Богослужебно-иерархические награды Русской Православной Церкви
2.1. Общие положения о богослужебно-иерархических наградах
2.1.1. Богослужебно-иерархические награды служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя об их достойном служении.
2.1.2. Богослужебно-иерархическими наградами священнослужителей являются:
- возведение в сан;
- части богослужебного облачения, несущие духовно-символическое значение;
- богослужебные отличия (служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы…» или по «Отче наш…»).
2.1.3. Награждение богослужебно-иерархическими наградами производится в строгой последовательности.
2.1.4. Инициатива награждения архиереев и право вручения им наград принадлежит Святейшему Патриарху.
2.1.5. Награждение клириков производится правящим епархиальным архиереем либо, по его благословению, викарным архиереем.
2.1.6. Богослужебно-иерархические награды определяют иерархическое место священнослужителя при соборном богослужении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии.
2.2. Богослужебно-иерархические награды епископов
2.2.1. Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения.
Митрополит — это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ — епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию.
Сана архиепископа и сана митрополита могут быть удостоены архиереи, несущие особо ответственные общецерковные послушания.
2.2.2. При возведении в сан архиепископа архиерей удостаивается права ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита — права ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета.
2.2.3. Право ношения второй панагии принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины.
2.2.4. Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви.
2.2.5. Правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть за особые заслуги удостоен митрополит.
2.2.6. Право преднесения креста за богослужениями принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины (в пределах Украинской Православной Церкви).
2.2.7. Права преднесения креста за богослужениями могут быть удостоены в качестве высшей иерархической награды, в пределах своих уделов, митрополиты, обладающие правом ношения двух панагий.
2.3. Богослужебно-иерархические награды пресвитеров
2.3.1. Последовательными очередными богослужебно-иерархическими наградами для пресвитеров являются:
- право ношения набедренника;
- право ношения камилавки;
- право ношения наперсного креста золотого цвета;
- право ношения палицы;
- право ношения наперсного креста с украшениями;
- возведение в сан протоиерея;
- право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы…»;
- право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…»;
- право ношения митры (для протоиереев), возведение в сан архимандрита (для иеромонахов и игуменов);
- право ношения второго креста с украшениями
2.3.2. Особыми богослужебно-иерархическими наградами, инициатива награждения которыми принадлежит исключительно Святейшему Патриарху, являются:
- право ношения Патриаршего наперсного креста;
- возведение в сан протопресвитера.
2.3.3. Право ношения набедренника. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после пресвитерской хиротонии (пять лет для иеромонахов и священноиноков).
Правила ношения: надевается под фелонь на левое плечо и носится с правой стороны во время богослужения.
2.3.4. Право ношения камилавки. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения правом ношения набедренника (иеромонахи и священноиноки не награждаются).
Правила ношения: Камилавка должна быть фиолетового цвета. Надевается во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных богослужебным уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий. Награждение правом ношения камилавки предусматривает право ношения скуфьи фиолетового цвета (право ношения черной скуфьи, как в храме, так и в повседневной обстановке принадлежит каждому пресвитеру со дня его хиротонии).
2.3.5. Право ношения наперсного креста золотого цвета. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через четыре года после награждения правом ношения камилавки (для иеромонахов и священноиноков — не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения набедренника).
Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.
Примечание: восьмиконечный наперсный иерейский крест серебряного цвета возлагается на пресвитера при рукоположении.
2.3.6. Право ношения палицы. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения наперсного креста золотого цвета. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятнадцати лет.
Правила ношения: надевается под фелонь на левое плечо и носится с правой стороны исключительно во время богослужения (при этом набедренник носится слева).
2.3.7. Право ношения наперсного креста с украшениями. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения палицы. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати лет.
Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы.
2.3.8. Возведение в сан протоиерея. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения наперсного креста с украшениями. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати пяти лет (иеромонахи и священноиноки не награждаются).
2.3.9. Право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы…». Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея (не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения наперсного креста с украшениями для иеромонахов и священноиноков).
