Текстовая версия телепрограммы
22 июня вышла в эфир новая телепрограмма из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленная телестудией Саратовской митрополии.
Вед.: Здравствуйте! Наша программа выходит накануне Пятидесятницы. Этот день считают днем рождения Церкви. О Церкви мы и побеседуем сегодня с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином. Владыка, что такое Церковь? Ее же нельзя назвать ни институтом, ни другим каким-то сообществом людей, как, например, структура, партия и тому подобное…
Митрополит Лонгин: Да, конечно, это не партия и не структура. Эти слова совершенно не подходят под определение Церкви, но сообществом людей ее можно назвать. Это и есть сообщество людей, верующих по Христа, объединенных верой и Таинствами. Но этим определением из катехизиса Церковь, конечно же, не исчерпывается. Собственно говоря, Церковь — это Тело Христово. Зачастую, употребляя это словосочетание, мы не задумываемся о том, что оно означает. Если расширить это определение, то Церковь — это Сам Христос, живущий в нас на протяжении всей истории христианства, всей истории Церкви. В Священном Писании мы встречаем слова, обращенные к каждому христианину, что мы — члены Тела Христова (см.: Еф. 5, 30). Каждый, кто причащается из Чаши Христовой, является частью этого Тела Христова, вмещает в себя частицу Христа, пребывающего с нами до скончания века.
Вед.: Владыка, христианское вероучение говорит о Церкви Небесной и земной. В чем их различие и почему земную Церковь называют воинствующей?
Митрополит Лонгин: Различие, может быть, не столь велико, сколь велико единство. Церковь земная и Церковь Небесная — это две части единого целого. Церковью Небесной мы называем тех ее членов, которых сегодня нет с нами на этой земле, тех, кто на протяжении столетий существования христианской Церкви почил в единстве с ней и примиренный с Богом. Это, в первую очередь, Церковь святых, прославленных у Бога людей — мучеников, преподобных, святителей, апостолов.
А земная Церковь — это та Церковь, члены которой еще продолжают свое земное странствование, как мы с вами. Пока мы на этой земле ? мы члены земной Церкви, и мы стремимся к тому, чтобы стать членами Церкви Небесной.
Именно потому, что на земле Церковь ведет постоянную борьбу с духами злобы поднебесной (см.: Еф. 6, 12), с тем противником Божиим, которого мы называем диаволом, Церковь земная есть Церковь воинствующая. До тех пор, пока существует человечество, жизнь на этой земле ? существует Церковь и борьба между силами добра и зла. И главным объектом нападок сил зла была, есть и будет оставаться Церковь Христова, потому что она своим существованием не просто им противоречит ? она уничтожает царство зла.
Внешне она не всегда выходит победителем из этой борьбы. Мы знаем периоды, эпохи, когда христианство, казалось бы, претерпевало поражение. Мы знаем огромные территории, которые были когда-то цветущими христианскими государствами, где жили христианские народы. Сегодня на этих землях порой даже невозможно услышать имя Христово. Но тем не менее мы знаем, что до конца человеческой истории Церковь земная будет существовать, потому что Сам Господь дал ей обетование о том, что врата ада (это символическое выражение, некий собирательный образ этих сил зла) не одолеют ее (Мф. 16, 18) до скончания века.
Вед.: Владыка, а в чем же тогда такая мощь Церкви, ее сила?
Митрополит Лонгин: Сила Церкви в том, что она основана на краеугольном камне, а камень этот — Господь Иисус Христос, Спаситель мира. Если этого не принимать во внимание, то никакими человеческими стараниями невозможно объяснить тот факт, что Церковь ? единственное установление, которое выдержало столько атак, нападений на себя, столько попыток уничтожения и, тем не менее, выстояла и существует до сего дня. Только тем, что Сам Господь основал ее, и тем, что ее невозможно одолеть в принципе, можно объяснить вот ту силу, ту мощь, которые, кстати, совершенно неочевидны для постороннего взгляда. Мы помним слова апостола, что сила Божия совершается в немощи (ср.: 2 Кор. 12, 9) и что Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых (1 Кор. 1, 27).
