Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Слово к воспитанникам Саратовской Православной Духовной семинарии Ректора семинарии Преосвященнейшего Лонгина, Епископа Саратовского и Вольского, на начало нового (2009 – 2010) учебного года
Просмотров: 2801     Комментариев: 0

Дорогие о Господе отцы и братия!

 

Сердечно рад приветствовать всех вас сегодня. Хочется надеяться, что начало нового учебного года в нашей духовной школе — важное и радостное событие не только для первокурсников, но и для тех, кто уже не первый год учится здесь. Думаю, что многие уже почувствовали, осознали: Господь дает нам время учебы как возможность подготовить основательный фундамент для будущего священнического служения, всей жизни, приобрести некий багаж — знаний, умений, жизненного опыта — который поможет вам начать самостоятельную жизнь. Поверьте, сама система закрытого учебного заведения создает «режим наибольшего благоприятствования» для человека, который уверен, что в дальнейшем хочет послужить Богу в священном сане. А если пока такой уверенности нет, семинарская жизнь с ее радостями и трудностями, учебой, богослужебной практикой, несением послушаний — лучший способ проверить себя и сделать правильный выбор, чего я от души желаю каждому из вас.

Преподавательская корпорация и Администрация семинарии делают все возможное с нашей стороны, чтобы вы получили необходимую будущему священнослужителю сумму знаний, познакомились со всем разнообразием церковной науки, богатством богослужения, глубиной богословской мысли, чтобы вы прониклись осознанием ответственности пастырского служения. Но усилия даже самого лучшего преподавателя приносят в ученике плод настолько весомый, насколько откликается он сам, насколько старается воспринять то учение, в котором желает быть наставленным.

И вот о чем хочется сказать особо. Семинария — то место, где человек приобретает знания, основополагающие для человеческого бытия — знания о Боге и Церкви. Но это то, что невозможно усвоить «в теории», если не живешь той жизнью, к которой призван. Поэтому в словосочетании «духовная школа» давайте делать акцент на первом слове. Я обращаюсь при этом и к воспитанникам, и к преподавателям. Семинария — место, где все мы учимся быть церковными людьми, то есть учимся в любых ситуациях поступать так, как должно поступать чадам Православной Церкви. Учимся быть христианами в полном смысле этого слова. И, конечно, как нельзя считать себя христианином несколько часов в сутки, а остальное время жить по своим хотениям, так нельзя пренебрегать и теми уроками, которые дает нам Господь через окружающих нас людей — сокурсников, инспекцию, преподавателей. Если человек каждую минуту своей жизни, в каждой ситуации будет задумываться: «Как мне поступить по-христиански? Чего хочет от меня Господь?»,— уверяю вас, во время учебы в семинарии у вас не будет неразрешимых конфликтов, и вы проведете годы учебы с максимально возможной для себя пользой.

Ну, а что это значит — провести время учебы с пользой? Можно ответить на этот вопрос, только четко понимая, к какому служению вы себя готовите. Его глубинная сущность, конечно же, не меняется со временем. Пастырь — это соработник Богу в деле спасения людей. Это тот, кто приводит людей ко Христу, примиряет и соединяет с Ним в Таинствах Покаяния и Евхаристии, учит их жизни по Евангелию, жизни во Христе. Поэтому перед будущим священнослужителем стоит основная задача: уже сейчас, когда он только готовится к своему служению, выстроить свои отношения с Богом и людьми, поняв, какими они должны быть.

И, прежде всего, будущий священнослужитель должен осознать свою собственную немощь, свою крайнюю нужду в Спасителе — и научиться всем сердцем приникать к Нему, общаться с Ним посредством молитвы.

Огромную помощь в этом может оказать храмовое богослужение, в котором сконцентрировано все вероучение Православной Церкви. Конечно, современному человеку нужно приложить определенные усилия для того, чтобы научиться молиться за богослужением нерассеянно. Но тот, кто открыл для себя это сокровище, узнал, полюбил его — нашел «источник воды живой» и для своей души, и для будущей паствы. Постарайтесь совершить для себя это открытие здесь, в семинарии, для этого есть все возможности: вы будете проходить свою богослужебную практику в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» — в одном из красивейших и самых посещаемых храмов епархии.

Воспитанники семинарии вместе читают утренние и вечерние молитвы, но все-таки надо приложить и собственные усилия для того, чтобы научиться молиться по-настоящему. Поэтому я посоветовал бы вам, с благословения духовника, выбрать для себя и исполнять хоть маленькое, но собственное молитвенное правило. Любовь к молитве, личная нужда в ней — это основное средство сохранять в себе ту христианскую ревность, которая, как я верю, привела вас в духовную школу, и которая является верным основанием для достойного, добросовестного, плодотворного пастырского служения.

Вообще очень важно в молодые годы научиться относиться с искренним интересом и старанием ко всему, что ты делаешь. Преподобный авва Дорофей рассказывал, что сначала учение давалось ему с большим трудом. «Когда же я продолжал понуждать себя,— говорил преподобный, — Бог помог мне, и прилежание обратилось мне в такой навык, что от усердия к чтению я не замечал, что я ел или пил, или как спал». Благодаря такой жажде знаний, как бы в награду за свое прилежание, преподобный получил от Бога удивительный дар слова.

Или вот еще пример, более близкий к нам по времени. Замечательный церковный писатель, бывший правящим архиереем Саратовской епархии и ректором нашей семинарии в 1955 – 1958 гг., митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает в своих заметках об удивительных событиях, которые происходили с его однокурсником Николаем (будущим архиепископом Серафимом (Соболевым)). По мнению сверстников, воспитанников СП-б духовной академии, Николай был весьма посредственным учеником. Однако никто не имел такого доверия Богу, никто так горячо не молился, прося у Бога помощи, как он. И Господь видимым образом явил в его жизни свою волю: призвал к монашеству, соделал одним из самых образованных архипастырей и наиболее ярких защитников Православия в ХХ веке. В Болгарии, где жил и служил после революции этот удивительный архипастырь, в народе сохраняется удивительная любовь к нему.