2.3.10. Право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…» Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы…»
2.3.11. Право ношения митры (для протоиереев), Возведение в сан архимандрита (для монашествующих клириков). Награждение производится указом Святейшего Патриарха за особые заслуги, но не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…». Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее сорока лет. Срок может быть сокращен в связи с назначением настоятелем кафедрального собора или наместником монастыря, священноархимандритом которого является епархиальный архиерей.
Правила ношения: во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных богослужебным уставом).
Примечание: При возведении в сан архимандрита одновременно возлагается митра.
2.3.12. Право ношения второго наперсного креста с украшениями. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения митры. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее пятидесяти лет.
2.3.13. Право ношения Патриаршего наперсного креста. Награждение производится в исключительных случаях во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви по инициативе и решению Святейшего Патриарха, независимо от продолжительности служения и предшествующих наград.
Правила ношения: клирик, удостоенный права ношения Патриаршего наперсного креста, может носить его вместе с крестом с украшениями. Клирики, награжденные правом ношения Патриаршего наперсного креста и рукоположенные в сан епископа, могут носить данный крест во время богослужений вместо креста с украшениями.
2.3.14. Возведение в сан протопресвитера. Награждение производится в исключительных случаях, во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, независимо от продолжительности служения и предшествующих наград.
2.3.15. По Указу Святейшего Патриарха, в храме может быть благословлено совершение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…».
2.3.16. В кафедральных соборах всех епархий благословляется совершение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…».
2.4. Богослужебно-иерархические награды диаконов
2.4.1. Последовательными богослужебно-иерархическими наградами для диаконов являются:
- право ношения двойного ораря;
- право ношения камилавки;
- возведение в сан протодиакона;
- возведение в сан архидиакона.
2.4.2. Право ношения двойного ораря. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через пять лет после хиротонии награждаемого.
Правила ношения: на левом плече, поверх стихаря; передний конец ораря спускается с левого плеча под правую руку, затем орарем опоясывается спина, а затем он спускается вниз через левое плечо.
2.4.3. Право ношения камилавки. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через десять лет после награждения правом ношения двойного ораря (иеродиаконы не награждаются). Продолжительность служения в священном сане должна составлять не менее пятнадцати лет. Исключением могут быть случаи особого ходатайства епархиального архиерея перед Святейшим Патриархом о награждении старших диаконов кафедральных соборов и особо значимых обителей.
Правила ношения: Камилавка должна быть фиолетового цвета. Надевается во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных богослужебным уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий. Протодиакон, награжденный правом ношения камилавки, может носить скуфью фиолетового цвета (право ношения черной скуфьи принадлежит каждому клирику со дня его хиротонии).
Примечание: Право ношения черной камилавки во время богослужения принадлежит каждому иеродиакону со дня его хиротонии.
2.4.4. Возведение в сан протодиакона. Награждение производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения камилавки. Продолжительность служения в священном сане должна составлять не менее двадцати лет (монашествующие клирики не награждаются). Исключением могут быть случаи особого ходатайства епархиального архиерея перед Святейшим Патриархом о награждении старших диаконов кафедральных соборов и особо значимых обителей.
2.4.5. Возведение в сан архидиакона. Награждение производится по инициативе Святейшего Патриарха независимо от продолжительности служения и предшествующих наград. Данной награды могут быть удостоены старшие протодиаконы Патриарших кафедральных соборов, старшие иеродиаконы в Лаврах, а также в особо значимых мужских ставропигиальных монастырях.
2.5. Награды настоятельниц и насельниц женских монастырей
2.5.1. Монахини, назначенные Священным Синодом настоятельницами монастырей, возводятся в сан игумении с вручением посоха и возложением наперсного креста золотого цвета. В случае оставления ими должности они сохраняют сан игумении и право ношения наперсного креста золотого цвета, но лишаются права использования посоха.
