22 декабря, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, день празднования зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы и празднования в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» г. Саратова.
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Саратовского Юго-Западного округа, заместитель председателя финансово-хозяйственного управления Саратовской епархии иерей Павел Тараканов; настоятель храма иерей Владимир Жилкин; настоятель храма святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, г. Саратова, заместитель ректора СПДС по административно-хозяйственной работе иерей Сергий Петрин; руководитель службы протокола Саратовской епархии, секретарь епархиальной комиссии по сохранению мощей и древних святынь иерей Григорий Родихин; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов.
Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии под управлением регента Филиппа Дмитриевича Павлова.
За богослужением митрополит Игнатий удостоил Архиерейской грамоты флориста храма Светлану Владимировну Рубцову. Благодарственные письма получили алтарник храма Михаил Геннадьевич Зязев и певчая храма Анна Геннадьевна Семенихина.
«Поздравляю с престольным днем — днем, когда мы прославляем Царицу Небесную,— сказал, обращаясь к собравшимся, владыка Игнатий.— Образ, который мы чтим сегодня, — это образ, именуемый ”Нечаянная Радость“. Все мы знаем эту историю: человек, приходя к иконе, молился и после этого шел грешить. И вот в один прекрасный день он видит идущую Матерь Божию, на руках у Нее Младенец, и на руках и ногах Его кровоточат язвы. И когда этот человек спросил, почему происходит такое с Младенцем, Пресвятая Богородица ему сказала: потому что когда вы все, грешники, грешите, вы вновь и вновь умертвляете Моего Сына,— и Я страдаю, и Он страдает. И тогда он покаялся и попросил ему помочь.
Что такое покаяние? Ведь многие думают, что покаяться — это признать свою неправоту, раскаяться, другими словами. Но это ведь не совсем то, о чем идет речь. Есть люди, которые признают свою неправоту, раскаиваются, сожалеют, но ничего в их жизни не меняется. Покаяние предполагает глубинное внутреннее изменение состояния души. Человек, который кается, меняется. По-гречески это называется метанойя —изменение, то есть глубинное изменение нашего состояния. Иуда тоже раскаялся, признал вину, даже сожалел: ”Согрешил я, предав кровь неповинную“,— но пошел и удавился. Покаяние и раскаяние — это совсем не одно и то же. Когда мы чувствуем прощение, чувствуем, что Господь исцеляет нашу грешную, немощную душу? Когда мы признаём, в первую очередь для себя, неправоту перед Богом и просим Божией помощи, Божиего участия в нашей духовной жизни,— чтобы Господь исцелил, уврачевал.
Спаситель дал особое дерзновение Матери Божией ходатайствовать за человеческий род. Когда Он умирал на Кресте, то в лице апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который один-единственный из апостолов не убежал, когда Христос страдал, весь человеческий род усыновил Ей. И вот у нас есть такая великая Заступница, Которая имеет особое дерзновение перед Своим Пречистым Сыном, перед нашим Спасителем, ходатайствовать за наши грехи — о том, чтобы мы не просто покаялись, но изменились. Но изменение может наступить только тогда, когда мы сами этого захотим, когда мы попросим, когда мы почувствуем никчемность всех наших сил, попыток, поймем, что не получается у нас без Бога. Мы хотим, но уповаем только на свои силы, и все идет прахом. У нас слабая, испорченная воля. Но когда Господь входит к нам, тогда мы вместе с Богом можем измениться. Вот многие не могут понять, как божество может войти в человека, ведь это же разные стихии. Святые отцы приводят такой пример: скажем, берется меч, человеческое естество, и накаляется на огне. Огонь и металл не соединились полностью, они пребывают неслитно и нераздельно. Божество сделало состояние человеческого естества совсем иным — иного качества, иной силы. Божественная сила входит в человека, и человек получает совсем иные возможности: что невозможно сделать холодным мечом, можно сделать раскаленным мечом. Каждый из нас призван стать в неком роде сопричастным воскресению Христову и стать богом по благодати, как говорят святые отцы,— не по естеству, а по благодати, потому что мы остаемся людьми и в то же время сродняемся с божеством. И вот так же соединилось человеческое и Божественное естество в Спасителе нашем, Который пришел на землю и стал Человеком для того, чтобы вместе с нами молиться за нас, чтобы принести нам спасение.
Митрополит Вениамин (Федченков), который в последние годы жизни служил здесь, на Саратовской кафедре, застал при жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского, он сослужил ему на Литургии и потом рассказывал, как отец Иоанн молился, как он воспринимал Литургию. У Литургии во всем есть идейное значение, начиная с проскомидии и заканчивая самым последним возгласом. Если то, что в начале, символизирует Рождество Христово и происходит тихо в алтаре, то далее следуют распятие и воскресение. И вот когда наступает время молитвы ”Отче наш“, то Спаситель мира от лица человеческого рода вместе с нами молится нашему Небесному Отцу и просит: “Прости нам долги наши, как и мы прощаем”. Но как мы оставим и простим нашим должникам, так и Он нам простит. Не потому, что Он скажет: “Вы не простили, и Я вас не прощу”. Это просто такая аллегория. Человек, который не простил, не сможет принять прощение и любовь, он не способен становится к этому по своей природе, он не впускает Господа, потому что Господь хочет войти, но только туда, где Его принимают, где Его ждут. Туда, где Его не впускают, Он не может войти, потому что Царствие Божие не от мира сего. Это Царство тех, кто пожелал спасения души. Господь дал нам свободу, и эту свободу никогда у нас не отнимает, и только от нас зависит, как мы ей распоряжаемся. Давайте будем молить Пречистую Богородицу Деву, чтобы Она умолила Своего Пречистого Сына, и избирать Божию волю, свою волю ей добровольно подчинять, чтобы мы были не просто загнанными людьми, которые от обстоятельств пришли к Богу. Впереди нас ждет вечность, и как мы проведем здесь, на земле, те дни, которые Бог нам отвел, будет зависеть, где мы окажемся в вечности. Мы быстро проживаем свою жизнь на этой земле, очень мало живем, а когда переходим в вечность, становится все иначе. Поэтому давайте, дорогие братья и сестры, об этом помнить. Если мы имеем на кого-то обиду, давайте ее простим, потому что Господь прощает нам гораздо больше. У нас у всех есть свои изъяны, недостатки, и мы же все хотим, чтобы нас простили, правда? Будем же и мы тогда прощать.
Люди, которые имеют злобу, обиду, делаются неспособными ничего принимать. Они отталкивают от себя все хорошее, что Господь дает. Такая вот аксиома. У нас у всех есть свои грехи, слабости, мы все немощны, и Господь нас наказывает, как принято говорить, не за то, что мы где-то согрешили, а за то, что мы не покаялись, потому что нет человека, который бы не согрешил, только один Спаситель без греха. Покаяться надо, исправиться, попросить Его, почувствовать в Нем нужду, и Он нас не оставит никогда Своей милостью и Своим человеколюбием».
По окончании Литургии было освящено коливо, возглашено многолетие. Завершился праздник общей трапезой.
Пресс-служба Саратовской епархии