+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
«Поющее» богословие
Просмотров: 1179     Комментариев: 0

Православное богослужение – не только молитва, но и училище благочестия, то есть кладезь догматической, нравоучительной, исторической и агиографической информации. Из всей этой сокровищницы особую ценность представляют догматические истины, содержащиеся в церковной гимнографии (то есть в изменяемых песнопениях богослужения: стихирах, тропарях, кондаках, светильнах и др.).

Алексей Сергеевич КашкинКак сказал современный богослов П. Ю. Малков, «если бы случилось так, что все учебники догматики, все написанные труды и трактаты по богословию вдруг исчезли бы, «испарились», оказались бы для нас недоступны, и у нас остались бы только богослужебные книги, мы смогли бы по этим книгам в полноте, без всяких утрат, вновь восстановить и сформулировать то православное богословие, которое исповедует Церковь Христова».

Почему песнописцы стремились выразить догматическое учение Церкви в песнопениях? Здесь можно назвать четыре причины, каждая из которых сыграла свою роль. Во-первых, многие песнопения были составлены в VI – IX вв., то есть в эпоху Вселенских Соборов, когда Церковь боролась с ересями и происходила кристаллизация догматического учения. Так что содержание ряда стихир и канонов основано на богодухновенных озарениях выдающихся богословов, выстрадано молитвенными бдениями преподобных, обагрено кровями и утверждено подвигами исповедников и мучеников. Естественно, что важнейшие догматические истины гимнографы считали нужным запечатлеть в песнопениях, чтобы тем самым закрепить их в сознании верующих. Во-вторых, в древности многие люди не имели возможности читать богословские трактаты и систематически изучать догматику. Потому богослужения для них были своего рода лекциями, а храмы – учебными заведениями, в которых они постигали, повторяли, закрепляли догматические истины. В-третьих, в эпоху раннего средневековья был развит институт оглашенных; эти люди, готовившиеся принять крещение, именно во время богослужений изучали истины веры, которую они собирались засвидетельствовать в крещении и впоследствии нести всю жизнь. Наконец, догматы – не просто сумма абстрактных тезисов или набор информации, которую должны знать верующие, чтобы быть членами сообщества избранных; это – отражение самой жизни Церкви. Как обычная семья не может нормально существовать без различных проявлений любви и вежливости, так и большая Семья-Церковь не может жить без постоянных размышлений о Божественных истинах и прославления Бога за те милости, которые Он явил человеку.