Я еще раз повторю, что время учебы в семинарии — это время постижения не только «внешних» знаний, но и основ внутренней христианской жизни, а жизнь христианина невозможна без молитвы и церковных Таинств, в первую очередь — исповеди и причащения. В них мы обретаем прощение грехов и воссоединение с Богом, от Которого так часто отпадаем по своим грехам, по склонности жить только своим умом и по своей воле. В них Господь подает нам благодатную силу для исцеления, преображения нашего естества, силу исполнять заповеди. И пастырь сам должен жить всем тем, к чему он призван вести людей. Поэтому я также от всей души советую вам научиться жить таинствами Церкви, привиться к лозе, которая есть Христос. Тогда и здесь, и по окончании семинарии, с помощью Божией, вы будете двигаться в верном направлении, восходя от силы к силе, чтобы стать такими пастырями, какими хочет видеть вас Господь.

Но если сущность пастырства, как я уже сказал, не меняется со временем,— то мир, в котором мы призваны нести свое служение, меняется, наоборот, очень быстро. Меняются и люди, которым мы должны рассказать о Христе. Сегодня человек владеет самыми разносторонними знаниями, ему доступны последние достижения техники — и священник для того, чтобы его услышали, должен быть также всесторонне образованным человеком. Сегодня Церковь заявляет о том, что она является полноценной частью российского общества, что к мнению верующих людей необходимо прислушиваться, что народу, называющему себя православным, необходимо узнавать свою веру и воспитывать в вере своих детей — и к такому просветительскому служению мы должны быть готовыми. Должны быть всем для всех, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых, по слову Апостола (см.: 1 Кор. 9, 22). Должны сами выходить навстречу миру, к чему призывает нас Святейший Патриарх Кирилл. Вы сделали прекрасный, самый верный выбор, поступив в духовную школу — сказал недавно на встрече с воспитанниками Московской семинарии и академии Предстоятель Русской Православной Церкви: «А все остальное будет зависеть от нас самих, от нашей способности привлекать благодать Духа Святаго, от нашей способности постоянно учиться, от нашей способности прозревать проблемы современного человека, его внутренний духовный мир». И я хочу отметить, что способность привлекать к себе благодатную помощь Божию Святейший Патриарх поставил на первое место: без нее священник не сможет обрести любовь к своей пастве, явить собой образ Христа, свидетельствовать об иной жизни, так не похожей на здешнюю...

Очень многое из того, что сказано ныне учащимся духовной школы, можно адресовать и к учащим —тем более, что свою работу в СПДС сегодня начинают несколько новых преподавателей. Мы призываем наших воспитанников к тому, чтобы они, закончив курс, продолжали учиться всю жизнь, занимались самообразованием. Точно так же и преподаватель духовной школы должен всю жизнь учиться — не только познавать ту дисциплину, которую преподает, но учиться быть наставником, потому что это тоже особая наука. Необходимо, с помощью Божией, взращивать в себе и терпение, и любовь, и чувство ответственности за тех, кто тебе поручен. Существует замечательное святоотеческое изречение: «Слова назидают, а дела влекут». Когда же слова наставника расходятся с его делами — это производит надлом в душе ученика, который либо испытывает огромную боль, либо внутренне воспринимает это как разрешение быть лицемерным. Если преподаватель или дежурный инспектор проявляют жесткость (а ее не должно быть — во всем должна быть разумная строгость, основанная на любви) — эта жесткость ранит сердца воспитуемых. И если в будущем священник будет холоден к своей пастве, ответственным за это перед Богом будет воспитатель, показавший дурной пример. Как говорил преподобный Марк Подвижник, знание без сообразного ему делания — это остроконечный жезл и он проткнет руку тому, кто думает на него опереться.

Давайте будем помнить об этом, отцы и братия. За каждым богослужением в семинарском храме возносится молитва о «зде учащих и учащихся». Это значит, что мы является единым целым пред Богом в литургическом смысле. Постараемся же стать единомысленными и в нашей общей жизни, в жизни нашей духовной школы.

Кстати, мне хотелось бы отметить такую ее особенность. Еще несколько лет назад к нам поступали абитуриенты более чем из 20 епархий Русской Православной Церкви — от западных областей Украины до Дальнего Востока. Однако в последнее время в нашей стране открылось достаточно много семинарий и духовных училищ. Это естественный и очень отрадный процесс — свидетельство о возрождении Церкви. И вот теперь подавляющее большинство наших абитуриентов и воспитанников составляют жители Саратовской области: ребята, которые ходили в наши воскресные школы, воспитывались в наших храмах, были рекомендованы нашими священнослужителями. Это отрадно: мы видим, что наша епархиальная жизнь также развивается, не стоит на месте. И мы знаем тех, кто к нам поступает, и они знают возможности нашей семинарии, потому что общаются с нашими воспитанниками. Поэтому будем надеяться, что вхождение наших первокурсников в жизнь духовной школы станет для них не очень трудным, и что с первых дней пребывания здесь они отнесутся к учебе и послушаниям как к важнейшему, на сегодняшний момент, делу в своей жизни.

Я еще раз поздравляю вас, отцы и братия, с началом учебного года. Желаю благодатной помощи Божией всем учащим и учащимся здесь. Желаю, чтобы время учебы в духовной школе стало для вас временем самого глубокого познания — Бога, окружающего мира, собственной души; чтобы в вашей жизни исполнились слова Христа к тем, кто уверовал в Него: познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32).