Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Беседы с Архипастырем. О чтении Священного Писания и духовной литературы. Часть 1
Просмотров: 5548     Комментариев: 0

Текстовая версия телепрограммы

20 декабря вышла в эфир телепрограмма из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленная телестудией Саратовской митрополии.

Вед.: Продолжается Рождественский пост ― время, когда христиане духовно готовят себя к празднику Рождества Христова. Мы уже не раз говорили о том, что настоящий пост ― это не только ограничения в пище. Нужно постараться исправить свою жизнь, собраться внутренне и внешне ― уделить больше внимания молитве, посещению храма, чтению... Именно о чтении Священного Писания и духовной литературы мы беседуем на этот раз с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

Владыка, духовно опытные люди советуют читать Евангелие обязательно каждый день. Еще ― Апостольские послания, Псалтирь… К сожалению, сегодня работающему человеку очень трудно выбрать время для этого. Почему все-таки необходимо читать Евангелие ежедневно, что это дает человеку?

Митрополит Лонгин: Чтение Евангелия является не просто неотъемлемой частью христианской жизни, но ее основой. Есть очень много хорошей духовной литературы. Но Евангелие — это первоисточник, это слово Божие, которое должно постоянно звучать в человеческом сердце. Вот почему Священное Писание, и прежде всего Новый Завет, христианину нужно читать обязательно.

Традиция ежедневного чтения Евангелия очень древняя. Такое чтение может быть разным. Некоторые читают по одной главе в день, некоторые по зачалам — отрывкам, которые звучат в этот день за Божественной литургией, следуя тем самым за чтениями церковного года. Есть и такая распространенная практика (и я хотел бы ее рекомендовать ):  читать в день три главы Нового Завета ― по одной главе Евангелия и по две из Апостола (книги Деяний и посланий апостольских). Если так читать, то и Евангелие, и апостольские чтения заканчиваются примерно в одно и то же время.

Кроме того, в личное молитвенное правило христианина обычно входит Псалтирь. Как ее читать — по кафизме в день, или хотя бы по одной части кафизмы, по «Славе…», — это зависит от возможностей человека и от потребностей его сердца. На самом деле найти время на то, чтобы прочитать одну, две, даже три главы Священного Писания не так трудно. Скажем, у меня это занимает до пятнадцати минут в день, и я с трудом представляю себе, чтобы человек не мог найти несколько минут для чтения…

Вся жизнь человека весь этот день должна проходить под знаком прочитанного. По слову преподобного Серафима Саровского, ум должен вращаться в словах Священного Писания. Если человек начнет день с чтения, и потом, в течение дня, независимо от его обязанностей и занятий, будет хотя бы вспоминать о том, что он прочитал (а еще лучше стараться исполнить) ― он получит большую духовную пользу. Как и всё доброе, этот навык приобретается со временем, нужно только  приложить усилия.

Вед.: Владыка, а что такое духовная литература? Какие книги соответствуют этому понятию?

Митрополит Лонгин: Это понятие достаточно широкое. Конечно, в основе ― книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. Затем толкования на Писание ― это литература, которая в доступной форме объясняет и дополняет его.

Есть огромный корпус аскетической монашеской литературы: это книги, в которых изложен духовный опыт людей, сумевших жить согласно Евангелию, как правило, тех, кто признан Церковью святыми. Чтение таких книг помогает нам, хоть мы и не ведем столь же напряженную аскетическую жизнь, стать причастниками опыта святых, пользоваться его плодами. Еще сюда же можно отнести жизнеописания подвижников, святых угодников Божиих.

В общем, это большой корпус книг, и он постоянно дополняется. В последние десятилетия появились замечательные духовные книги наших современников, ныне живущих или живших совсем недавно. Все эти книги говорят об одном: как жить человеку сегодня, в тех условиях, в которые он поставлен, но при этом исполнять заповеди Божии ― так же, как их исполняли те, кто жил и сто, и тысячу, и почти две тысячи лет назад.

Вед.: Почему при чтении Священного Писания надо обязательно знакомиться с толкованиями святых отцов? Почему нельзя доверять исключительно самому себе?

Митрополит Лонгин:Собственно говоря, любую древнюю книгу невозможно понять без толкований. Любой текст может быть адекватно воспринят только в обширном контексте ― в контексте своего времени, культуры, истории того народа, где он появился. С помощью толкований, объяснений читающий приобщается к реалиям этого текста. Это первое.

