Главный престол в 1948 году епископом Саратовским и Вольским (1947-1949) Борисом (Виком; †1965).
В 1995 году, по благословению архиепископа Саратовского и Вольского Александра (Тимофеева †2003), в правом приделе во имя святителя Николая Чудотворца был совершен чин положения антиминса.
18 февраля 2011 года, по благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина, в левом приделе в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», протоиерей Сергий Догадин в сослужении духовенства собора совершил освящение престола.
28 декабря 2020 года указом митрополита Саратовского и Вольского Игнатия храму присвоен статус собора и статус Архиерейского подворья.
Настоятель: иерей Александр ЧЕБОТАРЕВ
Ключарь: протоиерей Сергий ДОГАДИН
Благочинный: иерей Роман ПОРШНЕВ
Клирики:
- ковчег с мощами Радонежских святых;
- ковчег с мощами Киево-Печерских святых;
- ковчег с мощами Константинопольских святых;
- икона с частицей мощей прп. Евфросинии Полоцкой;
- икона с частицей мощей сщмч. Гермогена Долганева.
С понедельника по субботу: Литургия в 08:00. В воскресенья и праздники: ранняя Литургия в 07:00, поздняя Литургия в 09:00. Ежедневно: вечернее богослужение в 17:00. Собор открыт в течение всего дня. Дежурный священник находится в храме в будние дни до 14:00, в праздничные и выходные до 15:00. Читаются акафисты (во время вечернего богослужения): по понедельникам - Божией Матери, по четвергам - святителю Николаю Чудотворцу, по воскресеньям - Божией Матери, Иисусу Cладчайшему.
Вначале была построена деревянная церковь. Так, «Саратовские губернские ведомости» писали: «Новая церковь в Саратове… во имя Сошествия Святого Духа на апостолов, устроена при содействии преосвященного Иакова в 1844 году».
В 1855 году вместо старой, деревянной, построена каменная церковь и каменная же колокольня на средства почетного гражданина Саратова купца первой гильдии Петра Федоровича Тюльпина. Освящение Духосошественской церкви произошло несколько позднее, лишь 05 октября 1858 года. Освятил ее Преосвященный Иоанникий I (Горский; †1877), епископ Саратовский и Царицынский. По штату при церкви были положены три священника, один диакон и три псаломщика. Церкви принадлежали здания каменной церковно-приходской школы и деревянной сторожки.
В конце 1920-х годов Духосошественская церковь была захвачена обновленцами, но спустя полгода клир храма принес покаяние. Предположительно после закрытия Александро-Невского кафедрального собора Духосошественская церковь получила статус соборной.
Постановлением Президиума Нижне-Волжского краевого исполкома советов РК и К депутатов от 06 октября 1931 года колокола собора были изъяты для нужд промышленности. В 1939 году храм был закрыт и превращен в зернохранилище. Однако здание почти не пострадало, и, когда 17 декабря 1947 года храм вновь был открыт, его стены были лишь заново расписаны. В 1948 году главный придел был заново освящен Преосвященнейшим Борисом (Виком; †1965) и в нем начались регулярные богослужения.
Постановлением Саратовской Областной Думы от 17 ноября 1994 года № 7-59 Духосошественская церковь признана памятником истории и культуры регионального значения.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II № 1115 от 16 марта 2001 года в связи с аварийным состоянием кафедрального Свято-Троицкого собора статус кафедрального был придан Духосошественскому собору. В крипте под главным алтарем собора погребен приснопамятный Архиепископ Саратовский и Вольский Александр (Тимофеев †2003).
В 2014 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла № У-01/169 от 10.10.2014 г. «В связи с завершением реставрационных работ присвоить Свято-Троицкому храму г.Саратова статус кафедрального собора. Церкви Сошествия Святого Духа г. Саратова, временно имевшей статус кафедрального собора, официально именоваться «Храм Сошествия Святого Духа».