Посмотрите, вот даже на нашей памяти сколько пытались уничтожить Церковь в Советском Союзе? Как, казалось, это легко сделать: «вот мы сейчас закроем церкви, там одни старухи остались, вот-вот старухи вымрут и все, Церкви не будет». Шли годы, десятилетия, но Церковь осталась, и уже старух в ней меньше, чем молодых, а Церковь живет и будет жить до скончания века.
Вед.: Владыка, а всякий ли человек может стать членом Церкви и что он для этого должен сделать?
Митрополит Лонгин: Да, конечно, любой человек может стать членом Церкви и становится, как только принимает решение последовать голосу Божьему, призывающей благодати, которую он ощущает в своем сердце. Каждый человек рано или поздно сталкивается с тем, что Господь его зовет, причем каждого человека по-разному: сколько людей, столько и путей к Богу. И тут все зависит от того, услышал человек этот зов или не услышал, а, услышав, захотел ли его принять, ему последовать ? или нет, открыл Богу свое сердце ? или захлопнул для Него. Потому что, конечно, следовать слову Божьему страшно. Почему? Жизнь надо менять, а это бывает очень сложно, тяжело, болезненно.
Что для этого нужно сделать? Уверовать и креститься, а крестившись, начать жизнь согласно евангельским заповедям. Нужно, конечно же, очень хорошо уяснить, усвоить себе Евангелие, те основания, которыми должен руководствоваться в своей повседневной жизни настоящий христианин, стараться исполнять заповеди Господни, все то, чего Бог ждет от каждого из нас. И тогда, если человек при этом ходит в храм, участвует в церковных Таинствах, самые главные из которых Исповедь и Причащение, он становится членом Церкви.
Вед.: А возможно ли спасение вне Церкви, владыка?
Митрополит Лонгин: Это вопрос из разряда теоретических. Мы знаем слова апостола, что Богу приятен каждый человек в любом народе, делающий угодное Богу (см.: Деян. 10, 35). Здесь имеется в виду, что это может быть кто угодно: и язычник, и мусульманин, и человек иной христианской конфессии. Действительно, есть масса людей, которые следуют голосу совести, который заложен в каждом из нас и который является голосом Божьим в сердце человека, и эти люди угодны Богу и приятны Ему.
Но спасение ? все-таки несколько иное понятие. И спасение как пребывание в вечности со Христом доступно только человеку православному, являющемуся членом Православной Христовой Церкви. Может ли спастись человек, не являющийся формально членом Церкви, скажем, некрещеный? Бог — не какая-то сложная машина, которая выдает некий определенный ответ только при наличии набора тех или иных условий. Бог — это Личность, и поэтому там, где хочет Бог, побеждается не только чин естества, как поется в одном богослужебном песнопении, но и все остальное. Но мы знаем, что если человек, скажем, имеет возможность быть христианином, но отказывается от нее, если он был членом Церкви, по крайней мере принял Крещение, но не захотел в дальнейшем это Крещение реализовать и свое членство в Церкви наполнить каким-то внутренним содержанием, то для этого человека спасение невозможно.
Поэтому, с одной стороны, оставляя Богу свободу действовать так, как Он волен, а Господь, повторюсь, волен спасти любого человека, мы, тем не менее, говорим, что вне Церкви нет спасения.
Вед.: А кто же тогда считается отпавшим от Церкви? Те, о которых Вы сказали,— кто сам не захотел спастись?
