Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Иерусалимские дневники: август 1955 года
Просмотров: 3880     Комментариев: 0

Иерусалим. В саду Русской Духовной Миссии1.VIII. Понедельник. Утром поехали с отцом Михаилом и монахинями в 7 часов 30 минут на Кармил[1]. Взяли с собою 8 комплектов красного бархатного облачения, сосуды в коробке, 5 простыней, 1000 свечей, разную посуду и проч. Заезжали по делам в Яффу, затем ехали через «Петах-Тикву»[2] («врата надежды») по направлению к Хайфе. Возле Натании[3] завернули в сторону, подъехали к морю, походили по парку на горе над морем. Какие-то туристы быстренько нас сфотографировали. Многие из купающихся и загорающих смотрели на нас с большим интересом. Некоторые, знающие русский язык, заговаривали с нами. Тут же мы купили у торговки 5 початков вареной кукурузы и поехали дальше, постепенно уничтожая вкусный с/х продукт. В Хайфу приехали в 12 часов 30 минут. Весь сад вокруг храма был наполнен арабами из разных городов и деревень. Многие приехали со своей провизией и с музыкальными инструментами, подушками, одеялами. Среди толп народа устроились продавцы пива, лимонада, фруктов, пирожных и проч. В одном месте играл патефон. Пластинки на арабском языке. Для детей под деревьями были развешены качели. Люди приехали даже с грудными детьми, а детей от 3-х до 15 и выше лет было бесчисленное множество. Приехало 50 скаутов, которые поставили свои палатки и варили на кострах пищу. Одеты они в детскую защитную форму с галстуками зеленого цвета, перевитыми веревочкой. Ко мне подошел некто Ибрагим из Назарета. Мы с ним посредством обрывочных фраз на немецком, английском и арабском языках разговаривали и обошли территорию сада. После обеда мы с Микелем ездили в центр Хайфы смотреть, как сделан ремонт балконов в доме, принадлежащем Русской Духовной Миссии. Хотели купить почтовых открыток, но все магазины оказались закрытыми. Пришел очень симпатичный и образованный священник-араб из Хайфы отец Георгий (вместе с отцом Василием из Крестного монастыря). В 5 часов начали всенощную. К нашему большому удивлению, за всенощной присутствовало всего лишь около 40 человек (из 1000 с лишним). Некоторые, правда, входили в храм, покупали и ставили свечу и тут же уходили петь песни, жарить пищу и кататься на качелях. Одни качели были устроены напротив алтарного окна, и катающиеся при высоких взлетах смотрели, что делается в алтаре. Литию совершали, обходя с прошениями вокруг храма. Но и это не вызвало повышенного интереса у наших паломников. Лишь человек 40 встали, подошли к нашей процессии и наблюдали за нами. Остальные жарили, варили, ели, ходили и лежали. Всенощную начинал и оканчивал я, а также помазывал богомольцев. Отец Михаил читал канон, выходил на полиелей. Ектению «Исполним…» я произнес по-гречески, возможно, с ошибками. По окончании всенощной отец Михаил произнес проповедь, которую тут же переводила на арабский язык певчая Софья Григорьевна — довольно-таки неудачно, с запинками и мычанием. После ужина заметили, что многие из арабов и арабок, особенно молодые, стали толпами входить в храм, становились на колени, молились и ставили много свечей. Почему же эти люди не приходили в храм во время службы? Уму непостижимо! Говорят, что это вековая традиция, и бороться с ней бесполезно. Решили поехать на машине («Крейслер») по Хайфе, посмотреть на нее и на море ночью. Взяли с собою Владимира Николаевича с женой, Нонну и Варю. Видели персидский храм с золотым куполом, улицы с массой огоньков, проехали по улицам. Получили огромное удовольствие. Когда вернулись обратно, праздник был в разгаре. Народ сотнями танцевал, пел под удары барабанов и писк флейт, причем танцевали только мужчины. Повсюду горели костры, на которых иногда жгли целые огромные ветви деревьев. Парк погибал на наших глазах. Лавочки с лимонадом и пивом работали вовсю. На всякий случай местное правительство прислало двух полицейских (арабов!), но все обошлось благополучно. Один из арабских священников устроился спать прямо на крыше домика матери Артемии. Под сильный шум веселящейся толпы мы заснули довольно быстро. Был первый час ночи.

