формате PDF, скопировать нужную книгу на электронное устройство (планшет или электронную книгу) и читать по этому устройству.

2. Тексты основных служб (праздники, субботние и воскресные дни Триоди, Октоих) доступны и легко могут быть найдены в других форматах (HTML, DOC и др.). Так что опять-таки можно найти нужный отрывок, распечатать на принтере или скопировать на электронное устройство и использовать в домашнем богослужении.

В крайнем случае можно минимизировать использование изменяемых песнопений или даже вовсе опустить их, ограничившись постоянными молитвословиями, которые даются в Часословах и Канонниках. С другой стороны, нельзя не учитывать, что именно изменяемые песнопения (если говорить о службах Великого поста, то в первую очередь имеются в виду песнопения Триоди) особенно ценные, содержательные и эстетически красивые, именно они придают службе конкретного дня особый колорит. Потому желательно хоть какой-то минимальный набор изменяемых текстов (в частности, каноны) все же прочитать при рассматриваемом вынужденном совершении дома богослужений суточного круга.

Комментарии:

08.04.2020 6:39:24  Ирина

На какой контенгент прихожан расчитана эта статья?

Большинство не знает как называется праздник Верное  воскресение.

Кто что то понимает и так знает,что читать...

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Наши обращения к Богу чаще всего связаны с просьбами – с этим согласится практически каждый. А благодарим ли, умеем ли мы благодарить за все, что дает нам Бог – всему человеческому роду или отдельному человеку? В том числе – за возможность приходить в храм на богослужение, получать Божественную благодать, прощение грехов. Размышлениями на эту тему, связанные с прочтением одной из книг митрополита Вениамина (Федченкова), делится с нами клирик Свято-Троицкого собора иерей Александр Станотин

Просмотров: 475
Комментариев: 0

Многие современные христиане не знают, что при отсутствии возможности молиться в храме каждый мирянин может совершать у себя на дому богослужения так называемым мирянским чином. Сейчас, в режиме самоизоляции, эта практика приобретает особую актуальность. О ней рассказывает настоятель Свято-Ильинского храма на Ильинской площади Саратова, руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии священник Дионисий Каменщиков

Просмотров: 723
Комментариев: 1

Церковное богослужение циклично, и литургисты говорят о трех кругах богослужения: суточном, седмичном и годовом. В настоящем очерке Алексея Сергеевича Кашкина, преподавателя СПДС, речь пойдет о суточном круге богослужения

Просмотров: 2097
Комментариев: 0

Каждую неделю в мире появляется два-три новых гимна. Кто составил самый первый сборник акафистов на Руси? Есть ли канонические нарушения в столь любимом у нас акафисте «Слава Богу за всё»? Что делается для создания «золотого фонда» акафистов? На эти и другие вопросы отвечает участник рабочей группы по кодификации акафистов Издательского Совета Русской Православной Церкви, клирик Саратовской епархии священник Максим Плякин

НАЧАЛО

Просмотров: 1062
Комментариев: 0

Кто-то, помнится, сказал, что сила святоотеческой литературы — в очевидности правды: такое невозможно придумать, надумать, намудрствовать, это непосредственно передаваемый опыт стояния в истине; каждый из святых авторов — не просто автор, но именно свидетель

Просмотров: 844
Комментариев: 1

Общее количество акафистов в мире сегодня насчитывает более двух тысяч. В мире в течение года в среднем появляется около сотни новых акафистов, посвященных преимущественно святым. Почему этот жанр так популярен среди верующих, какому святому написано больше всего акафистов и зачем переводить акафист с другого языка, если он уже написан по-славянски? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал участник рабочей группы по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества, клирик Саратовской и Вольской епархии священник Максим Плякин. Интервью опубликовано в № 7, 2019.

Просмотров: 1217
Комментариев: 0

Наш богослужебный церковнославянский язык – уникальное явление в мировой культуре. И дело не в том, что сфера его применения ограничена только богослужением, ибо более половины верующего населения земли (по некоторым оценкам – около 80%) молятся на языке, который не является их разговорным. А в первую очередь в том, что он никогда и не был разговорным, но сразу был создан как язык богослужения. Рассказывает Алексей Сергеевич Кашкин, преподаватель Саратовской православной духовной семинарии, заведующий кафедрой библеистики, кандидат богословия.

Просмотров: 1025
Комментариев: 0

Все тексты, которые поются или читаются в нашем богослужении, можно в упрощенном виде разделить на две группы: библейские фрагменты и гимнография. В настоящей статье речь пойдет о второй группе песнопений/чтений, то есть о гимнографии

Просмотров: 1813
Комментариев: 2

Литургия Великой Субботы — особенная, неповторимая служба, единственная в году — как правило, совершается в пустом или полупустом храме. Даже большинство из тех, кто старался по максимуму посещать службы Страстной седмицы, воспринимают утро субботы как время, когда можно немного выспаться, отдохнуть перед ночной службой и доделать перед праздником хозяйственные дела. Даже в храмах сразу после Литургии начинается суета — освящение куличей. Почему же так получается, что день, в который Церковь заповедует всем молчание, день Божественного покоя стал для нас самым суетным днем в году?..

Просмотров: 4866
Комментариев: 3

В этот день воспоминаются два события, которые и составляют содержание богослужебных текстов: покаяние блудницы, возлившей миро на ноги Спасителя, и замысел злочестивого Иуды предать своего Учителя.

Просмотров: 4540
Комментариев: 0

Пассия — самая поздняя по времени создания служба Великого поста, «богослужение страдания», подготавливающее нас к восприятию событий Среды, Четверга и Пятницы Страстной седмицы. Всего пассий четыре, по числу евангелистов,— на каждой из них читаются отрывки одного из Евангелий. Правда ли, что православные заимствовали чинопоследование пассии у католиков? В чем красота этой службы? Как настроить себя на правильное, духовное сопереживание Страстям Христовым? Об этом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова протодиаконом Александром Пушкаревым

Просмотров: 1017
Комментариев: 0