Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Беседы с Архипастырем. Ответы на вопросы
Просмотров: 3319     Комментариев: 0

Текстовая версия телепрограммы

16 ноября вышла в эфир новая телепрограмма из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленная телестудией Саратовской митрополии.

Вед.: Здравствуйте, Владыка! На нашу почту приходят вопросы, посвященные духовной жизни. Один из них я хотела бы Вам сейчас зачитать. «Я посещаю храм, только когда испытываю в этом душевную необходимость. Правильно ли я поступаю?».

Митрополит Лонгин: Нет, человек должен себя в чем-то и понуждать. Посещение храма, общение с Богом в молитве, в таинствах… Чем чаще человек будет ходить в храм, сначала, может быть, с понуждением, тем большая потребность возникнет со временем. Особенно это касается  сегодняшнего человека — неготового, не воспитанного в традициях церковной жизни. Если он только прикоснулся к этим традициям и опять отошел, он просто перестанет ходить в храм, жить духовной жизнью. А ведь посещение храма — это не просто некая обязанность, это исполнение слов Христа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Это возможность напитать душу Божией благодатью, которая подается человеку в церковных таинствах. Если этим пренебрегать, то внутренняя жизнь  закончится не начавшись.

Вед.: Следующий вопрос задает Екатерина: «Скажите, пожалуйста, что в Библии называется миром? В послании апостола Иоанна Богослова говорится: “Не любите мира, ни того, что в мире; кто любит мир, в том нет любви Отчей, ибо все, что в мире — похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего”. А я думала, мир - это еще и красота, природа и другие хорошие вещи. Или же в любом случае любовь к миру противоречит любви к Богу?».

Митрополит Лонгин: Красота, природа и другие хорошие вещи человека от Бога в большинстве случаев не отдаляют. А вот мир как символ каких-то попечений, житейских забот, хлопот, богатства, всего того, к чему прилепляется человеческое сердце и из-за чего оно забывает о Боге,— вот этого мира апостол призывает не любить и отвергать его ради Бога.

Вед.: Следующий вопрос, Владыка. «Здравствуйте! Сейчас многие обеспеченные успешные женщины не хотят выходить замуж, но при этом хотят стать матерью. Есть женщины, которым не удалось выйти замуж по каким-то причинам и они очень страдают от одиночества. Будет ли грехом, если женщина родит ребенка для себя и будет его воспитывать одна без мужа? Как Церковь относится к такому явлению?»

Митрополит Лонгин: Вы знаете, в этом вопросе все поставлено с ног на голову, начиная от рождения ребенка «для себя». Когда мы это слышим, тут вообще о христианстве говорить не приходится, потому что нельзя рожать детей «для себя» — это чудовищно. Рождают ребенка ради него самого. Родители жертвуют собой ради детей. Но сегодня, действительно, очень часто даже во вполне нормальных полных семьях родители воспринимают ребенка как нечто свое, то, что они «добыли» для себя в утешение, что им принадлежит по праву и на всю оставшуюся жизнь. Это неправильно.

Возникновение таких вопросов связано с разрушением института семьи. Я знаю многодетные семьи, в которых шесть-десять детей. Там такие вещи просто в голову не могут прийти -- «я это для себя…». Нет, это пример ежедневного 24-часового самопожертвования и со стороны отца, и со стороны матери.

В рамках христианской парадигмы ответа на этот вопрос нет. Конечно, если ребенок родился таким образом, он не виноват, и Церковь примет его, как и любого другого человека. Но одобрить такое «планирование» и попытаться найти ему оправдание я не могу.

Вед.: А если взять ребенка из детдома?

Митрополит Лонгин: Это другое дело. Это подвиг. Если уж так произошло в жизни, то подвигом, конечно, будет взять ребенка из детского дома.

Вед.: Ирина пишет: «Хотелось бы узнать, бывает ли так называемая “белая зависть”? Можно ли завидовать с положительной точки зрения? Например, увидела какую-нибудь вещь, которой у меня нет, но очень бы хотелось такую же иметь… Или смотришь на проделанную другими работу и тебе хочется так же, а не получается. И в связи с этим и обижаешься, и расстраиваешься, а иногда обида приходит и на того самого человека, который лучше справляется со своими обязанностями. Многие мои знакомые говорят, что в этом нет ничего плохого и можно сказать человеку: “Я завидую тебе белой завистью”. Как разобраться в этом и не впасть в грех?»

Митрополит Лонгин: Ирина, вот вы только что описали последствия: и обижаетесь, и расстраиваетесь, и обида на того самого человека, который лучше... Ну какая же тут «белая зависть»? Это самая настоящая зависть, о которой говорится везде, что это большой грех. Завидовать ни в коем случае нельзя. Никакой «белой зависти» не существует.

Есть некое чувство, которое может подвигнуть человека к тому, чтобы сделать то, что делает кто-то другой. Но это не зависть, а то, что побуждает людей идти вперед, брать примеры с тех, кто достиг каких-то результатов. Как в Древнем патерике сказано: «Мы исполнили заповеди, но нам было легко, потому что вокруг нас были тысячи идущих этим путем. А монахи последних времен будут одиноки в своем делании, им будет гораздо труднее, потому что они будут жить посреди развращенного мира». И это очень хороший образ: когда вокруг множество людей стремится к добродетели, то есть некое чувство, которое и более немощным, более слабым помогает идти вместе с сильными по этому пути. Просто это чувство ни в коем случае не нужно называть ни «белой», ни другой какой завистью. Такое чувство нормально, естественно для человека. Все остальное, особенно то, о чем сейчас пишет Ирина, это, конечно же, просто зависть. В Евангелии есть слова: «По плодам их узнаете их». А плоды здесь совершенно греховные, поэтому, конечно, никакой «белой зависти» нет, и завидовать никому не надо.

 Вед.: А как Ирине справиться с такими «симптомами»?

 Митрополит Лонгин: Бороться, не позволять себе этого, отгонять эти помыслы. Если она человек верующий, церковный, молиться о том человеке, о котором возникают такие помыслы. А если действительно есть, чему подражать, подумать: «А что я могу сделать, чтобы хоть чуть-чуть к этому приблизиться?».