Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Иерей Николай Лебедевский
Просмотров: 4293     Комментариев: 0

Свидетельства о жизни отца Николая, к сожалению, очень скудны и базируются, прежде всего, на его послужном списке из клировой ведомости деревянной церкви святого великомученика Димитрия Солунского села Дуровки Сердобского уезда, хранящейся в Государственном архиве Саратовской области.

Новомученик иерей Николай родился 3 мая 1843 года в селе Широком Уступе Аткарского уезда Саратовской губернии (ныне Калининский район нашей области) в семье священника Александра Лебедевского. Во Святом Крещении отец дал ему имя в честь святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, день перенесения мощей которого праздновался спустя шесть дней (9 мая). По окончании курса Саратовской духовной семинарии, 15 июля 1864 года он был уволен в епархиальное ведомство со званием студента и с аттестатом первого разряда, окончив семинарию в числе лучших четырнадцати учеников.

12 октября 1864 года, согласно прошению, он был определен на место причетника к старейшему Успенскому собору города Царицына, а спустя почти четыре месяца, 2 февраля 1865 года, перемещен на ту же должность к пятипрестольной Введенской церкви Саратова. Этот храм располагался на углу улиц Покровской и Введенской (ныне ул. Лермонтова и Революционная) и имел помимо главного престола во имя Введения Пресвятой Богородицы во храм, еще приделы Покрова Пресвятой Богородицы, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святых равноапостольных Константина и Елены и во имя священномученика Харалампия.

На престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 1 октября 1865 года, святитель Иоанникий II (Руднев), епископ Саратовский и Царицынский, совершил хиротонию Николая Александровича Лебедевского во иерея.

Новопоставленного священника Владыка определил на служение к храму во имя святого великомученика Димитрия Солунского села Дуровки Сердобского уезда Саратовской губернии (ныне — Тамалинского района Пензенской области). Храм, в котором отец Николай начал свое служение, был вторым храмом в Дуровке, население которой составляло почти шесть тысяч человек, при этом в селе (что было сравнительной редкостью) не числилось ни раскольников, ни инославных, ни иноверцев — все сельчане были чадами Православной Церкви. Деревянный однопрестольный храм, с деревянной колокольней, был построен в 1848 году тщанием прихожан (по данным 1912 года, в приходе состояло 1812 человек). Причту предоставлялись церковные дома, жалованья священник получал 300 рублей в год. В этом храме отец Николай и прослужил от принятия сана иерея до ухода на покой.

Стремление помочь вверенному ему приходу не только духовным советом, но и конкретным делом, побудило отца Николая к активным действиям. И вот, спустя четыре с половиной года, «за усердие и благоуспешный сбор в пользу бедных духовного звания» отцу Николаю 12 мая 1870 года была объявлена признательность епархиального начальства, причем ему было присвоено звание сотрудника епархиального попечительства о бедных духовного звания. 6 марта 1874 года отец Николай получает свою первую церковную награду — набедренник, с формулировкой «за ревностное служение Церкви Божией при честном поведении».

27 октября 1873 года он был утвержден помощником настоятеля объединенного Дуровско-Крюковского прихода. На тот момент приход, помимо Дуровки (с двумя храмами — каменным и деревянным, оба во имя святого великомученика Димитрия Солунского), включал еще село Крюковку (с каменным храмом во имя святителя Христова Николая — Небесного Покровителя отца Николая Лебедевского), сельцо Тамалу (с деревянной церковью-школой также во имя святителя Николая), сельцо Рящино (с каменной церковью во имя первоверховных апостолов Петра и Павла), тринадцать приписных деревень и приписной хутор.

Четыре года спустя, 7 октября 1877 года, отец Николай утверждается в должности старшего помощника благочинного II округа Сердобского уезда. Еще через полтора года, 22 февраля 1879 года, ему была вновь объявлена признательность саратовского епархиального начальства, на сей раз — за попечение о своем приходском храме, а спустя год, 20 апреля 1880 года, священник был Всемилостивейше награжден «по удостоению Святейшего Синода» бархатной фиолетовой скуфьей.

