В Неделю 4-ю Великого поста Православная Церковь отмечает память преподобного Иоанна Лествичника, игумена горы Синайской — святого VI–VII веков, главный труд которого — «Лествица, возводящая на небо» — на протяжении многих столетий является настольной книгой ищущих спасения. Путь к добродетели и совершенству показан в ней в виде тридцати ступеней.
В наши дни некоторые считают, что «Лествица» — книга для монахов, а мирянам изучать ее не нужно и даже вредно. Для того чтобы понять, насколько это расхожее мнение ошибочно, достаточно открыть саму книгу и прочитать в ней что-то дальше «пугающего» заголовка первой главы — «Об отречении от жития мирского». Вдумчивый читатель и сегодня найдет здесь множество советов о духовной жизни, полезных во все времена. Подборку цитат из этого духовного творения, актуальных в том числе для современных христиан, мы сегодня предлагаем вам.
***
Отречение от мира есть… отвержение естества, для получения тех благ, которые превыше естества.
***
…когда будешь обижен - терпеть мужественно; когда на тебя клевещут - не негодовать; когда уничижают - не гневаться; когда осуждают - смиряться. Блаженны ходящие стезями показанного здесь пути, яко тех есть Царство Небесное.
***
О спасении других не все подлежим ответу; ибо божественный Апостол говорит: темже убо кийждо нас, братие, о себе слово даст Богу (Рим. 14, 12). И опять: научая иного, себе ли не учиши? (ср.: Рим. 2, 21). Как бы сказал: все ли должны мы пещись о других, не знаю; о самих же себе всячески должны мы заботиться.
***
Добрый и благоустроенный нрав приобретается многим трудом и подвигом, но можно в одно мгновение потерять то, что было приобретено и многим подвигом.
***
Когда мы, в намерении и разуме смиренномудрия желаем покорить себя ради Господа, и без сомнения вверить спасение наше иному: то, еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели.
***
…сколько вера цветет в сердце, столько и тело успевает в служении…
***
Ртуть может служить для нас, о други, превосходным образцом повиновения: она спускается ниже всякой жидкости, и никогда не смешивается ни с какою нечистотою.
***
Безрассудный, когда его укоряют или осуждают, оскорбляется и старается противоречить, или немедленно просит прощения у своего обличителя, не по смирению, но только, чтобы прекратить выговор. Когда бьют тебя выговорами и укоризнами, молчи, и принимай душевные прижигания. Или лучше сказать, светильники чистоты. Когда же духовный врач твой перестанет тебя обличать, тогда кайся пред ним: ибо в самом действии гнева он, может быть, и не примет твоего покаяния.
***
По качествам страстей наших, должно рассуждать, какому руководителю отдаться нам в повиновение, и сообразно с тем такого и избирать. Если ты невоздержен и удобопреклонен на плотскую похоть, то да будет твоим обучителем подвижник, и в отношении к пище неумолимый, а не чудотворец, и который готов всех примирить и угощать трапезою. Если ты высокомерен, то да будет твоим руководителем человек суровый и неуступчивый, а не кроткий и человеколюбивый. Не должно искать таких руководителей, которые бы имели дар пророчества или прозрения, но прежде всего истинно смиренномудрых, и по нраву и местопребыванию своему приличных нашим недугам.
***
…не радуйся и не хвались, когда ты мужественно терпишь досады и бесчестия: напротив плачь о том, что ты сделал нечто достойное выговора…
***
Пользу послушания возвестят тебе те, которые отпали от него; ибо они тогда только узнали, на каком стояли небе.
***
Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни.
***
Кто плачет о себе, тот не видит, плачет ли другой, и пал ли он; и не станет судить других.
***
Признак разрешения от грехов состоит в том, что человек всегда почитает себя должником перед Богом.
***
Как отцы утверждают, что совершенная любовь не подвержена падению, так и я утверждаю, что совершенное чувство смерти свободно от страха.
***
Не желай словами уверять всех в твоем расположении к ним, а лучше проси Бога, чтобы Он открыл им любовь твою неведомым образом; иначе не достанет тебе времени на изъявление любви к ближним и на умиление.
***
Воздыхания наши и сетования вопиют ко Господу; слезы, происходящие от страха, ходатайствуют о нас; а те, которые от всесвятой любви, являют нам, что моление наше принято.
***
Как твердый и остроугольный камень, сталкиваясь и соударяясь с другими камнями, лишается всей своей угловатости, неровности и шероховатости, и делается кругловидным: так и человек вспыльчивый и упорный, обращаясь с другими грубыми людьми, получает одно из двух: или терпением исцеляет язву свою, или отступает, и таким образом очевидно познает свою немощь, которая, как в зеркале, явится ему в малодушном его бегстве.
***
Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек непомнящий зла опередил их. Отпустите мало, и отпустят вам много.
***
Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписывает вину не согрешающему, но подущающему его бесу.
***
Ставшим на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах, и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом…
***
…глаза, которые закрывались от дремоты во время правила, открываются, как только оно кончилось.
***
Утесняй чрево воздержанием, и ты возможешь заградить себе уста; ибо язык укрепляется от множества снедей.
***
…невозможное дело, чтобы кто-нибудь победил свою природу; и где природа побеждена, там познается пришествие Того, Кто выше естества; ибо, без всякого прекословия, меньшее упраздняется большим.
***
Часто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия приключающимся бесчестием.
***
…смирение есть познание благодати и милосердия Божия.
***
Кто просит от Бога меньше того, чего он достоин, тот, конечно, получит более, нежели чего стоит.
***
Что иногда бывает врачевством для одного, то для другого бывает отравою; и иногда одно и то же одному и тому же бывает врачевством, когда преподается в приличное время, не во время же бывает отравою.