Богомольцы-арабы возле русской церкви св. пророка Илии2.VIII. Вторник. Ильин день. Утром я встал в 7 часов. Половина народа разъехалась. Многие не могли оставить работу. К нам на праздник приехало еще 6 священников из разных мест. Почти все служили обедню. К большому нашему удивлению после «Отче наш…» 2 священника не стали причащаться, так как они были не натощак. В России таких явлений нет. Кстати, здесь мы поминаем так: «О богохранимей стране Российстей, о стране сей…» и т. д. Прибыл и Оде Халлак с супругой и двумя дочерьми. После причастного стиха он переводил проповедь отца Михаила на арабский язык. После крестного хода проповедь произносил арабский священник из Кфар-Ясифа[4]. Затем все пошли к столу, а два арабских священника стали совершать крещение детей, так как их родители желали крестить детей именно в этот день и именно в нашей церкви. Собралось их очень много. После обеда занимался кое-какими казначейскими делами. Выехали домой в 16 часов. Приехав в Миссию, обнаружили в машине чужой портфель. Как потом выяснилось, он принадлежал одному из арабских священников. Перед ужином я сходил в магазин и купил 2 альбома для открыток.

3.VIII. Среда. Утром в связи с проводимой дорогой были возле Горнего на участке «Место сидения» с отцом Михаилом и адвокатом Кронгольдом. Отсюда поехали по этому же делу в Тель-Авив. Обедали в отеле. Вернулись вечером. Получил на почте письма.

4.VIII. Четверг. Служил обедню. Поминал о здравии бабушку, монахиню Магдалину и других именинниц. После завтрака отец Михаил с Микелем поехали в Тель-Авив. Перед этим мы были в департаменте геодезии и снимали копию с карты, на которой изображена территория возле Айн-Карема, реквизированная израильским правительством в пользу больницы и дорог.

Яффа. Гробница св. Тавифы в Русском саду (до реставрации)7.VIII. Воскресенье. Служил обедню в Яффе. Вчера, идя по собору, упала и сломала ногу старушка Татьяна, а позавчера там же упала и сломала ногу пономарка Анна. За литургией было лишь 2 человека молящихся, а поэтому я впервые за все время не произнес проповеди в этом храме. Когда пили чай, приехал секретарь греческой Патриархии г-н Лютфалла и пригласил меня к себе на обед. (Сначала предполагалось, что сегодня здесь будет служить отец Михаил и что он пойдет к Лютфалле, но пришлось получать в чужом пиру похмелье.) Поехали к нему на нашей машине. Он на своей машине ехал впереди. Я хотел взять с собою переводчика, но он ответил, что его жена знает русский язык. Действительно, его жена почти хорошо говорит по-русски. Сам же он и его два сына ничего, кроме арабского и греческого, не знают. Живут они очень богато. Много картин, фарфора, хрусталя, музейных редкостей, в том числе — красивый медный русский самовар. Начали собираться и другие гости: греческий архимандрит Филумен, армянский архимандрит Бапкен Абадьян, коптский архимандрит Иоаким, маронитский[5] архимандрит Абдул Ахад, испанский католический монах отец Жозеф, секретарь армянского Патриархата и другие лица. К сожалению, никто из гостей не знал ни русского, ни немецкого языка, и я с огромным трудом мог понимать обрывки фраз, обращенных ко мне. Яффа. Гробница св. Тавифы в Русском саду (после реставрации 1955г.)Жена г-на Лютфаллы все время хлопотала на кухне. Я ухищрялся, как мог, вспоминал кое-какие греческие, английские и армянские слова и таким образом с пятого на десятое выражал свои мысли и кое-что понимал. Больше всех смеялся католик, теребя свой пояс-веревочку. Он говорил по-французски. Все в шутку произносили слова «Женева», «космополит», показывая пальцами на наше пестрое многонациональное собрание. Обед начался через два часа после моего приезда и закончился еще через 2 часа. На балконе особо угощали нашего шофера. Наконец, разъехались по домам.

8.VIII. Понедельник. Получили телеграмму от митрополита Николая[6] о вылете к нам 7 монахинь[7]. Значит, ночью надо ехать их встречать. В телеграмме был и ответ на запрос отца Михаила, что делать с приехавшим к нам из Австралии проездом во Францию бывшим карловацким священником Владимиром Янковским, подавшим прошение в наш Синод с раскаянием и просьбой принять его в общение с Русской Православной Церковью. Отец Михаил будет принимать его в субботу, и с этого дня он сможет служить вместе с нами. Спал с 11 часов до 12 часов. Поехали в Лидду в аэропорт[8] встречать пополнение.

