Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Беседы с Архипастырем. Рождественский пост
Просмотров: 3451     Комментариев: 0

Текстовая версия телепрограммы

20 декабря вышла в эфир новая телепрограмма из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленная телестудией Саратовской митрополии.

Вед.: Мы продолжаем беседовать о Рождественском посте с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином. Владыка, на нашу почту пришел такой вопрос: «Если семья у меня пост не держит, а я очень хочу поститься, как мне поступить? Ирина».

Митрополит Лонгин: Готовить для семьи то, что ест семья, а для себя ? что-то постное. Моя бабушка всегда так делала. Все ее близкие не постились, а она постилась всегда. Что-то себе делала, готовя обед,— кашу, супчик постный, постилась ? и никто не знал об этом. Она вообще эту проблему ни перед кем не ставила: готовила полноценные обеды, завтраки, ужины для своих близких, а сама соблюдала пост всю жизнь. И я знаю, раньше таких людей было много. Они делали это, не считая подвигом, не переживали по этому поводу, никого ни в коем случае не упрекали, а сами постились. И это было лучшим примером, гораздо более действенным, чем если бы они кого-то пытались заставлять поститься.

Вед.: «Я в церкви 10 лет. За это время я научилась находить определенные компромиссы, готовить вкусную постную еду, даже в праздничном варианте. Но все же пост — это самоограничение. Не согрешаю ли я тем, что стараюсь готовить вкусно и для себя, и для других?»

Митрополит Лонгин: Я бы посоветовал, как автору предыдущего вопроса, держаться такой практики: готовить непостную пищу тем, кто не постится, а самой по мере сил поститься.

Вед.: Я помню, Владыка, вы рассказывали про одну из прихожанок, которая в пост не ест варенье, хотя его можно есть в пост…

Митрополит Лонгин: Да, лучше отказаться от каких-то видов пищи, которые формально являются постными, но к которым у человека есть пристрастие. Ведь пост — это действительно самоограничение.

Вед.:  Следующий вопрос:«Я читала, что лучше недопоститься, чем перепоститься. Как это понять?»

Митрополит Лонгин: Лучше всего просто поститься. «Перепоститься» - имеется в виду, что не стоит брать на себя сразу какие-то очень высокие подвиги. Скажем, если человек, прочитав Древний патерик или другие монашеские книги, пытается соблюдать тот устав о посте, который печатается иногда в наших календарях, и который происходит как раз из древних монашеских обителей; начинает себя утеснять, не рассуждая. Но не надо забывать, что мы сейчас, в нашей повседневной жизни питаемся далеко не так, как христиане в IV–V веках, населявшие египетскую пустыню. Для них тот пост, который они держали, не очень сильно отличался от их обычного рациона. Но если сегодня от нашей обычной разнообразной пищи резко перейти на хлеб и воду — много чего может случиться с человеком. Вот в этом плане, я думаю, это выражение правильное: лучше недопоститься, чем без рассуждения попытаться сразу вскочить на ту высоту, которая для нас сегодня малодоступна.

 Вед.:  Следующий вопрос от Ольги: «У меня нет силы воли соблюдать длительные посты. Когда я не ем мяса, я становлюсь злой и грубой. Мне, наверное, легче отказаться от телевизора, чем не есть мяса. Я и правило читать не могу, ничего не могу делать регулярно. Иногда даже бывают мысли, что Православие не для меня. Что мне делать?».

Митрополит Лонгин: Думаю, нужно постепенно учиться посту. Надо начать поститься по средам и пятницам, попробовать хотя бы год так пожить, и уже будет легче. И еще нужна правильная мотивация, мы говорили об этом в самом начале. Время поста нельзя рассматривать как некое измывательство над самим собой, когда человек непонятно из-за чего лишается очень хороших нужных вещей. Это самоограничение ради Бога. Но сегодня у человека нет привычки к самоограничению в принципе, это общая особенность. Все меньше и меньше людей готовы себя в чем-то ограничивать, потому что нам всем, с раннего детства до старости, говорят, что наша задача — взять как можно больше от жизни, от  людей, от окружающего мира и ни в коем случае себя, дорогих и любимых, ни в чем не ущемлять. Это губительная идеология, которая может уничтожить человечество: мы можем превратиться в группу особей, которые будут только требовать чего-то, а, не получая, друг друга уничтожать. Это страшное качество, с ним нужно бороться, нужно что-то ему противопоставлять. И, кстати, пост — очень хорошее средство для того, чтобы начать бороться с этим господствующим сегодня в мире явлением.

Вед.:  Общество потребления…

Митрополит Лонгин: Это даже хуже, чем общество потребления. Это общество, в котором уже никаких целей, выше материальных, не остается у человека.

Я бы посоветовал задуматься автору этого вопроса и постараться как-то проверить себя: «Что я могу сделать? От чего могу отказаться?». Если не ради Бога, если пока это сложно и трудно воспринимается, а ради других людей? И потихонечку начинать себя к этому приучать.

Вед.: Будут ли в этом году в Саратове богослужения в новогоднюю ночь?

Митрополит Лонгин: Да, как и в предыдущие годы, целый ряд храмов Саратова будет открыт в новогоднюю ночь, и в них будут совершаться богослужения. Это Троицкий собор, храм «Утоли моя печали», Казанский, храм Рождества Христова, может быть, ряд других. Это новая традиция, возникшая в последние годы, и она, я думаю, оправданна. Хоть мы и говорим о том, что нет ничего преступного в праздновании Нового Года, но все-таки для очень многих верующих, церковных людей более привычно праздники встречать в церкви. Эта традиция зародилась в Москве, на моих собственных глазах, и, кстати, ее «автором» был отец Тихон (Шевкунов). У него в Сретенском монастыре впервые начали совершать богослужение в новогоднюю ночь, потом и в других московских храмах. И когда я приехал в Саратов, здесь это нашло поддержку. Не скажу, что храмы в эту ночь ломятся от народа, но какой-то основной костяк прихожан в это время с большим удовольствием присутствует. Далеко не всем интересны новогодние телепередачи, не у всех есть возможность в эту ночь пойти к кому-то, потому что очень много людей одиноких. И практически ни у кого из живущих в городе нет возможности в эту ночь заснуть нормально из-за того, что творится на улицах. Видите, сколько причин для того, чтобы в новогоднюю ночь пойти в храм и встретить там Новый Год с близкими людьми.