2.5.2. Во внимание к продолжительным трудам на благо Святой Церкви в должности настоятельницы, указом Святейшего Патриарха игумения монастыря может быть удостоена права ношения наперсного креста с украшениями, которое сохраняется пожизненно.
2.5.3. За особые заслуги в трудах на благо Святой Церкви указом Святейшего Патриарха монахиня какого-либо монастыря, а также настоятельница архиерейского подворья может быть удостоена права ношения наперсного креста золотого цвета, которое сохраняется пожизненно.
2.5.4. В исключительных случаях, по инициативе и указом Святейшего Патриарха, независимо от выслуги лет и предшествующих наград, игумении могут быть удостоены права ношения Патриаршего наперсного креста. При этом Патриарший наперсный крест носится в качестве второго креста.
2.6. Об игуменском звании
Чин поставления в игумена, предусмотренный в архиерейском чиновнике, совершается над лицами, назначенными Священным Синодом настоятелями или наместниками монастырей, даже в тех случаях, когда таковыми являются архиереи или архимандриты. При этом игумену вручается посох. Игумен занимает первое место среди пресвитеров при совершении богослужений во вверенной ему обители в период его настоятельства. В случае оставления должности звание игумена сохраняется в память о понесенных трудах.
2.7. Правила использования жезла и посоха
2.7.1. Жезл служит знаком власти над подчиненными и законного управления ими. Разновидностью жезла, используемого вне богослужения, является посох. Только Святейший Патриарх использует жезл без сулка за богослужением и входит с ним в алтарь через царские врата. То же право имеет Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви.
2.7.2. При посещении Святейшим Патриархом епархий Русской Православной Церкви епархиальный архиерей данной епархии имеет право использовать жезл и посох в присутствии Святейшего Патриарха. Во всех других случаях архиереи Русской Православной Церкви не используют жезл и посох в присутствии Святейшего Патриарха.
2.7.3. При соборном архиерейском служении вне Патриаршей епархии или ставропигиальной обители жезл используют первенствующий иерарх и епархиальный архиерей. Вне богослужения каждый архиерей может использовать посох.
2.7.4. Викарные архиереи не используют жезл при сослужении епархиальному архиерею и посох в его присутствии.
2.7.5. Настоятели (наместники) и настоятельницы монастырей имеют право использовать деревянный игуменский посох без креста и украшений по должности, в пределах своей обители. В случае оставления должности настоятель (наместник) или настоятельница не имеет права использовать игуменский посох.
2.7.6. Во время архиерейского богослужения сослужащие настоятели (наместники) не имеют права использовать игуменский посох. В присутствии молящегося в храме, но не совершающего богослужение Патриарха, а также епархиального архиерея данной обители, настоятель (наместник) не имеет права использовать игуменский посох при совершении богослужения. В присутствии молящегося в храме, но не совершающего богослужение иного архиерея настоятель (наместник) может использовать игуменский посох при совершении богослужения. В присутствии архиерея вне богослужения настоятели (наместники) и настоятельницы монастырей не имеют права использовать посох.
2.8. Порядок и сроки подачи ходатайств о награждении духовенства богослужебно-иерархическими наградами
2.8.1. Основным условием награждения клирика богослужебно-иерархической наградой является усердное исполнение им возложенных Священноначалием церковных послушаний. При представлении к богослужебно-иерархическим наградам могут приниматься во внимание возраст, продолжительность служения Святой Церкви, а также образовательный ценз кандидата к награждению. В этой связи межнаградные сроки, установленные настоящим Положением о наградах, являются необходимым, но не определяющим условием для награждения.
2.8.2. Решение о награждении пресвитеров: правом ношения набедренника, камилавки и наперсного креста золотого цвета, а для диаконов — правом ношения двойного ораря — находится в компетенции епархиальных архиереев.
2.8.3. Сведения о награжденных в течение года правом ношения набедренника, камилавки и наперсного креста золотого цвета указываются в годовых отчетах епархиальных архиереев, направляемых Святейшему Патриарху. В случае сокращения установленных настоящим Положением о наградах межнаградных сроков в отчете указываются причины сокращения.