Нужно заметить, что догматическое содержание свойственно далеко не всем богослужебным текстам; более того, удельный вес таких молитвословий относительно невелик (как, например, гораздо меньше праздничных дней в году в сравнении с буднями). Известно, что все богослужебные тексты делятся на две группы: постоянные (то есть те, которые каждый день читаются/поются за богослужением) и изменяемые (стихиры, тропари, каноны). Количество постоянных текстов, имеющих догматическое содержание, невелико. В первую очередь таковым является Символ веры, который по Уставу должен звучать три раза в суточном богослужении (на повечерии, полунощнице и Литургии), в реальной же практике – только один раз на Литургии. Также догматические истины встречаются в великом славословии утрени, молитвах часов, песнопении «Единородный Сыне…» и пресвитерских молитвах Литургии (правда, последние недоступны слуху мирян). Если же говорить о церковной гимнографии, то здесь преимущественно догматическими являются службы воскресных дней, а также среды и пятницы в Октоихе, некоторых воскресных дней и праздников Постной и Цветной Триоди, великих праздников Минеи, некоторые последования Требника. Самым ярким представителем песнопений с догматическим содержанием является стихира (точнее, Богородичен), которая поется на «И ныне» на «Господи, воззвах…» в воскресенье. Таких стихир всего 8 (по количеству гласов) и они прямо именуются «догматиками» (примечательно, что этот термин используется и в Типиконе, хотя не так часто). Для примера обратим внимание на догматик 8-го гласа: «Царь Небе́сный за человеколю́бие на земли́ яви́ся, и с челове́ки поживе́: от Де́вы бо Чи́стыя плоть прие́мый, и из Нея́ проше́дый с восприя́тием. Еди́н есть Сын, сугу́б естество́м, но не Ипоста́сию. Те́мже соверше́нна Того́ Бо́га и соверше́нна Челове́ка вои́стину пропове́дающе, испове́дуем Христа́ Бо́га на́шего: Его́же моли́, Ма́ти Безневе́стная, поми́ловатися душа́м на́шим». Как мы видим, здесь выражаются догматы о Боговоплощении, Приснодевстве Богоматери, учение IV Вселенского Собора о двух естествах в одной Ипостаси Христа. Другой пример возьмем из Постной Триоди, из службы 1-й Недели Великого поста, во многих песнопениях которой раскрывается догмат об иконопочитании. Например, кондак праздника: «Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаемь; и оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси, но исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем». А теперь обратим внимание, как излагается догматическое учение о Троице в стихире Пятидесятницы: «Приидите, людие, триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце, со Святым Духом: Отец бо безлетно роди Сына соприсносущна и сопрестольна, и Дух Святый бе во Отце с Сыном прославляемь: едина сила, едино существо, едино Божество. Емуже покланяющеся вси глаголем: Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа. Святый Крепкий, Имже Отца познахом, и Дух Святый прииде в мир: Святый Безсмертный, утешительный Душе, от Отца исходяй, и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе».

Таким образом, в годичном круге встречаются как богослужения с относительно большим количеством песнопений догматического содержания (службы Господских праздников, Страстная седмица), так и богослужения, в которых такие песнопения почти отсутствуют (службы святым, в особенности русским святым). Конечно, песнопения любого рода имеют определенную ценность, но всё же песнопения с догматическим содержанием являются настоящими украшениями богослужения. Выразим пожелание, чтобы чтецы и певцы такие песнопения исполняли особенно прилежно, а при сокращенном совершении богослужения чтобы эти песнопения всё же прозвучали. А мирянам можно посоветовать обратить особое внимание на подобные тексты, ценить их и как бы «пропускать» через себя, мысленно повторять их во время исполнения хором, осознавая, что усвоение тайн Божиих (какими по существу и являются догматы) способствует и нашему личному спасению и обожению.

«Троицкий листок»

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Наши обращения к Богу чаще всего связаны с просьбами – с этим согласится практически каждый. А благодарим ли, умеем ли мы благодарить за все, что дает нам Бог – всему человеческому роду или отдельному человеку? В том числе – за возможность приходить в храм на богослужение, получать Божественную благодать, прощение грехов. Размышлениями на эту тему, связанные с прочтением одной из книг митрополита Вениамина (Федченкова), делится с нами клирик Свято-Троицкого собора иерей Александр Станотин

Просмотров: 976
Комментариев: 0

Теоретически в домашних условиях при наличии необходимых книг можно совершить все службы суточного круга. В этом вопросе в качестве конкретного руководства можно рассматривать такие книги, как «Часослов для мирян» и «Служба мирским чином» (Киев, 2006). В то же время запрещено совершать церковные таинства, в том числе и Литургию любого типа (как полную, так и Преждеосвященных Даров); важно отметить, что Литургия не является службой суточного круга, потому наше утверждение о возможности совершения всех служб суточного круга можно принимать без оговорок

Просмотров: 1716
Комментариев: 1

Многие современные христиане не знают, что при отсутствии возможности молиться в храме каждый мирянин может совершать у себя на дому богослужения так называемым мирянским чином. Сейчас, в режиме самоизоляции, эта практика приобретает особую актуальность. О ней рассказывает настоятель Свято-Ильинского храма на Ильинской площади Саратова, руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии священник Дионисий Каменщиков

