Ваше Преосвященство!
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Я сердечно приветствую всех участников и гостей Одиннадцатых Пименовских чтений! Тема нашего форума — «Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее».
В 2014 году отмечается 700-летие со дня рождения великого русского святого, преподобного Сергия Радонежского, — причем не только как церковный праздник, но и как значимое для всей России церковно-государственное торжество. Почему? Пожалуй, наиболее короткий и емкий ответ на этот вопрос можно найти в словах священника Павла Флоренского: «Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу, к этому Ангелу земли Русской: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука — все эти нити русской культуры сходятся к Преподобному».
К сожалению, процессы, происходящие в нашей стране, свидетельствуют о том, что мы очень плохо знаем отечественную историю, не дорожим ею, совершенно не помним важных исторических уроков и тем более не умеем соотносить их с нашей собственной жизнью и сегодняшним днем Российского государства. И дело не только в том, что современные люди «ленивы и нелюбопытны». Но и в том, что за многие десятилетия советского периода, когда историческая наука была жестко идеологизирована, из сферы исследований изымались целые пласты отечественной истории. В результате были разорваны очень важные внутренние связи, перестали прослеживаться причины, взаимосвязь и взаимовлияние событий, как благоприятных и судьбоносных для нашей страны, так и катастрофически деструктивных. Всероссийское празднование юбилея преподобного Сергия Радонежского — попытка эту логическую взаимосвязь восстановить, осмыслить один из важнейших периодов русской истории, показать роль духовного измерения в судьбах страны. Подобные задачи ставим перед собой и мы, организаторы Пименовских чтений, это один из традиционных принципов нашего форума.
Преподобный Сергий Радонежский всегда воспринимался русским народом как особый покровитель и хранитель Русской земли, а основанный им монастырь, Троице-Сергиева Лавра — как сердце России. Как и все монашествующие, преподобный ушел в глухие радонежские леса ради того, чтобы трудиться только ради Бога, оставил все суетные и ложные попечения этого мира. Но уже через несколько лет вокруг него собирается братство иноков, привлеченных высотой его жизни. А еще через некоторое время в Троицкий монастырь стекается неисчислимое множество людей в поисках утешения, наставления, истинного жизненного примера: от беднейших и безвестных ? до самых богатых и знатных, от крестьян ? до князей... И этот людской поток не иссякает до сего дня. Так привлекает сердца людей, притягивает к себе истинная святость.
Основная черта облика преподобного Сергия — смиренная кротость. По словам автора его жития, преподобного Епифания Премудрого, святой старец служил братии монастыря «как купленный раб»: строил кельи, работал на огороде, шил братии обувь. Учил не столько словами, сколько собственным примером — любви к Богу и людям, внутренней собранности, горячей молитвы. И вот эта подлинная святость, казалось бы, не имеющая ярких внешних проявлений, оказывает необычайно благодатное действие на людей и окружающий мир, преобразует их таинственным образом, и в то же время совершенно явно.
При всей своей внешней простоте преподобный Сергий был глубочайшим богословом, внутренне прозревающим тайны Триединого Божества. Первый храм своей обители он посвятил Святой Живоначальной Троице, «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». В жизни преподобного Сергия опытное переживание духовных истин перерастало из богословия в саму структуру жизни. Внутреннее созидало внешнее, утвердило в Троицкой обители подлинно евангельские основы — атмосферу единодушия, единомыслия, братской любви.
Преподобный Сергий Радонежский нес свое служение более полувека. Суть этого служения можно обозначить словом «собирание». Собирание и в прямом смысле: знаменитые хождения преподобного по Руси совершались им ради примирения русских князей, ведь именно их междоусобицы стали причиной страшного порабощения, монголо-татарского ига над Русью. Молитва и благословение преподобного укрепили великого благоверного князя Дмитрия Донского и русское войско перед решающей битвой на Куликовом поле. С точки зрения исторической служение преподобного стало собиранием единого народа: любовь и внутреннее единство, явленные им в жизни Троицкой обители, стали нравственным идеалом народной жизни, той закваской, которая укрепила и возродила духовные силы русских людей, оказала влияние на дальнейшее государственное и общественное устройство.