9.VIII. Вторник. Около 3-х часов ночи пришел самолет из Вены, в котором прибыли 7 монахинь. Долго шли расспросы, оформление паспортов в таможне, затем размещение в такси (свыше 30 мест багажа). В Миссию приехали в 6 часов утра. Встретил нас отец Михаил, который тут же в Александровской церкви[9] отслужил молебен и произнес проповедь. Завтракали. Затем я спал с 7 часов до 10 часов. Отец Михаил возил в Тель-Авив паспорта монахинь для оформления. Три из них прибыли из Киева, 3 — из Гродно, 1 — из Пюхтицкого монастыря. Самой старшей 34 года. Самой младшей — 29 лет. Многие из них могут очень хорошо петь и читать. Вечером служили всенощную в канун Смоленской иконы Одигитрии. После ужина рассматривали альбомы, отец Михаил беседовал с монахинями. Днем приезжала мать Рахиль и другие монахини из Горнего, чтобы увидеть приехавших. Послал поздравительную телеграмму митрополиту Питириму[10].

10.VIII. Среда. Ездил в Горний, служил акафист, произнес проповедь «Блажени милостивии», затем, попив чаю с старшими монахинями, ходил в гору, чтобы исследовать место, где кончается наверху наша граница. Осмотрел пещеры, где, по рассказам местных жительниц, живут шакалы, гиены и змеи. Встретился только с ящерицами.

14.VIII. Воскресенье. Служил в Яффе. Выносил перед началом часов Крест, который после обедни внес в алтарь. Произнес проповедь о почитании Святого Креста и о крестном знамении. С нами была одна из приехавших монахинь — киевлянка мать Стефанида. С нею и другими тружениками поднимались на колокольню, ходили к гробнице святой Тавифы, которую на днях привели в порядок и покрасили.

19.VIII. [Пятница]. Преображение. Вчера вдвоем служили всенощную. Сегодня вместе с отцом Михаилом служили обедню в соборе. После завтрака поехали на гору Фавор. Я захватил с собою купленный недавно фотоаппарат «Роллейкорд». Взяли с собою и гостящего у нас священника Владимира Янковского. По дороге машина с отцом Михаилом заезжала в Тель-Авив за бензином, а мы с отцом Владимиром пешим ходом двигались по шоссе (около трех км). Таким образом мы, как паломники, прошли пешком хоть малую часть дороги!

На Фавор, к вершине, ведет узкая извилистая дорога. Лишь в немногих местах могут разъехаться встречные машины. На вершине нас поразила та же картина, что и в день святого пророка Илии на горе Кармил: масса народа пела, играла, сидела, кушала. Встретились с архимандритом Исидором из Назарета, отцом Дионисием из Каны и настоятелем Фаворского греческого храма. В комнате отца архимандрита выпили какого-то вина с конфетами, побеседовали с духовенством. Когда тотчас по приезде мы вошли в греческий храм, нас охватило обычное волнение. Вошли в храм, приложились к престолу, купили и поставили несколько свечей. Два раза пропели тропарь Преображению. Храм каменный, небольшой, в алтарной стене — остаток абсиды IV века. В храме есть русские иконы. Затем мы ходили в католический монастырь (францисканский). Проворный монах давал нам пояснения на польско-русско-чешском языке. Осмотрели храм, чудесную мозаику на потолках и стенах, верх горы Фавор (в люке)[11], остатки древних храмов и музей. Там размещены: гиена, скорпион, змея, ящерица и другие животные и гады. Затем посетили гостиницу. Нам предложили пива с печеньем и кофе с конфетами. Приехал старший архимандрит. Он с бородой, говорит только по-французски. Принял нас вежливо. Подарил фотокарточки горы Фавор и храма. Мы все-таки положили им в кружку деньги (за эти открытки). По их просьбе сделали запись в книге посетителей. Затем опять посетили православный монастырь. По дороге фотографировались. Я сделал здесь свои первые снимки новым фотоаппаратом. Вернулись домой в 22 часа.

21.VIII. Воскресенье. Служил в соборе. Произнес проповедь о благодати Божьей. За обедней был грек отец Василий. Получил из Борисова два письма. Вечером служил всенощную ([память] апостола Матфея). Завтра буду служить обедню.

23.VIII. Вторник. С отцом Михаилом ездили в Тель-Авив в румынское посольство, но неудачно. Посольство оказалось закрытым наглухо. Позже оказалось, что прием был устроен в каком-то парке, и этот адрес значился в приглашении, а мы это приглашение забыли в Иерусалиме.