Детская воскресная школа: посещается детьми в возрасте от 5 до 15 лет. Занятия проходят в трех группах: дошкольной и начальной школы, средней, старшей, по субботам с 15:00 до 17:00. Изучаются Библейская история, богослужение Русской Православной Церкви, церковнославянский язык. При храме существует библиотека. По воскресеньям, после поздней Литургии, проводятся просветительские беседы для взрослых.
Прихожанами и служащими собора ведется благотворительная деятельность. Ежемесячно, к двунадесятым праздникам посещается Дом ребенка. Собираются вещи, предметы быта и ухода для раздачи нуждающимся.
Храм сотрудничает с Гуманитарно-экономическим лицеем и средней школой № 11 Волжского района: ежемесячно проходят встречи учащихся со священником, организуются экскурсии по храму на Светлой седмице.
Приложение: О. К. Пудовочкина. Духосошественский собор
У подножия Соколовой горы, недалеко от моста через Волгу, стоит пятиглавая церковь во имя Сошествия Святого Духа. С горы храм смотрится как дивный уголок прошлого. Этой церкви почти полтора века.
С зарождением промышленности и ростом товарооборота по Волге к сороковым годам девятнадцатого века Саратов стал крупным городом. Он рос не только в южном и юго-западном направлении, постепенно застраивались свободные участки за Глебучевым оврагом, образовывая Большую Горную и Соколовую улицы с переулками.
С переводом в 1822 году мужского Спасо-Преображенского монастыря за город, к Лысой горе, его церковь стала приходской для жителей Затона и новостроек. Ныне на месте снесенной в 30-е годы церкви возвышается здание института усовершенствования учителей (ул. Большая Горная, 1). К концу первой половины между Горной и Соколовой улицами появился молитвенный дом. В 1844 году на месте этого дома на пожертвования была построена деревянная церковь во имя Сошествия Святого Духа.
Газета «Саратовские губернские ведомости» за 12 февраля 1844 года сообщала, что храм освящен 30 января «сего 1844 года» протоиереем Гавриилом Ивановичем Чернышевским с тремя священниками при большом стечении народа. Были упомянуты и особо щедрые жертвователи: купец Петр Степанович Славин дал 300 брусов лесу, купец Семен Дмитриевич Парусинов пожертвовал на строительство 1000 рублей, а резчик Михаил Макарович Горбунов сделал иконостас. Церковную утварь и богослужебные книги дали городские церкви.
В 1855 году у почетного гражданина Саратова купца первой гильдии Петра Федоровича Тюльпина скончался 27-летний сын — титулярный советник Николай Петрович Тюльпин. В память о безвременно ушедшем сыне супруги Тюльпины решили на месте деревянной Духосошественской церкви построить каменный трехпрестольный храм, причем один престол должен был быть в честь небесного покровителя их сына — Николая Чудотворца.
Петр Федорович Тюльпин пользовался большим авторитетом среди купечества и других жителей Саратова. Он дважды избирался на пост городского головы. Саратовцам была известна склонность Тюльпина и его супруги к жертвованию больших взносов на это благое дело — 767 руб. 44 коп. серебром. В 1858 году на средства Тюльпиных было открыто и содержалось убежище святого Хрисанфа, где дочери бедняков обучались грамоте и рукоделию. Тюльпин передал в пользу города капитал, проценты с которого использовались для благотворительных целей. Эти проценты, например, были одним из источников средств для попечительства о бедных при церкви Александровского училища. Попечительство выдавало пособия беднякам и содержало богадельню на 30 человек.
Церковь была возведена очень быстро — к концу 1855 года. В 1856 году были освящены ее боковые алтари — 19 июля правый придел (во имя Знамения Пресвятой Богородицы), 26 августа 1856 года левый придел (во имя свят. Николая Чудотворца) и 5 октября 1858 года центральный престол (во имя Сошествия Святого Духа).
