Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Подписаться на RSS Карта сайта Отправить сообщение Перейти на главную

+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

12+
Умение быть рядом — дороже всего
Просмотров: 230     Комментариев: 0

Наверное, нет человека, который не сталкивался бы с болезнью — своей или чужой. Только болеть можно по-разному. Одно дело — подхватить простуду на пару-тройку дней, и совсем другое — услышать о тяжелом диагнозе с неопределенными прогнозами. Почему мы болеем? У медиков есть свои ответы на этот вопрос. Но сейчас нас интересуют, прежде всего, ответы, которые дает христианство — вернее, христиане. И самым популярным — и, отчасти, верным — будет примерно такой: человек болеет из-за своих грехов. Это действительно так. О связи болезней и грехов неоднократно упоминается в Священном Писании. Но зачастую болезнь воспринимается верующими (и не очень верующими) исключительно как наказание за грехи. И в этом, на мой взгляд, кроется коренная ошибка личного отношения человека к Богу.

Внимательно читая Новый Завет, мы заметим, что Господь в Евангелии практически никогда не говорит о причинах болезни. Можно увидеть лишь некоторые намеки на то, что для кого-то болезнь действительно стала следствием греха — например, слова Христа расслабленному: Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14). Христос не ищет причины — Он лишь помогает преодолеть. Эта евангельская мысль очень важна, потому что и мы, христиане, должны стремиться помогать другим преодолеть болезнь и страдание.

Здесь возникает вполне закономерный вопрос: Христос исцелял, а что можем мы? Мы можем быть рядом. Вернее, нам нужно учиться быть рядом. Именно учиться, потому что можно физически находиться на одной территории со страдающим или умирающим человеком, но умом, сердцем и душой быть совершенно в другом месте. О том, как научиться быть рядом, как постараться помочь и, самое главное, как в случае тяжелой болезни пережить утрату близкого человека, рассказывает книга Фредерики де Грааф «Разлуки не будет». Фредерика — в крещении Мария — врач и психолог. Она уже более двадцати лет работает с больными и умирающими, а с 2001 года постоянно живет и работает в России, в Первом московском хосписе. Переезд в Россию — благословение ее духовного отца, митрополита Сурожского Антония (Блума).

Однажды журналист, бравший у Фредерики интервью, выразил восхищение ее работой, назвав такую деятельность миссией. На это она ответила: «Я не считаю, что то, что я делаю, — это миссия. Не люблю таких слов. Я делаю то, что у меня под носом. Я поставлена здесь, чтобы что-то делать». Ее ежедневное дело — уход за тяжелобольными и умирающими людьми: детьми, взрослыми, стариками. Любит ли она то, что делает? Не просто любит — она счастлива. Почему? «Потому что я с Богом, потому что у меня есть молитва и возможность молиться за больных, — отвечает она. — Еще потому, что работа мне по душе: быть с больными, лечить их — это так много дает. Много нужно отдавать, но многому можно и научиться, особенно когда бываешь в кризисных ситуациях. Я ощущаю богатство жизни, нелегкой, но счастливой».

В книге «Разлуки не будет» Фредерика де Грааф делится своим опытом встречи со страданием. Она пишет: «В наши дни принято считать, что страдание — зло, что его надо избегать, облегчать, отстранять как можно интенсивнее. Это приводит к трусости: люди боятся страдания, и этот страх порой более разрушителен, чем само страдание». С этими словами сложно поспорить. Кто из нас не испытывал страха перед болезнью?..

Книга Фредерики совсем небольшая, но практически над каждой ее страницей можно размышлять очень и очень долго, обдумывать каждый приведенный пример. Прежде всего это издание обращено к тем, кому нужно быть рядом с больным человеком.

Зачастую мы пытаемся защититься от болезни, как бы отстраняясь от происходящего. Но, как пишет Фредерика, «любая защита становится ширмой между больным и его близкими. Бывает, близость смерти уже очевидна, а любящие родственники все продолжают ободрять больного. И тогда между умирающим и его родственниками возникает стена, преграда в виде фальши, облеченной в слова: “Все будет хорошо!”, “Крепись! Заботься о себе: кушай, пей побольше…”, “Не бойся, ты на поправку идешь”». В итоге человек остается один на один со своим страданием. Вокруг него люди, но он одинок. Эта книга может помочь понять, как не оставить человека в таком одиночестве.

Умение быть рядом — дороже всего. Больной, а особенно умирающий не должен думать, что он всем безразличен. Важно не просто обеспечивать уход, но и стараться почувствовать другого человека. «Некоторые психологи, — читаем мы в книге, — убеждены, что знают, как помочь умирающему. Но ведь никто из них не знает, что значит умереть и что такое смерть, никакого личного опыта у нас нет. На мой взгляд, чаще всего помочь можно лишь молчанием и глубоким слушанием, состраданием. Можно также поделиться своим личным опытом потери близкого человека и таким образом поддержать пациента или его близких».

Действительно, не всегда нужны — или, скорее, уместны — слова. Сострадание — это молчаливый подвиг, в котором мы разделяем боль другого, близкого или совсем не близкого нам человека. Книга рассказывает и о том, как можно помочь родственникам усопшего пережить боль утраты. Как пишет автор, можно попробовать задать себе вопрос: «Чего бы я хотел, если бы у меня умер близкий человек?». Очень часто родные, потерявшие любимого человека, хотят, чтобы их просто выслушали, хотят вспомнить обстоятельства болезни и смерти. Автор книги советует не бояться выслушать подобный рассказ, ведь это тоже часть сострадания.

Ценность этого писательского труда в том, что Фредерика де Грааф говорит обо всем только по опыту. Она сама научилась сострадать, быть рядом, говорить с больными и умирающими и при этом чувствовать присутствие Бога среди страданий и смерти. Фредерика пишет: «Главный вывод, к которому я пришла <…> даже в самой крайней и трагической ситуации есть выбор, есть возможность (может быть, последняя) достойно ответить на вызов стать человеком (для верующих — имея пример Человека Иисуса Христа), взять на себя ответственность за свое отношение к жизни, включая отношение к смерти, а не пассивно ощущать себя жертвой неопределенной и коварной судьбы». Осознание собственной ответственности — непростой и зачастую не мгновенный шаг. Но если не стремиться научиться ответственности, то мы рискуем оставить в одиночестве того, кто рядом с нами, и остаться в одиночестве сами. И помочь нам в этом труде может только любовь. Ведь ответственность осознаёт тот, кто искренне любит. Поэтому нам нужно учиться любить.

Думаю, что эта книга будет полезна каждому, кто решится ее прочесть. И здесь тоже нужна определенная доля мужества. В начале статьи было сказано о том, что делать болезнь синонимом наказания — неверно. И вот почему: очень легко сказать другому: «Болезнью Бог наказал тебя за грехи». И гораздо труднее — поступить так, как поступил бы Христос. Но всегда можно попытаться…

Газета «Православная вера» № 11 (583)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: