Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Иерусалимские дневники: октябрь 1955 года. Часть 1
Просмотров: 4346     Комментариев: 0

2.X. Воскресенье. Вчера отец Владимир начинал всенощную, а я, по обычаю, читал канон. В Яффу поехал служить обедню отец Михаил вместе с отцом Владимиром. После обедни я произнес проповедь на тему о несении креста (Неделя по Воздвижении). После чая явился г-н Ксантопулос по вопросу о разрешении поездки в Старый Город. Перед обедом пришел «нищий студент» Александр, жаловался на судьбу.

Тивериадское озеро. Участок Русской Духовной Миссии3.X. Понедельник. В 11 часов поехали с отцом Михаилом и д-ром Варди покататься на его машине по горам. Видели орла в воздухе. Посетили киббуц. Осмотрели здания, сады, кухню, птичник, там нас накормили обедом. Одна из служащих, знающая русский язык и приехавшая сюда из России 22 года тому назад, объясняла нам условия жизни в киббуце. Всякий поступающий сюда в течение полугода испытывается, затем зачисляется в число «товарищей» (хаверим[1]). Каждый член киббуца живет в отдельной комнате, семейным дают две комнаты, не получают они на руки ни одного фунта, кроме 40 фунтов в год на мелкие нужды. Каждого члена обеспечивают питанием и одеждой. Религиозного воспитания здесь не дают. Каждый в этом отношении поступает, как хочет. Особой формы нет. Люди носят тот фасон и цвет платья, какой им нравится. Каждый занимается определенным трудом (огород, лес, птичник, строительство, дорожная работа, кухня, шитье и тому подобное). Примерно через месяц-два работу меняют на другую, и таким образом каждый член перерабатывает все виды здешнего труда. Богатые родители вносят на нужды своих детей большие суммы. Люди, не особенно богатые, ничего не вносят. Для маленьких детей есть нечто вроде яслей и детских садиков, где они кушают, спят и играют. Мы были здесь в полдень, когда все дети отдыхают из-за жары. Территория киббуца представляет собою площадь в несколько квадратных км и включает горы, покрытые лесом, поля, огороды, коровники, птичники, сады. На обратном пути заехали в ресторан в Иерусалиме и скушали по порции мороженого с водой. Платил за угощение д-р Варди. Ввиду накопившихся срочных дел сегодня вечером не смог пойти на всенощную (святителя Димитрия Ростовского и отдание Воздвижения). До самой полуночи сидел над счетами и документами.

4.X. Вторник. Утром постоял за обедней, служил отец Владимир, и поехал на «джипе» в Горний. Все дела по казначейству принимал от матери Ангелины и передавал матери Викторине (при большом одобрении отца Исаии). Помогала наблюдать мать Евгения.

5.X. Среда. Ранним утром я, отец Михаил и В.Н. Микель поехали в Тивериаду. Осмотрели все наши владения, снимались под пальмой, искупались в озере, позавтракали и поехали из Тивериады в Кану. Там осмотрели наш участок. Решили вопрос о водопроводе, раздали детям конфеты и поехали в Назарет. Здесь осмотрели наш участок с кофейной. Заметили рытье какой-то канавы. Это муниципалитет прокладывал водопроводные трубы. Пока отец Михаил втолковывал арендаторам, что на это надо согласие Миссии, я поехал к отцу Исидору и пригласил его поехать с нами в Акко в гости к батюшкам, которые нас пригласили. В Акко нас встретили отец Ибрагим и отец Симон, а затем подошли отец Халиль и отец Жубран. У них мы осмотрели церковь, пообедали, зашли в кабинет к отцу Ибрагиму, осмотрели его библиотеку, прошли на крышу дома, посмотрели на город и на море. Перед расставанием сфотографировались на память у церковных дверей и поехали в гости к отцу Халилю в деревню Таршиха. Это в получасе езды. Городок очень красивый, плодородная земля. Домик священника на горке, недалеко от храма, у него 6 детей. Мы видели лишь троих. Старший сказал: «Не пойду в священники. Им мало платят». Отец Халиль к своему дому пристраивает веранду. На обратном пути я снял старинную мечеть, а затем гору с башенкой, где стоял Наполеон. Он не мог взять Акко приступом и поэтому выстрелил в город из пушки своей шляпой, чтобы хоть она побывала в Акко. Заехали в Хайфу. Побывали у отца Георгия. Выпили грейпфрутовый сок с печеньем. Некоторые, кроме меня, пили коньяк в достаточной мере. Домой отправились уже в сумерках. На дороге видели двух лисиц.

6.X. Четверг. Вечером были по приглашению у адвоката Хаима Кронгольда. Нас ждали в 9 часов, а мы подъехали в 8 часов 45 минут, а поэтому 15 минут покатались по улицам и переулкам. Подъехали ровно в 9 часов. Постепенно собралось человек 12 гостей. Были тут д-р Варди, президент Верховного Суда г-н Ольшан с супругой, министр по делам туризма с супругой, директор книгоиздательства г-н Файнберг с супругой и другие. Почти все говорили по-русски. Пробыли мы у них почти до 12 часов ночи.

8.X. Суббота. Вчера служили праздничную всенощную, а сегодня — литургию в день памяти преподобного Сергия. Послали приветственную телеграмму Святейшему Патриарху. После обедни был обед для паломниц и раздача им пособия (по 10 фунтов). Вечером всенощную служили отец Михаил, я и отец Владимир. Днем узнали, что отец Василий из Крестного монастыря уезжает на Кипр.

9.X. Воскресенье. Святого апостола Иоанна Богослова. Служил в Яффе. Произнес проповедь о святом апостоле. Пели мать Стефанида, мать Евдокия и Нонна. После чая все поехали (плюс Микель и Сережа) купаться на море. Обедали в нашем саду в беседке у бассейна.

10.X. Понедельник. В середине дня получили ответную телеграмму от Святейшего Патриарха. Весь день готовились к отъезду отца Михаила. Всю неделю я старался приготовить отчет за III квартал. Все было готово. Даже нашелся 1 фунт, из-за которого не сходился итог. Напечатав отчет, решил проверить все цифры на счетах. К великому моему изумлению, оказалось, что не хватает 1000 фунтов. Два часа с лишним проверял все счета, документы, ведомости. Два раза пересчитывал сумму на счетах. В полном отчаянии пошел к отцу Михаилу. Он сам все пересчитал, и у него оказалось все в порядке. Выяснилось, что при подсчетах я дважды по ошибке цифру 1174 откладывал на счетах как 174 руб. После ужина лег спать пораньше.

11.X. Вторник. В 2 часа ночи поднялся по будильнику. Начал готовиться к отъезду в аэропорт с отцом Михаилом. С нами в Лод (Лидду) поехали также Микель и Белецкий. Яффа. В саду Русской Духовной МиссииВчера вечером отца Михаила провожали в храме многие из поклонниц (то есть паломниц), монахини из Горнего и наши сотрудники. В 18 часов 15 минут служили молебен: я, отец Алексий и отец Владимир. Перед отпустом я произнес слово, в котором обратил внимание всех на то, что когда отец Михаил сюда приезжал, то встречали его 4–5 человек, а провожают сейчас великое множество, что свидетельствует о его авторитете и достоинствах. Просил его от лица всех помолиться за нас у русских святынь. Заметил, что отец Михаил едет не только для отдыха, но и для решения многих важных вопросов для Миссии. Отец Михаил ответил тоже длинным словом, после чего я прочитал отпуст.

Сегодня в 4 часа утра мы прибыли в аэропорт, оформили билеты и багаж, посидели в ресторане за столиком, выпили пива и кофе. Простились, пожелали счастливой дороги. На обратном пути заехали в Рамат-Ган за бензином.

12.X. Среда. Вчера мне так и не пришлось отдохнуть после бессонной ночи. В 6 часов 15 минут утра поехал в Горний. Литургию там стали начинать на полчаса позже. После акафиста произнес проповедь, в которой сравнивал Горний и Святую Землю с Киевом и его святынями и отметил некоторые недостатки в духовной жизни Горненской обители, поставив в пример Покровский киевский монастырь. После завтрака возвратился в Иерусалим с новыми монахинями, которые должны в этот день получать продовольственные карточки. Для этого им сегодня были привезены их паспорта. Беседа с монахинями длилась час с лишним. Затем распределял снимки по альбомам. Послал кратенькое письмо отцу Павлу в ответ на его сегодняшнее. Вложил в конверт разные фотоснимки.

13.X. Четверг. Вчера звонил д-ру Варди (советник министра религий по вопросам Христианских церквей). Сегодня он принял меня в 12 часов дня в министерстве. Я поехал в рясе и камилавке, при кресте. Д-р Варди принял меня приветливо и тотчас скомандовал подать турецкий кофе. Я пригласил его во вторник на банкетик, попросив, чтоб он от моего имени пригласил и д-ра Кольби. Вручил ему фотоснимок, где я в саду Миссии читаю Псалтирь Давида. Разговор коснулся научных тем, на вопрос о моей научной деятельности я ответил, что по мере возможности продолжаю работать по вопросу о духе, душе и теле по сочинениям епископа Феофана и епископа Игнатия. Д-р Варди вспомнил, что в Германии некто Мартин Бубер перевел Библию на новый немецкий язык, и теперь в Германии два перевода: Мартина Лютера и Мартина Бубера. Этот Бубер несомненно касался вопроса о терминологии, в том числе переводил слова дух и душа (руах и нефеш), а значит, и мог бы кое-что сказать по этому вопросу. Мартин Бубер по национальности еврей и живет в Иерусалиме. Д-р Варди рассказал о своей встрече в 1935 году во Франции с Н. Бердяевым, с которым поспорил. Бердяев сказал: «Нельзя евреям высказываться по вопросам христианской религии…», и что д-р Варди возразил, что нельзя делать христианство какой-то монополией, христианство имеет всемирное значение. Припомнились мне и другие слова д-ра Варди о том, что Христос как личность должен скоро стать достоянием истории еврейского народа.