Церковь имела большой приход и на пожертвования постепенно богато украшалась. На четырехъярусной колокольне было 13 колоколов. Самый большой, весом 431 пуд 15 фунтов, был украшен отлитыми на нем иконой Сошествия Святого Духа, фигурами ангелов и имел надпись: «Колокол сей сооружен усердием Храмоздателя почетного гражданина и первой гильдии купца Петра Федоровича и супруги его Дарьи Хрисанфовны Тюльпиных в память сына…» Второй колокол весил 116 пудов, а 11 малых были весом от 52 пудов до 13 фунтов. В храме было много икон в сребропозлаченных ризах, дорогая утварь, евангелия в серебряных с драгоценными камнями окладах, библиотека церкви насчитывала свыше ста богослужебных книг.
Пожертвования на храм поступали не только деньгами и вещами, но и ценными бумагами. В 1880 году по билету внутреннего выигрышного займа Духосошественская церковь выиграла по тем временам громадную сумму — 200 000 рублей. Деньги были положены в Саратовский городской общественный банк, и Синод разрешил с процентов этой суммы выдавать ежегодно 2800 рублей пособий церковнослужителям.
Имея такие деньги, церковь постепенно построила дома для богадельни, церковно-приходской школы и для священников. Все здания расположились рядом с церковью.
Богадельня открылась в 1880 году и опекала около 20 стариков.
Церковно-приходская школа для детей из бедных семей начала работать в 1885 году, а уже в 1887 году в ней обучалось 64 мальчика и 47 девочек. Три священника и три учителя преподавали Закон Божий, грамоту и церковное пение. В годы первой мировой войны, когда из западных губерний в Саратов хлынул поток беженцев, Духосошественская церковь открыла вторую школу для детей других конфессий. В ней училось 25 детей иудейского вероисповедания и 14 детей католиков. После революции школы были отделены от церкви, постепенно ликвидирована и богадельня. Для церкви настали трудные времена.
С 1918 года храм, по договору с горисполкомом, содержали верующие. Договор этот неоднократно расторгался. Второго декабря 1930 года Саратовский горсовет своим распоряжением запретил церковный звон в городе, колокола со всех храмов были сняты.
2 сентября 1934 года Саратовский горисполком издал распоряжение о временном закрытии ряда церквей города, в том числе и Духосошественской, и о передаче их под зернохранилища. В Духосошественскую церковь предписано было засыпать не менее 1650 тонн зерна.
Однако в ноябре 1935 года церковь вновь удалось открыть для богослужений. Коллектив церкви продержался до 1939 года. Постановлением Саратовского горсовета от 17 июня 1939 года Духосошественская церковь была закрыта. 13 июня 1941 года горисполком рассматривал ходатайство Волжского райсовета об использовании здания церкви под кинотеатр. Но этому страшному намерению не суждено было осуществиться.
После войны верующие неоднократно обращались к властям с просьбами об открытии храма, и только 2 января 1948 года горисполком вынес решение: «Ходатайство группы верующих об открытии Духосошественской церкви удовлетворить».
При активной помощи епископа Саратовского и Вольского Бориса церковь была возрождена. В последующие годы в почти миллионном городе было всего два храма. Не поэтому ли всякий, кто входит в эту церковь, чувствует ее особенную атмосферу духовности и добра?
При подготовке материала были использованы:
-
Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. С. 1-2.
-
В. Х. Валеев. Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстр. справочник. Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1990. С. 30-33.
-
Н. Н. Семенов. Старый Саратов. Фотоальбом. Из частной коллекции. С. 1, 21-23.
-
И. Гнатюк. Золото куполов. // Богатей, № 39, 1998. С. 6.
-
А. Демидов. Храм у дороги: Беседа о сегодняшнем дне Духосошественского собора с его настоятелем отцом Николаем. // Саратов, 14 ноября 1991.
-
Мелодия Саратова. Саратов: Приволжское изд-во «Детская книга», 1995.
-
Православная вера. № 14, 1994. С. 4.
-
Православная вера. № 10 (39), 1995. С. 3.
-
Православная вера. № 10 (63), 1996. С. 4.
-
Фото из архива проекта «Река времени».