Горненский монастырь24.VIII. Среда. Служил в Горнем акафист, раздавал денежное пособие. Сделал несколько снимков монастыря, монахинь.

26.VIII. Пятница. Вечером ездили к адвокату г-ну Руда, у которого собралось человек девять, главным образом говорящих по-русски. Познакомились с г-ном Певзнером (в больших очках, родственником знаменитого врача), с г-ном Духан, бывшим видным еврейским деятелем во времена Мандата[12], с г-ном заместителем президента Верховного Суда (не помню его фамилию, но помню его длинный нос и полное незнание русского языка). Гости были с супругами. Нам предложили торт, мороженое, вино и другие деликатесы. Сидели часа два, говорили на философские темы, о загробной жизни, о духе, душе и теле и т. п.

27.VIII. Суббота. Утром из Горнего привезли 7 монахинь, устроили спевку. Вечером служили всенощную (под Успение) с Чином погребения. Читали все статьи со стихами. На службе был и г-н А. Шварц с супругой. Служба произвела на них большое впечатление. Отец Михаил произнес содержательную проповедь, после чего греки спели светилен. С нами служил и отец Василий, которого вечером отвезли домой.

28.VIII. Воскресенье. Успение. Ездил в Яффу. За обедней пели приехавшие из СССР монахини Нина и Елена и Нонна с Варей. Несмотря на такое обилие певцов пение не отличалось большим вкусом. После молебна произнес проповедь на тему слов тропаря. За службой было 5 причастниц!!! Пили чай. Сделал несколько снимков за столом, у храма, у гробницы. Вечером служил в Иерусалиме всенощную.

29.VIII. Понедельник. [Перенесение] Нерукотворенного Образа. Служил обедню. Приводил в порядок бухгалтерию в связи с концом месяца. После обеда загорал на солнышке на крыше собора и читал там книгу по Священной Истории. Мать Гавриила купила для ризницы новый электроутюг.

31.VIII. Среда. Служил в Горнем акафист. Произнес поучение на тему «Блажени миротворцы». Монахинь пригласил приехать на мой день Ангела (кто может). Ходил осматривать имущество и дом бывшей игумении (Тавифы) — покойной. Приехал отец Михаил, консул и советник советского посольства с подарками — 15 банок варенья. Осматривали дворянскую гостиницу. Затем у матери Глафиры забирали ключи от всех кладовок. Вернулись домой в четвертом часу дня.

 


[1] Речь идет о поездке на престольный праздник в русский храм святого пророка Илии в городе Хайфе на горе Кармил (Кармель).

[2] Петах-Тиква — первая еврейская деревня, основанная в 1878 году группой религиозных переселенцев из Иерусалима. Ныне — город, расположенный в 12 км к востоку от Тель-Авива в долине Шарон.

[3] Натания, или Нетания — крупнейший курорт Средиземноморского побережья Израиля. Город расположен в центральной части долины

[4] Кфар-Ясиф — арабское поселение в Западной

[5] Маронитская католическая церковь — древняя христианская церковь, исторически вышедшая из общины

[6] Николай (Ярушевич; 1892–1961), митрополит Крутицкий и Коломенский; член Советского Комитета защиты мира, член Палестинского Общества при Академии Наук СССР и член Славянского Комитета СССР. С 8 сентября 1943 года — постоянный член Священного Синода. Ближайший советник и помощник Святейшего Патриарха.

[7] Первое пополнение сестер Горненского монастыря после 1918 года.

[8] Аэропорт Лидда — международный, главный аэропорт Израиля. Построен в 1939 году, находится в 14 км к юго-востоку от [9] Церковь во имя мученицы царицы Александры — домовая церковь на Троицком подворье РДМ в Иерусалиме.

[10] 10 августа празднуется память святителя Питирима, епископа Тамбовского — день тезоименитства Питирима (Свиридова; 1887–1963), митрополита Минского и Белорусского (впоследствии — Крутицкого и Коломенского). Выпускник Саратовской Духовной семинарии, священническое служение начинал в Саратовской епархии. Игумен Пимен знал архиепископа Питирима в годы своей учебы в Минской Духовной семинарии (1945–1949) и им был рукоположен в священный сан.

[11] Католический монастырь расположен на самой вершине горы Фавор, а греческая православная церковь — несколько ниже.

[12] В 1922–1947 годах территория Палестины (Израиль, Палестинская автономия, Иордания и северо-западная часть Саудовской Аравии) находилась под управлением Британского мандата.

Загрузка...