После обеда мать Анна с Иоилем ездила в Крестный монастырь за семью курами, которых нам продал отец Василий, уезжающий на Кипр. В коридоре Миссии (в моей части) я установил французский замок в легкой двери и поставил стол, на который думаю на днях перевести телефон из кабинета начальника, чтобы звонки были слышны как мне, так и тем, кто останется в Миссии во время моего отсутствия. Вечером втроем служили всенощную с литией. После ужина я с помощью матери Гавриилы звонил к г-ну Ксантопулосу. Его нет дома. Его супруге передали мое приглашение на банкетик 18 октября в 20 часов. Во время разговора вошел г-н Ксантопулос (то есть в свой дом) и сообщил, что завтра в Иерусалиме будет архиеп. Венедикт. Я пригласил их обоих завтра в Миссию. За всенощной был абиссинский священник (с плохим глазом), который подходил к иконе и помазывал себя елеем. Позавчера он приходил в Миссию, и мы с ним снимались.

14.X. Пятница. Покров. Втроем служили обедню: я, отец Алексий и отец Владимир. После краткого поучения служили молебен, на котором поминали «путешествующего протоиерея Михаила». На почте получил много газет и журналов из СССР, в том числе «Советский Союз» с фото митрополита Николая.

16.X. Воскресенье. Вчера получили телеграмму о благополучном приезде отца Михаила в Москву. Всенощную служил отец Владимир. Я пел и читал на клиросе. Сегодня утром отец Владимир уехал в Яффу. С ним ездили мать Гавриила, мать Стефанида, матери Нина и Нонна. За обедней к отцу Владимиру подходила какая-то корреспондентка, желавшая знать историю Яффского сада и храма. В Иерусалиме обедню служил я. На клиросе было только 3 человека. Пели плохо. Произнес поучение на тему «Как хотите, чтобы люди поступали с вами». За обедней был греческий представитель с супругой. Пригласил их к чаю. Решили сходить сегодня на Сион. Греческий представитель остановил на улице какую-то проходившую машину (без сидений, красную), и мы поехали к Сиону. Медленно взбирались по ступенькам, которых здесь около сотни. Прошли мимо огороженных проволокой пророческих пещер, мимо бывшей греческой церкви. Приветливо кивнули еврею-часовому и вошли в ворота. «Аще забуду тебе, Иерусалиме…»Прошли в католическую церковь, осмотрели множество алтарей и мозаику на горнем месте, по стенам храма и на полу (12 месяцев и имена пророков). Опустились в нижний этаж. Тут тоже много алтарей. Один из них — православный, с православной мозаикой, но устроен по католическому образцу. В центре — усыпальница Божией Матери (лежит статуя). По преданию, именно на этом месте произошло Успение! Статуя Божией Матери лежит под мозаичной сенью, в цветах. Мрамор темно-коричневый. Греки подходили и прикладывались. Весь этот храм, как объяснил мне католик, продававший иконки и крестики, построен всего лишь 40 лет тому назад. По одной иконке он нам дарил, а все остальное продавал за деньги. Снова мы прошли по узкому коридору между зданиями (говорят, что это — нейтральная территория между Израилем и Иорданией, и здесь даже бывает перестрелка). Со страхом оглядывались на колючую проволоку и следы от снарядов, даже дыры. Направились к тому месту, где жили Божия Матерь и Иоанн Богослов. Прошли по коридорам со сводами. Здесь кругом пустота, грязь, пыль, песок. Евреи ставят здесь множество свечей прямо на землю или на карнизы. Отсюда по лестнице поднялись в бывшую мечеть. На этом месте, по преданию, было сошествие Святаго Духа на апостолов, явление Воскресшего Господа апостолам без Фомы и затем — с Фомой. Здесь тоже запустение, но видны следы культуры, какие-то арабские или турецкие надписи на стенах, древние колонны, старинный каменный пол. Прошли затем вниз, к гробнице царя Давида. Над гробницей лежат короны Давида, Соломона и Авессалома (они все здесь похоронены!!!). Гробница отделена металлической решеткой с воротцами. Какой-то раввин служил что-то вроде литии. Многие евреи входили в это помещение без шапок, а потом клали на голову носовой платок, сложенный вчетверо (якобы «головной убор»). В двух местах стояли евреи возле кружек. В них приходившие клали деньги. Опустил что-то и представитель греческой Патриархии. Затем мы вернулись домой.

Журнал "Православие и современность" №7 за 2008 год 

 


[1] Друзья (иврит).

Загрузка...