Второе: как правило, святоотеческие толкования созданы людьми, которые жили гораздо ближе к эпохе Христа и апостолов, чем мы с вами. Это объяснения людей, знавших такие подробности из земной жизни Спасителя, из истории Церкви, о которых мы сегодня можем даже не подозревать.

И потом надо понимать: Священное Писание не упало с неба в  готовом,  привычном для нас виде. Священное Писание родилось в Церкви ― это книги, отобранные самой Церковью, в которых она увидела ту Истину, которую знала изначала. Церковь едина в понимании их смысла, и это единство отражено в толкованиях святых отцов. Поэтому когда современный человек берет книгу и говорит: «Вот сейчас-то мы начнем все с чистого листа, поскольку мы люди умные, гораздо умнее тех, кто жил раньше, и сейчас найдем здесь то, чего никто не находил» — он действительно что-то находит, что называется, «от ветра головы своя». Но насколько это соответствует самому Священному Писанию? Как правило, или очень мало, или даже противоречит ему. Я не хочу сказать, что сегодняшнему человеку недостает глубины, но у него отсутствует знание реалий того времени, в которое текст был создан: исторических, политических событий, духовных движений. Поэтому, не учитывая толкований тех или иных книг Священного Писания, невозможно правильно их воспринять.

Вед.: Владыка, у нас есть несколько вопросов от наших телезрителей и посетителей портала «Православие и современность». Владимир спрашивает: «Скажите, можно ли читать Новый Завет и Псалтирь в современных переводах на русский язык?»

Митрополит Лонгин: Да, можно и  даже нужно. Хорошо знакомиться и со славянским текстом, чтобы понимать его за богослужением. Но дома нужно читать на русском или на том языке, который является для человека родным. Священное Писание переведено сегодня на подавляющее большинство языков мира, и, конечно, надо читать на том языке, который тебе понятен и близок.

Вед.: Надежда задает вопрос: «Нужно ли читать весь Ветхий Завет по порядку, начиная с первой главы первой книги, или можно прочитать отдельные книги, а какие-то пропустить? Нужно ли молиться перед чтением Ветхого Завета, как перед чтением Евангелия, и как?»

Митрополит Лонгин: Молиться надо перед началом любого дела. В молитвословах есть молитвы перед чтением Священного Писания — можно их прочитать, а можно своими словами попросить у Бога разумения и помощи, так же, как мы просим Его помощи в других делах.

Чтение Ветхого Завета сложнее, чем чтение Нового Завета. Это очень древние книги, и ситуации, которые в них описываются, происходили так давно, что многое мы не можем понять и принять ― опять же без толкования. Но читать Ветхий Завет нужно, потому что Новый Завет происходит из Ветхого, эти две части Библии неразрывно связаны друг с другом.

Думаю, возможны разные способы чтения Ветхого Завета. Самый простой — читать от начала до конца, подряд. Кто-то делает это спокойно, а кто-то «застревает» в излишних подробностях древнего быта еврейского народа, например, описываемых в книгах Второзакония и Чисел. Если так, то можно их пропустить, потому что там действительно много того, что касается истории народа в большей степени, чем истории спасения человечества. Но желательно все-таки прочитать Ветхий Завет полностью.

Стоит ли его читать постоянно, ежедневно, так же, как Новый Завет — это решать самому человеку. В Ветхом Завете тоже очень много назидательного и полезного. Такие книги, как Псалтирь, Притчи, книги Премудрости Соломона и Иисуса, сына Сирахова, пророческие книги и  целый ряд других ― необыкновенно поучительны. Христиане первых веков, у которых еще не было той массы духовной литературы, которую мы имеем сегодня, вдохновлялись именно образами Ветхого Завета. Вспомним Великий канон преподобного Андрея Критского, который мы читаем во время Великого поста. Ветхий Завет был главным назидательным чтением христиан на протяжении многих столетий! Они видели в этих книгах самое главное, ведь сквозная линия, которая проходит через весь Ветхий Завет — это взаимоотношения человеческой души и Бога. Там есть замечательные образцы, прекрасные примеры того, как нужно поступать человеку, и как ни в коем случае нельзя.

Это глубокая и поучительная книга, в ней можно найти очень много смыслов. Жаль, что для современного человека Ветхий Завет постепенно «умолкает»: его книги ему неинтересны,  хотя и сегодня христианину можно почерпнуть в них много полезного.

 


Какие книги можно посоветовать человеку, который хочет открыть для себя мир Православия? Кого из современных авторов можно порекомендовать? Нужно ли читать Книгу Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис) и искать в ней параллели с сегодняшним днем? На эти вопросы Митрополит Лонгин ответит в следующем выпуске программы.