Отличительной чертой пастырской деятельности отца Николая была его неустанная забота о храме, в котором он служил. Трижды ему преподавалось благословение Святейшего Синода за попечение о своем храме: 16 марта 1884 года — за пожертвование на благоукрашение приходской церкви, 25 сентября 1892 года — за пожертвование в приходскую церковь дома, 15 апреля 1900 года — за пожертвование на постройку колокольни приходской церкви.

Императрица Мария Федоровна, мать святого новомученика Императора Николая II, много сделавшая для женского образования и благотворительности, в частности, учредила Красный Крест, который оказывал помощь увечным воинам, в том числе во время недавно прошедшей русско-турецкой войны (1877 – 1878 гг.). Но с 1882 года Красный Крест начинает действовать и в мирное время, помогая раненым по месту их жительства. В том же году 14 октября отец Николай Лебедевский получил, по распоряжению Преосвященного епископа Павла (Вильчинского; †1908) знак Красного Креста и соответствующее свидетельство. Подражая святителю Николаю в милосердии и человеколюбии, иерей Николай становился, как и он, «отцом сирых и утешителем страждущих».

За заслуги по Духовному ведомству отец Николай получил «по удостоению Святейшего Синода» ряд церковных наград: 17 апреля 1888 года он был награжден бархатной камилавкой, 16 апреля 1896 года Всемилостивейше награжден наперсным крестом.

С 15 октября 1898 года, по определению Преосвященного епископа Николая (Налимова; †1914), отец Николай временно исправлял должность благочинного II округа Сердобского уезда. В этой должности он состоял до 7 февраля 1900 года.

Будучи верным последователем духовно-просветительных начинаний святителя Иоанникия (Руднева), отец Николай параллельно вел обширную педагогическую деятельность. По резолюции Преосвященного Павла от 19 октября 1884 года отец Николай был определен законоучителем при новооткрытой церковно-приходской школе в соседнем с Дуровкой сельце Рящине. В этой школе он преподавал Закон Божий по 1900 год. С 25 октября 1885 года по 1895 год он состоял (с утверждения епархиального начальства) наблюдателем за церковно-приходскими школами IV округа Сердобского уезда. Также он был определен законоучителем школ грамоты в приписных к Дуровке деревнях: 7 марта 1887 года в деревне Грязнухе, 5 ноября 1892 года в поселке Никольском. В этих школах Закон Божий отец Николай преподавал по 1899 год. С 1898 года он был определен законоучителем к женской школе при приходской церкви, и исполняющим законоучительскую должность в этой школе он еще числился на 1905 год.

Отдельной строкой в послужном списке батюшки, как «поборника благочестия и нечестия противоборца», отмечена его миссионерская деятельность: в 1867 году он присоединил к Православию католичку, в 1868 году двух лютеранок, в 1882 году — двух раскольниц-беглопоповок.

Благочинный округа отзывался о своем заместителе так: «В предметах, относящихся к должности, сведущ; поучает прихожан усердно. Поведения отлично хорошего. Судим и штрафован не был и <под следствием и судом> не состоит. Ставленную грамоту и свидетельства на награды имеет». За отцом Николаем числилась недвижимая собственность из 275 десятин земли.

В семье у отца Николая и его матушки, Анны Петровны, было шестеро детей. Их первенец, Надежда, родившаяся в 1870 году, по окончании курса Саратовского Епархиального училища вышла замуж за земского фельдшера. Сыновья, Леонид (родившийся в 1878 году) и Аполлон (он был на шесть лет младше), пошли по стопам отца: старший поступил в Саратовскую Духовную Семинарию, младший окончил Балашовское Духовное училище. О дальнейшей судьбе их, к сожалению, ничего не известно. Средняя дочь, Александра (она родилась в 1880 году), вышла замуж за Алексия Ивановича Покровского, по окончании Саратовской Духовной Семинарии ставшего священником (он служил сначала в Петровском, а потом в Балашовском уезде). Анфиса, родившаяся в 1882 году, как и сестры, окончила Саратовское Епархиальное училище. Младшая дочь отца Николая, Екатерина (она родилась в 1891 году), в 1909 году закончила Саратовский Мариинский институт благородных девиц.

