Рубрика «Вопрос — ответ» на протяжении многих лет остается одной из самых востребованных читателями. На вопросы отвечает клирик Покровской епархии, настоятель Александро-Невского храма с. Генеральское священник Алексий Талалаев.
— Может ли христианин обращаться к психологу, психиатру или психотерапевту?
— Конечно, если у человека есть такая необходимость. К сожалению, у нас в стране пока нет культуры обращения к таким специалистам, она только формируется. Зачастую люди стыдятся обращаться за помощью, боятся, что узнают на работе и дома, что у него имеются какие-то проблемы. Хотя в этом нет ничего постыдного, мы же обращаемся к врачам, когда нужно полечить зубы или когда мы заболели гриппом. А душа тоже болеет, и ее нужно лечить, и лечить должны специалисты. У верующих людей другая крайность: «Мы же в храм ходим, Господь исцелит». Да, действительно, Господь исцеляет, но иногда бывают ситуации, когда человек приходит в храм с уже надломленной психикой, с какой-то тяжелой психологической травмой. По разным причинам это бывает: затяжные болезни близких, утраты, насилие. Все это откладывает на личность определенный отпечаток, и, приходя в храм, человек начинает вести неправильную духовную жизнь. А неправильная духовная жизнь усугубляет и духовные проблемы, и душевные. И нередко человек загоняет себя в такое тяжелое состояние, что ему и церковная жизнь не в радость. Вот он в Церкви, с Господом, вроде он должен радоваться, а он не радуется… И в таких случаях помощь психолога или психиатра должна быть.
В идеале, конечно, психолог и священник или психиатр и священник должны сотрудничать. Но на практике такое соработничество не часто встретишь. Но если человек, допустим, решается пойти к психологу и спрашивает священника, стоит ли ему это сделать, то священник не должен этому желанию препятствовать, запрещать, чтобы не навредить человеку. Священник может судить о делах духовных, но не о душевных, если только у него нет специального образования. В моей практике бывали случаи, когда человек обращался к психологу, решал с его помощью свои психологические проблемы, и его духовная жизнь тоже налаживалась.