2.8.4. Решение о награждении последующими богослужебно-иерархическими наградами принимается Святейшим Патриархом. С этой целью епархиальные архиереи подают в канцелярию Московской Патриархии ходатайства на имя Святейшего Патриарха о награждении достойных кандидатов.
2.8.5. В случае принятия священнослужителем монашеского пострига епархиальный архиерей может обратиться к Святейшему Патриарху с рапортом о подтверждении (восстановлении) бывших у клирика наград. До получения соответствующей Патриаршей резолюции клирик не возлагает на себя прежние награды, а носит восьмиконечный иерейский наперсный крест серебряного цвета и те награды, которыми в своей компетенции удостоил его епархиальный архиерей.
2.8.6. Награждения богослужебно-иерархическими наградами производятся к празднику Святой Пасхи.
2.8.7. Документы о награждении богослужебно-иерархическими наградами подаются осенью, до 1 декабря предшествующего награждению года.
2.8.8. Ходатайства о награждении оформляются по форме, указанной в Приложении № 1 и направляются в канцелярию Московской Патриархии.
2.8.9. Недопустимым следует считать награждение клирика в один год богослужебно-иерархической и общецерковной наградами, а также награждение ими два года подряд.
Исключениями могут быть следующие поводы:
- Великое освящение храма, в созидании которого потрудился данный клирик;
- 50-летний и 75-летний юбилеи со дня рождения;
- 25-летие и 50-летие служения в священном сане (только для клириков в диаконском сане);
- 25-летие и 50-летие пресвитерской хиротонии.
2.8.10. Право ходатайствовать о награждении сотрудников Синодальных отделов и структурных подразделений Московской Патриархии, принадлежит руководителям этих учреждений и подразделений. Представления о награждении клириков должны быть согласованы с епархиальными архиереями или управляющими викариатствами города Москвы.
2.9. О внеочередных богослужебно-иерархических наградах для духовенства
2.9.1. Представление к внеочередной богослужебно-иерархической награде подается на имя Святейшего Патриарха с обоснованием причин сокращения установленных межнаградных сроков.
2.9.2. Назначение клирика на начальственную должность не дает само по себе права ходатайствовать о его награждении внеочередной богослужебно-иерархической наградой. Такое ходатайство может быть подано в случае, если данный клирик положительно зарекомендует себя на новом послушании в течение не менее трех лет.
2.9.3. В случае принятия решения о рукоположении протодиакона и архидиакона в пресвитерский сан епархиальный архиерей может направить ходатайство на имя Святейшего Патриарха о возложении на клирика палицы при хиротонии.
2.9.4. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии имеет право ношения митры с крестом и использования жезла с сулком.
2.10. О награждении выпускников духовных учебных заведений и лиц, имеющих духовное образование и ученую степень
2.10.1. Выпускники духовных учебных заведений в сане пресвитера могут быть удостоены епархиальным архиереем следующих наград:
- магистры богословия, а также выпускники академии, защитившие выпускную квалификационную работу, — права ношения набедренника и камилавки;
- кандидаты богословия — права ношения набедренника, камилавки и наперсного креста золотого цвета.
2.10.2. Диаконы, защитившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия, могут быть удостоены епархиальным архиереем права ношения двойного ораря.
2.10.3. Данное правило распространяется также на лиц, рукополагаемых в священный сан после окончания духовных учебных заведений и защиты выпускных квалификационных работ, а также после защиты кандидатской диссертации. Данное правило также распространяется на священнослужителей, получивших духовное образование и защитивших выпускную квалификационную работу или кандидатскую диссертацию после принятия священного сана.
2.10.4. Лица в пресвитерском сане, защитившие диссертацию на соискание ученой степени доктора богословия в образовательной системе Русской Православной Церкви, удостаиваются Святейшим Патриархом правом ношения докторского креста. То же касается и лиц, имеющих степень доктора богословия и принимающих пресвитерский сан. Докторский крест может носиться в качестве наперсного священнического креста, но не может использоваться в качестве второго креста.