Последние документированные данные об отце Николае до октябрьского переворота датированы 1912 годом: шестидесятидевятилетний пастырь продолжал окормлять свой Димитриевский приход, по-прежнему исполняя должность помощника благочинного. Незадолго до революции отец Николай Лебедевский из-за преклонного возраста вышел за штат. Местом жительства себе он избрал село Крюковку, в котором был храм в честь его ангела — святителя Николая, здесь и судил ему Господь встретить страдальческую кончину.

Семидесятипятилетний старец был убит в ночь с 19 на 20 мая (по старому стилю) 1918 года. В одном из последних номеров журнала «Саратовские Епархиальные Ведомости» была опубликована статья «О положении сельского духовенства в настоящее время», где кратко сообщалось следующее: «Вооруженные грабители в количестве 15 человек ворвались ночью в квартиру покойного и потребовали с него уплаты наличными 200 000 руб. (покойный слыл за богатого человека). Тот, конечно, отказал грабителям в уплате такой колоссальной суммы и предложил им имевшиеся у него 1500 руб. Не получив требуемого, грабители убили о. Лебедевского, затем перерыли все в его квартире, но, кажется, не нашли и тех 1500 руб., которые он предлагал им».

Официальной причиной нападения на отца Николая в уже цензурированном журнале (в котором, кстати, сохранились пустые пятна от выкинутых совдепом более резких материалов), таким образом, была выставлена попытка ограбления, однако необходимо помнить, что подобные «экспроприации» в те поистине буреносные дни составляли практически исключительно практику дорвавшихся до власти воинствующих богоборцев.

Приходит на память произошедшее с Преподобным Серафимом, Саровским Чудотворцем, когда три человека подошли к нему в лесу и стали требовать денег, говоря, что «к тебе ходят мирские люди и деньги носят». По свидетельству святого священномученика Серафима (Чичагова), автора «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», «отец Серафим имел большую физическую силу и, вооруженный топором, мог бы не без надежды обороняться. Но он вспомнил при сем слова Спасителя: "вси бо приемшии нож, ножем погибнут" (Мф. 26, 52), не захотел сопротивляться, спокойно опустил на землю топор и сказал кротко, сложивши крестообразно руки на груди: "Делайте, что вам надобно". Он решился претерпеть все безвинно Господа ради». И будучи сильно избит разбойниками (ничего не нашедшими и впоследствии раскаявшимися в содеянном), преподобный Серафим позднее был удостоен исцеления от жезла Пресвятой Богородицы. Благоговейно уподобившись преподобному Серафиму, старец-иерей Николай Лебедевский, в завершение своего священнического служения — принесения бескровной жертвы Тела и Крови Христовых, удостоился безвинных мучений и страдальческой кончины.

По смирению и ревностной вере священников отца Николая Лебедевского и отца Владимира Пиксанова, бывших первыми из саратовских страстотерпцев, можно заключить о мученичестве во имя Христово и о явлении православным Саратовской епархии усердных и верных предстателей пред Престолом Божиим.

При подготовке материала были использованы:

  1. Клировая ведомость деревянной церкви св. Димитрия Солунского с. Дуровки Сердобского уезда за 1905 год. // Государственный Архив Саратовской области. Ф. 135. Оп. 1. Д. 5671. Л. 2об., 3, 3об., 4, 4об.
  2. Саратовские Епархиальные Ведомости. № 12, 1870.
  3. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. С. 356, 357, 635.
  4. Н. И. Теодорович. История Саратовского Мариинского Института благородных девиц (1854 – 1916 г.). Саратов: Типография Губернского Земства, 1916.
  5. О положении сельского духовенства в настоящее время. // Саратовские Епархиальные Ведомости, №16-18, 1918. С. 213.
  6. Проскурин Константин, священник. Саратовское православное духовенство в 1917-18 гг. // Культура русских и немцев в Поволжском регионе. Вып. 1. Саратов, 1993. С. 35.
  7. В. В. Теплов. Страстотерпцы саратовские. // Саратовские Епархиальные Ведомости, № 1, 1995. С. 14.
Загрузка...