Есть множество свидетельств тому, что преподобный Сергий Радонежский не оставил Русскую землю и по своей кончине, что он всегда пребывал с русским народом и особенно явно подавал ему свое заступничество в дни, когда решалась его судьба: от Смутного времени — до Великой Отечественной войны в ХХ веке. Главное духовное завещание преподобного — «непреткновенно в Православии пребывать и единомыслие друг ко другу хранить». Это глубоко выстраданный опыт, первооснова, на которой можно созидать любые взаимоотношения — от личных до общественных. Обе части этого завещания неразрывно связаны друг с другом. Пребывание в вере помогает возрастанию в любви и дает внутреннюю силу как отдельному человеку, так и всему народу, объединяет народ в единое целое. И наоборот, утрата веры в народе ведет к разобщенности, слабости, самым непредсказуемым и гибельным разрушительным процессам. Это истина, проверенная временем, и самое серьезное предупреждение всем нам.
Мне хотелось бы подчеркнуть, что Саратовская земля всегда имела самую глубокую внутреннюю связь с Троице-Сергиевой Лаврой и преподобным Сергием. Наша главная святыня — образ Спаса Нерукотворного, который находится в Троицком соборе Саратова. По преданию, этот образ принесли с собой основатели города, стрельцы, как благословение новому городу-крепости от Троице-Сергиевой Лавры. Даже если это всего лишь легенда, нельзя отрицать близости этой замечательной иконы выдающимся образцам Московской иконописной школы.
С Лаврой были связаны судьбы многих саратовских архипастырей, в том числе ныне прославленных в лике святых: святителя Иннокентия, епископа Саратовского и Пензенского, священномученика Фаддея, архиепископа Тверского и Кашинского. В середине ХХ века на Саратовской кафедре находились архипастыри, которые непосредственно участвовали в возрождении Лавры после ее разорения богоборческой властью: архиепископ Гурий (Егоров), епископ Вениамин (Милов). И, конечно же, самую глубокую связь с Троице-Сергиевой Лаврой всю свою жизнь сохранял приснопоминаемый архиепископ Пимен (Хмелевской).
Он окончил Московскую Духовную Академию в 1953 г., преподавал в Московской духовной семинарии до своего назначения в Русскую духовную миссию в Иерусалиме. С 1957 по 1964 год будущий владыка нес ответственное послушание наместника обители преподобного Сергия, не оставляя богословских трудов и преподавания в МДА. Он заботился об устроении внутренней монашеской жизни, о возвращении монастырю его исторических помещений, о реставрации поруганных храмов в тяжелой атмосфере прямого политического и финансового давления со стороны властей. Об этом подробно рассказывается в его дневниках лаврского периода, опубликованных издательством Саратовской митрополии в 2011 году. В годы пребывания в Лавре архимандрит Пимен проявил себя и как деятельный настоятель, и как опытный администратор, и как тонкий политик — по необходимости отстаивать интересы монастыря. Но главное — он был и оставался монахом, наследником традиции преподобного Сергия, который превыше всего в жизни ставил служение Богу и преданность воле Божией.
В этом году отмечаются две памятные даты: 26 сентября исполнилось 90 лет со дня рождения архиепископа Пимена, 10 декабря — 20-летие со дня его кончины. Я приглашаю всех вас молитвенно почтить память архипастыря. Во вторник 10 декабря Божественная литургия и панихида будут совершаться в Троицком соборе Саратова.
11 декабря состоится очень важное для нас событие — открытие Музея истории Саратовской митрополии. Мы видим в этом восстановление преемственности, возрождение еще одной стороны служения Православной Церкви, присущего ей с древних времен. Сохранение благодарной памяти о тех, кто жил и служил на нашей земле, передача доброго опыта молодому поколению — это наш долг и обязанность.
Я еще раз приветствую и благодарю всех участников и гостей Одиннадцатых Пименовских чтений. Общая направленность нашего форума остается неизменной, однако для секционной работы предлагаются новые актуальные темы.
От души желаю всем вам доброго, взаимополезного общения. Желаю, чтобы обращение к традиционному опыту и духовному наследию нашего Отечества способствовало открытию новых перспектив в вашей учебной, научной, просветительской, общественной деятельности.