Просмотров: 1349
Комментариев: 1

Церковное богослужение циклично, и литургисты говорят о трех кругах богослужения: суточном, седмичном и годовом. В настоящем очерке Алексея Сергеевича Кашкина, преподавателя СПДС, речь пойдет о суточном круге богослужения

Просмотров: 3981
Комментариев: 0

Каждую неделю в мире появляется два-три новых гимна. Кто составил самый первый сборник акафистов на Руси? Есть ли канонические нарушения в столь любимом у нас акафисте «Слава Богу за всё»? Что делается для создания «золотого фонда» акафистов? На эти и другие вопросы отвечает участник рабочей группы по кодификации акафистов Издательского Совета Русской Православной Церкви, клирик Саратовской епархии священник Максим Плякин

НАЧАЛО

Просмотров: 1800
Комментариев: 0

Кто-то, помнится, сказал, что сила святоотеческой литературы — в очевидности правды: такое невозможно придумать, надумать, намудрствовать, это непосредственно передаваемый опыт стояния в истине; каждый из святых авторов — не просто автор, но именно свидетель

Просмотров: 1284
Комментариев: 1

Общее количество акафистов в мире сегодня насчитывает более двух тысяч. В мире в течение года в среднем появляется около сотни новых акафистов, посвященных преимущественно святым. Почему этот жанр так популярен среди верующих, какому святому написано больше всего акафистов и зачем переводить акафист с другого языка, если он уже написан по-славянски? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал участник рабочей группы по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества, клирик Саратовской и Вольской епархии священник Максим Плякин. Интервью опубликовано в № 7, 2019.

Просмотров: 1863
Комментариев: 0

Наш богослужебный церковнославянский язык – уникальное явление в мировой культуре. И дело не в том, что сфера его применения ограничена только богослужением, ибо более половины верующего населения земли (по некоторым оценкам – около 80%) молятся на языке, который не является их разговорным. А в первую очередь в том, что он никогда и не был разговорным, но сразу был создан как язык богослужения. Рассказывает Алексей Сергеевич Кашкин, преподаватель Саратовской православной духовной семинарии, заведующий кафедрой библеистики, кандидат богословия.

Просмотров: 1661
Комментариев: 0

Все тексты, которые поются или читаются в нашем богослужении, можно в упрощенном виде разделить на две группы: библейские фрагменты и гимнография. В настоящей статье речь пойдет о второй группе песнопений/чтений, то есть о гимнографии

Просмотров: 2414
Комментариев: 2

Литургия Великой Субботы — особенная, неповторимая служба, единственная в году — как правило, совершается в пустом или полупустом храме. Даже большинство из тех, кто старался по максимуму посещать службы Страстной седмицы, воспринимают утро субботы как время, когда можно немного выспаться, отдохнуть перед ночной службой и доделать перед праздником хозяйственные дела. Даже в храмах сразу после Литургии начинается суета — освящение куличей. Почему же так получается, что день, в который Церковь заповедует всем молчание, день Божественного покоя стал для нас самым суетным днем в году?..

Просмотров: 5709
Комментариев: 3

В этот день воспоминаются два события, которые и составляют содержание богослужебных текстов: покаяние блудницы, возлившей миро на ноги Спасителя, и замысел злочестивого Иуды предать своего Учителя.

Просмотров: 5073
Комментариев: 0

Пассия — самая поздняя по времени создания служба Великого поста, «богослужение страдания», подготавливающее нас к восприятию событий Среды, Четверга и Пятницы Страстной седмицы. Всего пассий четыре, по числу евангелистов,— на каждой из них читаются отрывки одного из Евангелий. Правда ли, что православные заимствовали чинопоследование пассии у католиков? В чем красота этой службы? Как настроить себя на правильное, духовное сопереживание Страстям Христовым? Об этом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова протодиаконом Александром Пушкаревым

Просмотров: 1570
Комментариев: 0