Митрополит Лонгин: Думаю, да, что это те, кто, будучи крещеным, не актуализировал свое крещение. Знаете, как у нас бывает? Пришел человек в Церковь, покрестили его, и он забыл об этом. «Крещеный?» — «Да.» ? «Православный?» — «Да, православный». А как это Православие отражается в его жизни, поступках, словах? Да никак. Его даже нельзя назвать отпавшим, ведь для того, чтобы отпасть, надо сначала быть где-то. Отпадение может быть вот в чем: ходил человек в Церковь, вроде причащался, исповедовался, но что-то случилось — иногда какие-то скорби, иногда досада, обида на кого угодно, начиная от священника и кончая Богом,? и человек перестает ходить в Церковь, уходит из нее.
Вед.: В каком случае тогда считается, что человек отпал?
Митрополит Лонгин: Есть некие формальные критерии отпадения человека от Церкви: по канонам человек, который более трех воскресений подряд не причащается Святых Христовых Таин, считается отпавшим от Церкви.
Вед.: Более трех воскресений подряд?!
Митрополит Лонгин: Ваше удивление вполне закономерно, потому что наша церковная жизнь достаточно далеко ушла от канонов в этом смысле. Причем это явление не последних десятилетий, а последних, может быть, столетий. Скажем, в Русской Церкви в XVIII, XIX веках было принято причащаться один, два, иногда три раза в году. Конечно, это совершенно противоречит тем церковным установлениям, о которых я только что сказал. Но есть, я думаю, все-таки и некие формальные признаки: когда человек перестает ходить в храм, молиться, держать посты и участвовать в Таинствах ? я думаю, что вот это отпадение. Наверное, можно сказать, что отпадение может быть временным, а может произойти навсегда. Это зависит от множества разных условий. Когда мы говорим об отпадении от Церкви, то имеем в виду сознательное прекращение человеком своего участия в церковной жизни. Не просто «некогда», «забыл», «не успел», «дети», «дача» и так далее, а человек сознательно говорит: «Я ходил в Церковь, а теперь не буду».
Вед.: И, соответственно, это грозит человеку тем, что никогда он не окажется в Церкви Небесной…
Митрополит Лонгин: Если человек не исправится, не одумается, то он, конечно, отлучает себя от Бога.
Вед.: Владыка, а могут ли православные христиане молиться и совершать Таинства вместе с верующими другой Церкви?
Митрополит Лонгин: Это напрямую запрещено канонами. Ни молиться, ни причащаться с верующими других конфессий мы не имеем права. Это не только вопрос церковной дисциплины, но и неправильного понимания самой сути Церкви как Тела Христова, потому что все отпавшие от Православной Церкви общины, как бы велики они ни были (католиков, например, гораздо больше, чем православных), не могут в полном смысле слова называться Церковью, и поэтому никакого совместного участия в их обрядах и молитвах мы не можем принимать.
Вед.: Владыка, по роду моей работы меня приглашают иногда, в том числе, и в католический костел.
Митрополит Лонгин: Это разные вещи. Вы же приходите туда как официальное лицо, можете там присутствовать, но молиться там не надо.
Вед.: Владыка, а почему же день Святой Пятидесятницы называют днем рождения Церкви?
Митрополит Лонгин: Потому что это день, когда на апостолов, по обетованию Христа Спасителя, которое Он дал им после Своего Воскресения, сошел Святой Дух. Он наставил их на всякую истину (Ин. 16, 13) и сделал обычных людей, прежде боязливых, проповедниками, настоящими посланниками (слово «апостол» переводится как «посланник»), которые проповедовали слово Божие по всей Вселенной, не боясь ни гонений, ни преследований, ни самой смерти. Сила благодати Святого Духа преобразила этих людей. Если мы вспомним Деяния святых апостолов, то проповедь апостола Петра тогда привела к тому, что три тысячи человек обратилось, и каждый из народов, которые присутствовали в Иерусалиме на празднике, слышали проповедь на своем родном языке. Это и есть дар Пятидесятницы — группа, в общем-то, обычных людей, последователей Господа, стала Церковью Христовой, и потом уже к ней присоединялись все новые и новые люди, народы, страны, континенты.